![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды дефектов
Дефект и дефективность. Коррекционная педагогика как отрасль педагогического знания. 2.1. Объект - дети с отклонениями в развитии и поведении. Предмет – закономерности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и поведении. 2.2. Коррекционная педагогика – наук, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка. 2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности: 1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2.Принцип единства диагностики и коррекции. 3.Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. 4.Деятельностный принцип коррекции. 5.Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. 6.Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.
3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы. Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития. 3.1. Концепция В.В.Ковалева (1976). Основные типы психического дизонтогенеза следующие: 1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики; 2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании развития других; 3) дисфункция созревания - морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы (ЦНС). 3.2. Варианты психического дизонтегенеза по В.В.Лебединскому (1985): - недоразвитие, - задержанное развитие, - поврежденное развитие, - дефицитарное развитие, искаженное развитие, - дисгармоничное развитие. 3.3. Психологические параметры дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
Дефект (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа.
- первичный, вызванный биологическим фактором; - вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития
4.2. Л.С.Выготский о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений: "Чем дальше отстает симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию... то, что возникало в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено" (2, с. 291).
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на вторичный дефект. Есть несколько типов личностного реагирования. Игнорирование - часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности. Вытеснение - относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования, накоплении негативных эмоций. Компенсация - такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных. Гиперкомпенсация - усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не ведет к каким-либо проблемам. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие понятия используются для характеристики объекта специальной психологии? 2. Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь? 3. Перечислите основные формы психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому, Г.Е.Сухаревой, Л.Каннеру, В.В.Ковалеву. Сравните различные классификации. 4. Причитайте статью Л.С.Выготского "Дефект и сверхкомпенсация". Выпишите те положения статьи, которые определяют направления педагогической коррекции. Задача Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4 класса. Обратилась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая. Мальчик страдает легкой формой детского церебрального паралича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса начались конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно. Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: "Чтоб боялись и не приставали". Какой тип нарушений имеется в данном случае? Каковы могут быть рекомендации родителям и учителям?
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |