КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Дети с задержкой психического развития
Аттитьюды общества к аномальным детям, система социальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями. Поврежденное психическое развитие. 2.1. К поврежденному психическому развитию относится органическая деменция - приобретенное слабоумие (лат. de - прекращение, mens - ум, разум). В отличие от олигофрении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Возможны и более поздние сроки появления деменции. 2.1.2. К приобретенному слабоумию приводят шизофрения, эпилепсия, а также органические заболевания, при которых разрушается вещество головного мозга (сосудистые или воспалительные заболевания мозга, тяжелые черепно-мозговые травмы). 2.1.3. Различают в зависимости от динамики болезненного процесса: - резидуальную органическую деменцию - нарушение интеллекта представляет собой остаточное явление поражения мозга; - прогрессирующую деменцию - снижение интеллекта вызывает текущий органический процесс. 2.1.4. Виды деменции многочисленны. Например: - алкогольная (возникает вследствие интоксикационной алкогольной энцефалопатии); - апоплексическая (возникает в связи с острыми нарушениями мозгового кровообращения вследствие кровоизлияния или инфаркта головного мозга при церебральном атеросклерозе и гипертонической болезни); - деменция боксеров (вследствие постоянных кровоизлияний в головной мозг и частых черепно-мозговых травм) и другие.
3.1. Аттитьюды общества к аномальным детям. 3.1.1. Не выявлено (Л.Пожар, 1996) существенных различий в отношении к УО детям в зависимости от пола опрашиваемых. У взрослых отношение к УО более терпимое, чем у детей и подростков. 3.1.2. Количество детей, пожелавших перейти в другую школу, если бы в классе обучался УО ребенок, составляло 52%. 3.13. Жители городов значительно более негативно настроены по отношению к УО, чем в небольших деревнях: количество детей, пожелавших перейти в другую школу, если бы в их классе обучался УО ребенок, в большом городе - 76%, среднем - 52%, в деревне - 30% (Л.Пожар, 1996). 3.1.4. В отношении родителей к аномальному ребенку В.С.Саммерс выделил пять категорий отношений: а) принятие ребенка и его дефекта (главный девиз таких родителей - "необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно"); б) реакция отрицания - "наш ребенок нормальный и специальной помощи не требует"; в) реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки; г) скрытое отвержение ребенка; д) открытое отвержение ребенка. 3.2. Все типы специальных учреждений (детские сады, школы, интернаты) комплектуют психолого-методико-педагогические консультации (ПМПК). 3.2.1. В постоянном штате ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед, дефектолог дошкольного учреждения), офтальмолог, психолог. 3.2.2. Система социальных институтов для УО за рубежом. В Англии все дети, начиная с 5-летнего возраста, направляются в обычные школы. Если в течение 1,5-2 лет они не усваивают программу, то с подробной характеристикой учителя направляются к психоневрологу, исследуются психологом. Показателем УО считаются данные тестирования и то, что ребенок не научился считать к 7 годам. Таким образом, обучение УО начинается с 6-7 лет в специальных школах. Во Франции отбор УО детей во вспомогательные школы осуществляется медико-педагогическими комиссиями, всю работу которых организует старший школьный инспектор. Специальное обучение в Бельгии продолжается с 2,5-3 лет до 21 года. 3.2.3. В настоящее время за рубежом и в России все чаще появляется стремление к организации совместного образования аномальных и нормальных учеников, обозначаемого как "интеграция".
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие олигофрении от органической деменции? 2. Какие особенности олигофрении требуется учитывать при диагностике и отграничении ее от других аномалий, связанных со снижением интеллекта? 3. Назовите три степени олигофрении. При какой из них и почему возможно коррекционное обучение? 4. Перечислите известные виды деменций. 5. Каково отношение общества к УО? Приведите примеры подобного отношения. Какие учебные заведения для УО есть в вашем городе? Задача Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери происходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть - в 9, ходить - в 1 год и 9 мес. Отдельные слова - к 1,5 годам, фразовая речь - к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ=52 балла, невербальный=60. Оказание помощи не улучшает результаты. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действие недоступно. 1. Какой тип нарушения психического развития имеет место? 2. В чем состоит первичный и вторичный дефект? Литература
1.Бородулин С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5. 3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. 4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996. 6. Специальная психология/Под ред. В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. 7.Саенко Ю.В. Специальная психология.- М.: Академический проект, 2006. 8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |