КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Депривированный ребенок
2.1. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. 2.2. Причины: - социальная изоляция - недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.); - сепарация - прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой. На депривацию ребенка в семье влияют: - недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка); - искажение связи (патернальная семья - семья без отца); - прерывание связи (смерть матери); - сепарационные реакции: а) анаклитическая депрессия - синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3 месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована; б) госпитализм - синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре. 2.3. Типы депривации: Д. стимульная (сенсорная), Д. значений (когнитивная), Д. эмоциональных отношений (аффективная), Д. идентичности (социальная),
По степени выраженности
полная (сочетание всех частичная (преобладание какого- четырех типов депривации) либо одного типа депривации)
2.3.1. Депривационные поражения: - задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия; - депрессивные проявления; - тревожность, фобии, энурез; - задержка интеллектуального развития; - изменения в личности; Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек. 2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях: - социальная гиперактивность; - социальная провокация: (агрессивность, конфликтность); - подавленный тип; - хорошо приспособленные; - замещенный тип - замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные причины аутизма. 2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма. 3. Каковы причины депривации в семье? 4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации. 5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитывающихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет? 6. Каковы последствия полной депривации?
Задача Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова - в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает последовательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе. При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект - 118 баллов, невербальный - 80 (по методике Векслера). Самооценка противоречивая, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним. Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи - полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.
1. Какой тип нарушений психического развития у Даниила? 2. Какова может быть психологическая помощь ребенку? Литература
1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004. 2. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб., 1996. 3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.- м., 2005. 4.Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.-СПб, 2001. 5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990. 6. Ремшмидт Х. Аутизм.- М., 2003.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |