КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией 4 страница
Особое место в организации системы КРО занимает начальная школа. Начальная школа — это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки дошкольного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тенденций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить успешность обучения каждого ученика. Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной школе следует рассматривать с двух позиций преемственности: —между начальной школьной и дошкольной ступенями; —между начальной и основной ступенями образования. Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики развития и адаптации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что поможет выявить «предвестников школьной и социальной неуспешности» в более ранние сроки и организовать профилактику (предупреждение) школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения. Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план для детей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года. Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий, кратковременного пребывания в группах зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограничиваться 56 занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5-6 месяцев) при ежедневном посещении одного занятия длительностью 25-30 минут. Группы подготовки детей к школе могут функционировать в ДОУ и в общеобразовательной школе. Опытно-экспериментальная работа в дошкольных учреждениях страны позволила создать учебно-методический комплект «Готовимся к школе», включающий методическое пособие «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР», подготовленное под руководством С. Г. Шевченко дефектологами ДОУ № 1703 (зав. Орлова Н. Н.) и ДОУ № 1371 (зав. Волова В. В.) и апробированное не только дошкольными учреждениями г. Москвы, но и других городов России. Комплект включает 6 рабочих тетрадей, в подготовке которых приняли участие сотрудники ИКП РАО (Капустина Г. М., Волкова И. Н., Шевченко С. Г.) и практические работники ДОУ г. Москвы. Данные, полученные за 3 года (1995-1998 гг.) в базовых дошкольных учреждениях г. Москвы (ДОУ № 1371 Восточного округа, ДОУ № 1703 Южного округа, № 1475 Западного округа, № 1245 и УВК № 1822 Северо-Восточного округа), свидетельствуют о высоких практических достижениях этих учреждений в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе. Так, 83-89% детей после одного - двух лет пребывания в дошкольных группах для детей с ЗПР поступают в общеобразовательные классы. Только 0,7% детей за три года были переведены во вспомогательные школы. Вызывает затруднения у специалистов МПК, ПМПК дифференциальная диагностика ЗПР и ОНР: после пребывания в коррекционно-развивающих дошкольных группах 6% детей были направлены в речевые школы, а в отдельных округах — до 12%. Дети, поступившие в традиционные классы, обучаются успешно: 60—70% учащихся 2-го класса учатся на «4» и «5», остальные достигают среднего уровня успешности обучения в начальных классах. Анализ успешности обучения учащихся начальных классов КРО показывает высокую продуктивность освоения учебных программ по русскому языку и математике. К примеру, только 10% учащихся 2-х классов КРО 17 общеобразовательных школ г. Москвы не справились с контрольными заданиями по математике. При этом оказалось, что в 7 школах учителя работали по общеобразовательной программе (1-4). Степень обученное и качество знаний значительно выше в классах, работающих по специальной программе для классов КРО, чем в классах, работающих по общеобразовательной программе. Степень обученности и качество знаний по русскому языку в классах, работающих по специальной программе, — 73% и 69%, в то время как в классах, работающих по общеобразовательной программе, соответственно — 57% и 61%. В письменных работах по русскому языку в среднем отмечено по 2-3 ошибки, в то время как в традиционной системе неуспевающий ученик 2-го класса допускает в среднем 11,7 ошибки. Реализация концепции КРО способствует созданию такой модели обучения и воспитания детей и подростков с трудностями в обучении, которая «обеспечивает развитие психологически здоровой и способной к самостоятельной организации своей жизни личности, сознающей ресурсы своего потенциального развития, что в совокупности обеспечивает социальную защищенность» (Концепция). Четко определенные цели учебного процесса предусматривают введение курса допрофессионального и начального профессионального образования. Разработаны программы трудового обучения (столярное, токарное дело, скорняжное, парикмахерское и др.), что создает благоприятные возможности для выбора учащимися начальной профессиональной подготовки. На основной ступени обучения при выявлении профессиональных наклонностей и интересов следует привлекать психологов и социологов, что обеспечит своевременность психологической рекомендации учащимся и их родителям по профориентации. Важной особенностью учебного плана в 5-9-х классах является то, что в нем выделено 4-5 часов на коррекционную индивидуальную и групповую работу с учащимися. Социологическое изучение, включающее анкетирование администрации и учителей классов КРО, показало, что при оценке эффективности работы классов КРО все учителя и директора школ считают, что классы необходимы, эффективны, что в идеале каждая школа самостоятельно должна решать вопрос об открытии и ликвидации этих классов. При ранжировании критериев отбора детей в классы КРО учителя и администрация школ поставили: —на 1-е место — психофизическое развитие ребенка; —на 2-е — способности к обучению (особенности познавательной —на 3-е — уровень общего развития и соматическое здоровье; —на 4-е — неуспеваемость. Поведение учащихся и социальная среда не являются, по мнению администрации и учителей школы, показателем для вывода ребенка в класс КРО. Отношение учащихся общеобразовательных классов к детям классов КРО такое же, как к обычным ученикам, особенно в начальных классах, и только 4,3% проявили негативное отношение к учащимся 7—9-х классов. Отношение других учителей к детям классов КРО такое же, как к ученикам традиционных классов, — обычное — 63,6%, сочувственное 36,4%. Отношение родителей к классам КРО: положительное — 63,6%, нейтральное — 31,8%, отрицательное— 4,6%. Успешность обучения, повышение степени обученное и качества знаний учащихся классов КРО доказывают, что при правильном комплектовании, соответствующем Рекомендациям по отбору детей в классы КРО, при необходимом внимании к повышению квалификации учителей, работающих с указанной категорией детей, значительная часть учащихся может быть подготовлена к успешному обучению в 5-9-х классах. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УТВЕРЖДЕННАЯ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ОТ 03.07.1981 Г. №103 1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной зависимости. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных заданий и навыков на новый материал. 2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучающиеся в I— 3. Основным медицинским показанием к приему в специальные В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития: а) задержка психического развития по типу конституционального б) задержка психического развития соматогенного происхождения в) задержка психического развития психогенного происхождения при Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах. За, б, в, направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе. 4. Противопоказания к приему в специальные школы-интернаты а) олигофрения; б) органическое слабоумие; в) эпилептическое слабоумие; г) шизофреническое слабоумие; д) выраженное нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; е) шизофрения без явления слабоумия; ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы; з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные; к) различные нервно-психические расстройства, сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной не успеваемостью; л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и при декомпенсации. Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами в пункте 4 а - д подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на лечение; дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4е-к, подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям — по программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов. 5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы. Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе. 6. Направление в специальную школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится на основании заключения медико-педагогической комиссии. Перевод в специальную школу другого типа осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа предоставляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Приказ Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 года № 333 В целях практической реализации принципа гуманизации общеобразовательного процесса приказываю: 1.Утвердить Примерное положение о классах компенсирующего 2.Главному управлению реабилитационной службы (Макаров Г. Б.), Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях I. Общие положения Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения. Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения. В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.). Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированное™ психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.). Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся. II. Организация и функционирование компенсирующих классов 2.1.Компенсирующие классы могут быть организованы во всех 2.2.В компенсирующие классы направляются или переводятся с Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях). 2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, 2.4. Отбор детей компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися. При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (городскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими консультациями. 2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке: а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению; б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин; в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе 2.6.Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 2.7.Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах 2.8.Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных 2.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях 2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов III. Организация образовательного процесса в компенсирующих классах 3.1.Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. 3.2.Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят 3.3.Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю. 3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в раз ГУ. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение компенсирующих классов 4.1.В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели 4.2.Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с 4.3.В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в дан 4.4.Для работы компенсирующих классов в режиме продленного 4.5.Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, могут производиться в пределах фонда V. Функции руководителей учреждения и учителей компенсирующих классов 5.1.Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за 5.2.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения. 5.3.Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения (разработано НИИ дефектологии РАО) В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей. Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения. Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются: 1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью: а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.); б) церебрастенические состояния (компенсирования и суб-компенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития; в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония); г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сен 2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения: а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие); б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, в) психогенное патологическое формирование личности; г) синдром истинной невропатии; д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий; е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма; ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении); и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия); к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу. 3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микро Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний: а) задержка психического развития церебрально-органического генеза; б) олигофрения; в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза; г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. О примерном положении о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования РФ от 9 сентября 1992 года № 30-95-6 Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей — детям «группы риска». К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |