КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности детских неврозов
Формы неврозов. 1) Систематика по Шульцу (Schults J.H., 1919) - ядерные неврозы, при которых затронуты наиболее глубокие слои личности; - краевые неврозы, при которых отсутствуют поражения ядра личности; соответствуют понятию конверсионных неврозов в психоанализе, при которых аффективные импульсы находят выражение в соматических феноменах; - неврозы отчуждения, обусловленные чувством чуждости больного окружающему миру, враждебному к нему; - слоевые неврозы, возникающие вследствие внутренних непреодолимых конфликтов. В болезненное состояние вовлекаются глубокие слои личности. 3.2. Систематика по В.В.Ковалеву (1976). 3.2.1. Неврастения (астенический невроз, невроз истощения, нервная слабость) - одна из наиболее распространенных форм неврозов. Симптомы: различные вегето-сосудистые расстройства. Она была впервые описана американским врачом Г.Бирдтом в 1869 г. Виды неврастении: - гиперстеническая форма; - переходная (раздражительная слабость); - гипостеническая. 3.2.2. Истерический невроз. Симптомы: соматовегетативные нарушения, истерические припадки, "флюктуирующие" изменения сознания, эмоциональные расстройства; 3.2.3. Невроз навязчивых состояний (невроз ожидания).
4.1. Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек. Основная причина неврозов - психогения (психическая травма), но дополнительными факторами являются врожденная функциональная и органическая недостаточность ЦНС. 4.2. Своеобразие: 1) незавершенность, рудиментарность симптоматики; 2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие личностного переживания болезни; 4) преобладание моносимптомных неврозов, общие наблюдаются лишь с 10-12 лет; 5) самый частый симптом - страх, который может длиться 2-3 года, принимая характер фобии; 6) частые компульсивные влечения: кусание ногтей (онихофагия), трихотилломания (выдергивание волос); 7) тики и генерализованные тики (синдром Туретта); 8) заикание (логоневроз) - у 1% всех детей стойкий, 4% - кратковременный; 9) невротический энурез - у мальчиков его распространенность 12%, у девочек - 7%. К началу школьного возраста частота энуреза снижается до 4,5%.
В Международной классификации болезней (МКБ - 10) неврозы у детей в качестве самостоятельной болезни не выделяются, но описываются отдельные встречающиеся при них синдромы, в том числе указанные выше. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные признаки неврозов. 2. Какие клинические синдромы неврозов наиболее часто встречаются у детей? 3. Перечислите основные формы неврозов. В чем их основные отличия? 4. Какие компульсивные действия наблюдаются у детей при неврозах? 5. Прочитайте книгу М.Буянова "Беседы о детской психиатрии" (1992). Выпишите описание школьного невроза. Каковы его основные причины и симптомы? Как предупредить школьный невроз? 6. Прочитайте описание нервной анорексии. Почему данный невротический симптом в последние годы встречаются все чаще?
Задача Зоя Л., ученица 3 класса. Обратилась мама с жалобой на навязчивые движения у дочери - стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медлительной, однако все навыки осваивала своевременно. С детьми общительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять желаемое положение в классе. В последнее время появились навязчивые движения - выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах. При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание - в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некоторая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.
Литература 1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М., 2001. 2. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996. 4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М., 1980. 5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985. 6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 8. Настольная книга педагога-дефектолога.- Ростов н/Дону, 2006.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |