КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды коррекционных программ
3.1. Виды коррекционных программ. Для осуществления коррекционных воздействий необходимо создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной. Общая модель коррекции -это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем особенностей функционирования отдельных сфер в целом; определение развития уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека. Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы. В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции. Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. диагностический; 2. установочный; 3. коррекционный. 4. блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, определенными способами деятельности. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель:измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. 3.2. Основные требования к составлению психокоррекционной программы. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: - четко формулировать цели коррекционной работы; - определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; - выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; - четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом; - отобрать методики и техники коррекционной работы; - определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; - определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.); - определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе); - разработать коррекционные программы и определить содержание коррекционных занятий; - планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); - реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу); - подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие психокоррекции от психотерапии? 2. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции? 3. Составьте психокоррекционную программу для развития внимания младшего школьника.
Задача Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родился, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевременно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены - пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкоголизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, "страшного дядьки". В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект - в границах возрастной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в положительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустрированность.
1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции? 2. Какие формы можно предложить? 3. Что можно посоветовать родителям мальчика? Литература
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997. 2. Дефектологический словарь-справочник. - М., 1996. 3.Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.-Ростов н/Дону, 2005. 4.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. 6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 6.Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/ Дону, 2006 7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 8665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |