КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дети с нарушением интеллекта
При анализе результатов тестов на доминантность полушарий здоровых учащихся 7-10 лет, как мальчиков, так и девочек, отмечалось отчетливое превалирование левого полушария (в 72,7 и 80% соответственно). У школьников с нарушением умственного развития (в лег кой степени) выявились отчетливые различия как по сравнению со здоровыми детьми, так и между мальчиками и девочками в своей труп пе. Так, среди обследованных умственно отсталых мальчиков доминирование левого полушария наблюдали в 39,1% случаев, правого в 52,2%, отсутствие выраженной доминантное — в 8,7%. Следовательно, по сравнению с нормой почти в 2 раза было снижено количество «левополушарных» мальчиков, а «правополушарных» — напротив, увеличено в 2 раза. Среди умственно отсталых девочек различим по сравнению с нормой были выражены в меньшей степени. Так, число «левополушарных» девочек составляло 64,5% по сравнению с 80 <в и норме, а также отмечалось 21,3% амбидекстров. Усреднение показателей произвольного и непроизвольного зрительного запоминания показало отчетливую тенденцию снижения по сравнению с нормой функциональной активности левого полушария у умственно отсталых школьников, как мальчиков, так и девочек. Это выражалось в достоверном уменьшении показателей произвольной зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта по сравнению с их здоровыми сверстниками (табл. 1). Выраженная недостаточность выявлена у умственно отсталых школьников при исследовании слухоречевой памяти. Усредненные «кривые заучивания» слов этих детей имели более низкие значения по сравнению со здоровыми детьми как среди мальчиков, так и среди девочек. Исследование структуры процесса заучивания слов показало ее существенные различия в группах детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. Таблица 1. Состояния произвольной и непроизвольной памяти у школьников с нарушением интеллекта (М ± т)
При анализе «кривых заучивания» мы исходили из классификации А, Р. Лурия [10] и разделили их на 4 типа: I — соответствующие норме; II —ригидные, т. е. с замедленным темпом запоминания: III — истощающиеся, т. е. с выраженными признаками снижения числа воспроизводимых слов по мере их повторения; IV — типа «плато», т. е. таких, и которых по мере повторения число воспроизводимых слов не растет, * остается неизменным (причем ребенок инертно повторяет одни и те же слова). Анализ «кривых заучивания» показал, что у школьников 7-10 лет с нормальным интеллектуальным развитием преобладают кривые, соответствующие норме (как у мальчиков, так и у девочек — в 81,8 и 73,3% соответственно). В небольшом числе случаев (в 18,2% — у мальчиков К и 26,7% — у девочек) наблюдаются ригидные кривые. У умственно отсталых школьников кривые, соответствующие норме, выявлялись только в единичных случаях (в 8,7% — у мальчиков и в 14,3% — у девочек). В подавляющем большинстве случаев динамика процесса заучивания у этой группы детей является нарушенной. Помимо ригидных кривых у них встречались кривые с более грубыми изменениями — -«истощающиеся» (в 34,8 и 42,8% случаев соответственно среди мальчиков и девочек) и по типу «плато» (17,4 и 21,5%). Последние типы «кривых заучивания» имеют место при нарушении функций ассоциативных структур мозга, в основном лобных зон [ 10,19].
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |