КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевые расстройства
Нарушения опорно-двигательной сферы. 3.1. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть врожденными и приобретенными. Выделяют следующие виды патологий двигательной сферы: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит); врожденная патология опорно-двигательного аппарата (кривошея, косолапость, врожденный вывих бедра и т.д.); приобретенные повреждения (полиартрит, рахит, туберкулез и опухоли костей и т.д.). Детский церебральный паралич - основное нарушение двигательной сферы (ДЦП). Это поражение двигательных систем головного мозга. 3.2. Основные признаки ДЦП. 3.2.1. Параличи и парезы отдельных групп мышц. 3.2.2. Расстройства равновесия и координации. 3.2.3. Гиперкинезы - непроизвольные чрезмерные движения (головы, рук и т.д.). 3.2.4. Нарушение мышечного тонуса (спастичность, гипотония). 3.2.5. Нарушение ощущений движения (кинестезии).
3.3. Формы ДЦП (по К.А.Семеновой, 1974). 3.3.1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля). 3.3.2. Гиперкинетическая форма. 3.3.3. Двойная гемиплегия. 3.3.4. Атонически-астеническая форма. 3.3.5. Гемипаретическая форма.
4.1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений: (по В.М.Астапову, 1994)
Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. 4.2. Критические периоды в развитии речи: 1- й – начало формирования речи (возраст 1-2 года), появление у ребенка повышенной потребности в общении; 2-й – интенсивное развитие речи (3 года) и возможные перенагрузки речевой системы, приводящие к эволюционным заиканиям; 3-й – овладение письменной речью (6-7 лет). 4.3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 4.3.1. Предрасполагающие причины: невропатическая отягощенность родителей; невропатические особенности заикающегося ребенка; конституциональная предрасположенность ребенка; наследственная отягощенность; поражение головного мозга во внутриутробном или постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний. 4.3.2.Производящие причины: травмы головного мозга; органические нарушения мозга; острые и хронические психотравмы; полиглоссия; речевые перегрузки; подражание 4.3.3. Виды заикания: функциональное, генетическое, невротическое.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте билингвистическую и коммуникационную педагогические системы обучения глухих языку. 2. Каковы основные причины нарушений зрения, слуха и речи у детей? 3. Проведите диагностику слуха у дошкольников, пользуясь предложенной выше программой наблюдения. 4. Найдите в литературе (журнале "Дефектология") конкретные методы коррекции некоторых речевых нарушений. 5. Можно ли полностью вылечить ДЦП? 6. Что такое "иппотерапия"? 7. Какие заболевания ЦНС у детей могут сопровождаться речевыми нарушениями? 8. В чем состоит особенность устного опроса заикающегося ученика в классе? Задача Андрей М., 9 лет. Обратилась учительница с жалобой, что учащийся не усваивает навыки чтения и письма, дублирует программу 3 класса. Поведение на уроках и переменах не нарушено. Успеваемость по математике и другим предметам - средняя. Из беседы с матерью выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально. Развитие речи несколько запаздывало: говорить отдельные слова Андрей стал к 1,5 годам, фразовая речь появилась к 4 годам. Отмечались нарушения в произношении в произношении отдельных звуков, занимался в поликлинике в течение 3 месяцев. Андрей посещал детский сад, но к поступлению в школу знал только отдельные буквы, читать не умел. Во время обучения в школе мать регулярно занимается с ребенком дома, читает ему все задания вслух. Отмечается некоторая истощаемость психических процессов по гипостеническому типу. Объем, концентрация и переключаемость внимания не нарушены. Слухоречевая память недостаточна, запоминание невербализованных фигур - высокая норма. При исследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение невербальных тестов - высокая норма, вербальных - нижняя граница нормы. Затруднен фонематический анализ и синтез слова, испытуемый путает отдельные фонемы: ш, с, ц; при фонематическом анализе к этому присоединяются пропуски гласных. Такого типа ошибки встречаются в письменной речи.
1. Какая предположительная причина неуспеваемости? 2. Консультация какого специалиста обязательна?
Литература
1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001. 2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.: Академия, 2001. 3.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.- СПБ., 2003. 4.Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006. 5.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |