Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Депривированный ребенок




2.1. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

2.2. Причины:

- социальная изоляция - недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.);

- сепарация - прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой.

На депривацию ребенка в семье влияют:

- недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка);

- искажение связи (патернальная семья - семья без отца);

- прерывание связи (смерть матери);

- сепарационные реакции:

а) анаклитическая депрессия - синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3 месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована;

б) госпитализм - синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре.

2.3. Типы депривации:

Д. стимульная (сенсорная),

Д. значений (когнитивная),

Д. эмоциональных отношений (аффективная),

Д. идентичности (социальная),

 

По степени выраженности

 

полная (сочетание всех частичная (преобладание какого-

четырех типов депривации) либо одного типа депривации)

 

2.3.1. Депривационные поражения:

- задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия;

- депрессивные проявления;

- тревожность, фобии, энурез;

- задержка интеллектуального развития;

- изменения в личности;

Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек.

2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях:

- социальная гиперактивность;

- социальная провокация: (агрессивность, конфликтность);

- подавленный тип;

- хорошо приспособленные;

- замещенный тип - замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите основные причины аутизма.

2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма.

3. Каковы причины депривации в семье?

4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации.

5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитыва­ющихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет?

6. Каковы последствия полной депривации?

 

Задача

Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова - в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает последовательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе.

При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект - 118 баллов, невербальный - 80 (по методике Векслера). Самооценка противоречивая, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним. Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи - полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.

 

1. Какой тип нарушений психического развития у Даниила?

2. Какова может быть психологическая помощь ребенку?

Литература

 

1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004.

2. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб., 1996.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.- м., 2005.

4.Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.-СПб, 2001.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

6. Ремшмидт Х. Аутизм.- М., 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.