Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией 5 страница




Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематичес­кие трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное от­ставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспи­туемое, школьной дезадаптации и является одной из причин правона­рушений несовершеннолетних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой катего­рии со стороны педагогических работников, правоохранительных, ор­ганов ведется по существу в одной логике — логике преодоления вто­ричных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилактической работы, так не­пропорционально мала ее эффективность.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы риска», осознание необходимости усиления роли педагогики и педа­гогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспече­нии полноценного образования и развития личности диктуют необ­ходимость изменения сложившейся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно самостоятельная область научного знания и практической педагоги­ческой деятельности — коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей «группы риска» и разработка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают клас­сы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адап­тации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассмат­ривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня пси­хического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффективность учебного процесса.

В порядке эксперимента классы компенсирующего обучения были организованы в Астраханской, Волгоградской, Смоленской и других областях, в республике Коми, Ханты-мансийском национальном округе, Москве.

Методическое обеспечение экспериментальной работы по органи­зации и функционированию классов компенсирующего обучения осу­ществляет лаборатория коррекционной педагогики НИИ теории и истории педагогики Российской академии образования. Практика подтверждает эффективность работы классов компенсирующего обу­чения.

В последнее время, используя Временное положение о государ­ственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР (п. 15), педагогические коллективы увеличили количество классов компен­сирующего обучения. Вместе с тем, открываемые в массовом порядке, эти классы не всегда имеют соответствующую организационную и методическую поддержку. Не всегда на местах четко дифференци­руют контингент классов компенсирующего обучения и классов вы­равнивания. В отдельных случаях педагогические работники (учите­ля, воспитатели, методисты, руководители учреждений, психологи, логопеды) не готовы к внедрению программ и методик коррекционной работы с детьми «группы риска» в практику. Имеются случаи, когда контингент учащихся классов компенсирующего обучения фор­мируется без участия психологов, медиков. Все это может способство­вать профанации идеи создания классов компенсирующего обучения, стать серьезным тормозом на пути развития перспективного направ­ления.

Экспертная комиссия, организованная при Министерстве образо­вания Российской Федерации с целью оценки работы классов компен­сирующего обучения, в целом одобряет практику работы указанных классов (при наличии соответствующего кадрового и учебно-методи­ческого обеспечения) и рекомендует их организацию как одну из воз­можных форм дифференцированного обучения детей «группы риска».

В то же время обращается внимание органов образования, педаго­гических коллективов на недопустимость формального, необоснован­ного, форсированного подхода к вопросам организации и функцио­нирования классов компенсирующего обучения.

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в обще­образовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления практического опыта и получения новых данных специальных педа­гогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обучения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положение может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в ос­новном на этапе получения начального общего образования. При по­лучении основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь в порядке экспе­римента. Обучающиеся, освоившие программу основного общего образования, получают соответствующий документ. Материалы экза­менационных работ для классов компенсирующего обучения состав­ляются образовательным учреждением и утверждаются органом управ­ления образованием. Для получения среднего (полного) общего обра­зования учащиеся классов компенсирующего обучения принимаются на общих основаниях.

В перспективе классы компенсирующего обучения могут стать со­ставной частью коррекционной службы, в структуре которой будут функционировать психолого-диагностические центры, социально-педагогические комплексы, психолого-медико-педагогические кон­сультации и т. п.

Учитывая специфику коррекционных классов, напряженность ра­боты в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г.
№ 1037-р Министерство образования рекомендует устанавливать над­бавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педаго­гическим работникам и должностным окладам руководителям школ,
непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного
контингента.

Рекомендуем использовать (применять) утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. № 333 Примерное положение о классах компенсирующего обу­чения в общеобразовательных учреждениях, примерные учебные пла­ны (приложение 1) и имеющуюся учебно-методическую литературу (Приложение 2) при создании компенсирующих классов.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ, ПОВЕДЕНИИ, ОБУЧЕНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информационно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.06.97 № 1141-уд

За последнее время в общеобразовательных учреждениях города значительно возросло количество классов, где обучаются дети с про­блемами в обучении, поведении, развитии.

К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (вырав­нивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической под­держки). Создание и деятельность данных классов создает возможность получения общего среднего образования всеми детьми.

Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при обще­образовательной школе на основании приказа МО от 03.07.81 № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР».

Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреж­дениях», утвержденным приказом МО РФ от 08.09.92 № 333.

Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и ат­тестации учащихся в классах вышеназванных видов:

Дополнительно Комитет по образованию рекомендует:

—обучение в начальной школе в классах компенсирующего обуче­ния проводить по программе 1—4;

—в связи с переходом большинства районов при формировании
сети ОУ и классов на принципе территориальных округов откры­тие классов компенсирующего обучения соотносить с потребно­стью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ;

—при наличии свободных мест в классах компенсирующего обу­чения предоставлять возможность ОУ территориального округа определять в данные классы своих учащихся для дальнейшего обучения;

—при комплектовании классов компенсирующего обучения и клас­сов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методичес­ким письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных рас­писаний учреждений общего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997,1998 годы» (минимальная наполняе­мость классов компенсирующего обучения —15 чел.; классов для детей с ЗПР—12чел.);

—организацию образовательного процесса в классах компенсиру­ющего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принци­пу «класс-комплект», в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости класса;

—классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ
высококвалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального сопровождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд),
а также учебно-программного обеспечения;

—по итогам учебного года РОУО вправе ставить вопрос о ликвида­ции классов компенсирующего обучения, не обеспечивающих усвоение учащимися базовой программы.

«Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных школах Ленинграда», опубликованное в сбор­нике нормативных и методических материалов КО № 1 за 1991 год, считать утратившим силу.

ЛИТЕРАТУРА

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. С. 5-21.

2. Белопольская И. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. С. 112-117.

3. Васильева Е. Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье // Шестилетние дети: проблемы и исследования / Под ред. У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой и др. Н. Новгород. 1993. С. 98—108.

4. Ванникова Е. А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления мо­рального поведения у детей с задержкой психического развития//Дефектология. 1999.№ 1. С. 18-24.

5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр. и доп. М., 1973. С. 47-56.

6. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задерж­кой психического развития//Дефектология. 1986. № 5. С. 13—20.

7.Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. Лекция. Л., 1988. С. 16—50.

8.Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певз­нер. М., 1971. С. 63-66.

9. Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития //Шестилетние дети: пробле­мы и исследований / Под ред. У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой и др. Н. Новгород. 1993. С. 73-82.

10. Дробинская А. О. Астенический синдром //Дефектология. 1997. Мв 6. С. 75—80.
11 .Дробинская А. О. Пути формирования активного отношения к обучению млад­ших школьников с церебрастенией //Дефектология. 1999. № 3. С. 12-17.

12. Защиринская О. В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задер­жкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы психологии.
Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения-97» / Под ред. А. А Кры­лова. СПб., 1997. С. 83-89.

13. Защиринская О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социали­зации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под ред. О. В. Защиринской. СПб., 2001. С. 213-252.

14. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задерж­кой психического развития. Екатеринбург, 1995. С. 89-95.

15. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задерж­кой психического развития. Екатеринбург, 1995. С. 96—101.

16. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1995. С. 354-388.

17. Кондрашин В. И. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната //Де­фектология. 1991. № 1. С. 49-53.

18. Кулагина И. Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей сзадержкой психического развития //Дефектология. 1982. № 6. С. 3-10.

19. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. С. 53—75.

20. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психи­ческого развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. С. 6-19.

21. Малафеев Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нор­мально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического раз­вития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обу­чения / Под ред. С. Г. Шевченко. М., 2001. С. 27-40.

22.Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по ди­агностике. СПб., 1994. С. 237-245.

23. Никашина Н. А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психическо­го развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с за­держкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. и доп. Смоленск, 1994.

24. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 4. С. 36—42.

25. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990. С. 28-54.

26. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990. С. 6-17.

27. Шевченко С. Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специа­листов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М., 2001. С. 8-26.

28. Шипицына Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения //Дефектология. 1999. № 5. С. 3-10.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.