КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль менеджера по разрешению конфликтных ситуаций 2 страница
– страх перед противоположной стороной; – неудачное время надвигающегося конфликта.
Рис. 6.32. Тактические методы управления конфликтом К. Томаса Типичное поведение в этом случае: – чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; – затягивание решения проблемы; – применение замедленных процедур для подавления конфликта; – использование секретности во избежание конфликта; – обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам как к основе разрешения конфликта. Метод неприменим в случаях: – важности проблемы; – перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод эффективен лишь при непродолжительных конфликтах; – когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы, к большим издержкам. Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему: «выигрыш – проигрыш». 2. Метод бездействия – разновидность метода «ухода от конфликта». Его суть: никаких действий и расчетов не производить вообще. Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий. 3. Метод уступок и приспособления – администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Данный метод используется в случаях: – когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, т. е. показать свою рассудительность; – когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас (т. е. когда важнее удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации); – формирования и накопления стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций; – когда явное превосходство на другой стороне, и вы ей проигрываете; – когда стабильность наиболее важна; – повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок. Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш – выигрыш». 4. Метод сглаживания – используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Этот метод эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе. Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку». Вероятный результат этого метода предполагает наличие двух вариантов взаимодействия: «выигрыш – проигрыш», «выигрыш – выигрыш». 5. Метод скрытых действий. Применение этого метода необходимо в случае, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования. Причины такого выбора: – стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт; – нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа; – невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам; – отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся между собой сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску). Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех). Результат этого метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш – проигрыш» до варианта «выигрыш – выигрыш». Негативные последствия метода скрытых действий: – скрытое или открытое сопротивление разного рода секретным действиям; – акты саботажа; – распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству; – возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности. 6. Метод «быстрого решения» – его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно. Данный метод используется: – при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств; – когда одна из сторон конфликта меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации; – когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений; – когда отсутствует явное (опасное) обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений; – при расчете, что быстрое решение имеющихся проблем резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта. Наиболее вероятный результат метода: ближе к модели «выигрыш – проигрыш», но для этого потребуется взаимное согласие сторон. Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса. 7. Метод компромисса. Компромисс – вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. В демократических странах он является классическим методом в разрешении конфликтов. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Применим в случаях: – когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение или усиление нет необходимости; – когда оппоненты действуют с равными усилиями во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели; – достижения временных соглашений по комплексным проблемам; – достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени; – выхода из создавшейся ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха; – когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай – возьми»; – если обе стороны имеют достаточно времени; – ограниченности ресурсов; – нежелательности результата «выигрыш – проигрыш». Технология метода: – переговоры; – каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу; – поиск приемлемых решений. Ограничения для применения метода компромисса: – нереалистичность первоначально занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например преувеличения); – принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным; – когда компромисс неэффективен и в случае оспаривания участниками конфликта принятых ими обязательств. Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя. Достоинства метода компромисса: – возможность определения и решения спорных вопросов для обеих сторон; – фокусирование внимания на взаимных интересах; – использование объективного критерия в ходе переговоров; – ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон; – разработка взаимовыгодных решений. 8. Метод сотрудничества – соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Применим в случаях: – выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса; – когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте; – выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе; – выработки соглашения на основе принципа консенсуса; – когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон; – соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон при умении использовать процесс сотрудничества. Специфические действия конфликтующих сторон: – ориентация на разрешение проблемы; – акцент не на различия, а на общие идеи и информацию; – поиск интегрируемых решений; – выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть; – подход к конфликту как к вызову. Методика решения конфликта через решение проблемы, разработанная Аланом Фили, заключается в следующем: 1) определите проблему в категориях целей, а не решений; 2) при возникновении проблемы определите решения, приемлемые для обеих сторон; 3) сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; 4) создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; 5) во время общения создайте уважительное отношение друг к другу, т. е. проявите симпатию и внимательно выслушайте мнения другой стороны, сводя при этом к минимуму проявления гнева и угроз. Эффективность применения метода снижается в случаях: необязательности сторон, неблагоприятных временных условий. Вероятный результат метода – «выигрыш – выигрыш» для обеих сторон. 9. Метод силы – стремление одной стороны навязать другой свое решение. Применим в следующих ситуациях: – когда необходимо быстрое, решительное действие или даже в условиях чрезвычайных обстоятельств; – в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений понижения размера зарплаты); – в жизненно важных для организации обстоятельствах, когда сильная сторона осознает свою правоту; – против социальных групп с деструктивным поведением. Вероятные модели поведения: – навязывание стратегии типа «выигрыш – проигрыш»; – использование конкуренции; – использование власти путем принуждения; – требование подчинения. Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество над работниками. Наиболее вероятный результат метода – «выигрыш – проигрыш». Кроме названных основных в их рамках встречаются и другие приемы разрешения межличностных конфликтов: 1) координация – согласование тактических подцелей, поведение в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование может производиться между организационными единицами на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координации); на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями; 2) интегративное решение проблемы. Данная техника разрешения конфликта основывается на предпосылке того, что может существовать такое решение проблемы, которое включает и устраняет конфликтные элементы обеих позиций, что приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае они ближе всего подходят к разрешению условий, которые изначально породили конфликт. Однако подход по принципу решения проблем часто трудно воплощается в жизнь. Это связано с тем, что он во многом зависит от профессионализма и управленческой деятельности менеджера, и, кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В этих условиях менеджер должен иметь хорошую технологию – модель для решения проблем; 3) конфронтация как путь решения конфликта. Цель конфронтации состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение, что дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (а по сути – это не конфликт, а трудовой спор), поощрять вступление в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом с тем, чтобы выявить и устранить препятствия. Цель конфронтационных заседаний – свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение является одним из средств управления конфликтом. Процесс развития конфликта можно представить графически (рис. 6.33). Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить и «войти» в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92%, если на фазе подъема – на 46%; на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко. Когда силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад. И если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада могут быть привлечены для борьбы новые способы и силы. Предупреждение конфликтов. Немногие социальные действия можно однозначно определить как положительные, и предупреждение конфликтов относится к таковым. Эта деятельность важна и социально значима. Однако эффективность предупреждения конфликтов мала, что обусловлено рядом причин. Существуют объективные препятствия постороннего вмешательства в конфликт на его ранних стадиях, тем более на латентной стадии. Во-первых, эти препятствия имеют социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие.
Рис. 6.33. Развитие конфликта Во-вторых, существуют нравственные препятствия. Нередко, и не без основания, конфликт рассматривается как частное дело сторон. С позиции гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично. В-третьих, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения (даже из лучших побуждений) могут противоречить законодательству, быть противоправными. Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает рамки личных или групповых отношений и становится социально опасным (значимым). В целом предупреждение конфликтов заключается в воздействии на его элементы: участников, мотивы, объекты, используемые силы и средства до того, как противостояние возникло. Предупредительная деятельность разнообразна и зависит от характера возникающего конфликта. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов является предупреждение их причин. Эта деятельность проявляется на разных уровнях. 1. Общесоциальный уровень. Он представляет собой выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических факторов, которые дезорганизуют общественную и социальную жизнь. Примеры дезорганизующих общественную жизнь факторов: перекосы в экономике, резкие различия в уровне и качестве жизни у разных социальных групп, политическая и социальная неустроенность, неорганизованная и малоэффективная система управления и т. п. Их предупреждение предполагает последовательное поведение социальной, экономической и культурной политики в интересах всех групп общества, укрепление правопорядка и законности; повышение культурного уровня общества. Последовательная реализация социальных программ, направленных на осуществление интересов всего общества, является универсальным предупреждением всех негативных явлений. Большая роль в предупреждении конфликтов принадлежит усилиям по изменению ценностных ориентаций в направлении повышения уважения к правам и свободам личности, доброжелательности в отношениях; укреплению доверия; борьбы с насилием и нетерпимостью, т. е. изживанием «субкультуры насилия». Методы этой деятельности широко известны. Используя индуктивный метод, т. е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого к более сложному, от конкретного конфликта к обобщению). Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии. 2. Психологический уровень. В индивидуальном, психологическом плане устранение причин конфликтов предполагает воздействие и выдвижение контрнормативов, которые могут заблокировать первоначальные агрессивные намерения конфликтующих сторон. Эффективен также наиболее глубокий и компетентный психологический анализ конфликтной ситуации и мотивов противоборствующих сторон на ранних стадиях конфликта, который позволяет избежать насилия и других форм поведения, отягощающих конфликт. Следующей достаточно эффективной формой предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества. Зачастую до противоборства стороны находились в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничали друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений. Методы поддержания и развития сотрудничества включают: 1) метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы; 2) метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности, агрессивности и готовности оказать партнеру помощь. Основные принципы кризисного менеджмента: – сострадание и сочувствие; – гласность, доступность и искренность; – своевременность; – упреждение, а не просто реагирование. 3) метод сохранения репутации партнера. Конкурент – не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитет и статус противника подчеркивает собственный статус и авторитет. В любом случае правда межличностного общения предполагает уважительное отношение к партнеру; 4) метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда в совместном проекте допустима возможность использования определенных характеристик, черт своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное отношение и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше; 5) метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами или какого-либо превосходства одного над другим. («Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель». Правило японского менеджмента); 6) метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно делить общие заслуги (результаты) на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт; 7) метод психологического настроения. В отличие от метода практической эмпатии, он предполагает многообразное и позитивное воздействие на партнера. В целом это воздействие сводится к своевременному информированию партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждению с ним дальнейших последствий и т. п.; 8) метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т. п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и, таким образом, затруднить возникновение конфликта. Все это способствует сохранению нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное доверие и уважение – «работает» против конфликта. Следующей формой предупреждения конфликтов является институализация отношений. Под институализацией отношений подразумевается создание постоянных или временных формальных отношений, в которых происходит взаимодействие сторон. Формализация отношений предполагает их структуризацию и распределение ролей, определенные оценки и модели поведения, которые серьезно затрудняют конфронтацию, а также поляризацию мнений и позиций. С точки зрения социальных ролей конфликт обусловлен следующими причинами: 1) отсутствием ясных и общепринятых отдельных ролей, что порождает применение различных критериев оценки эффективности исполнения одной и той же роли; 2) отсутствием у человека полного понимания и одобрения отведенной ему позиции, ожиданий и требуемого поведения. В целом это равнозначно отсутствию у человека желания или возможности отождествлять себя с данной ролью; 3) чрезмерными и противоречивыми социальными ожиданиями людей, связанными с исполняемыми ими ролями; 4) чрезмерными и противоречивыми ожиданиями, направленными к одному и тому же человеку в связи с тем, что он занимает одновременно множество позиций в различных группах. Примерами институализации отношений в сфере бизнеса, предпринимательства служат различные конфликтологические службы, выполнявшие экспертные и консультативные функции, а также консалтинговые организации. Этический кодекс предпринимателя, принятый в повседневной практике во многих государствах, служит следующей цели: сузить «поле», где возможны «игры без правил». Общепринято создавать различные общественные объединения, например «круглые столы», для обсуждения общих и спорных проблем. Существуют и другие разновидности этой формы предупреждения конфликтов. Их объединяет основная задача: недопущение или институализация конфликта и четкое определение границ его допустимости. Одной из форм предупреждения конфликтов является принятие нормативных механизмов, регулирующих конфликты с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм. Эффективность этой формы предупреждения конфликтов во многом зависит от отношения общества в целом и государственных органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного следования им. Нормативное регулирование конфликтов, в отличие от временно действующих институтов, делает систему более стабильной, но определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. В целях предупреждения конфликтов во многих государствах широко распространена практика включения в договоры, заключающиеся между фирмами, специальных параграфов, предусматривающих детальное поведение сторон при возникновении споров. Так, американская ассоциация судей рекомендует предусмотреть следующее: – письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласий. (В устном общении легче перейти от дела к негативным эмоциям, поддаться слабости, принять неправильное решение); – с самого начала разногласий привлекать помощников и консультантов. Здесь правило: «скупой платит дважды» работает на все сто процентов; – использовать любые попытки примирения; – обеспечить достаточно высокий уровень лиц, ведущих переговоры; – установить практику многоэтапных переговоров; – в случае неудачи на переговорах обязательно определить арбитра, а также определенный порядок рассмотрения спора (судебный или какой-либо иной). Заблаговременная запись в контракте этих условий предупреждает спонтанный конфликт и удерживает стороны от непродуманных действий. Нормативные механизмы способствуют установлению интерактивного общения, т. е. не выходящего за рамки целевой направленности, предмета общения. Например, коммерсант – потребитель, судья – обвиняемый, руководитель – подчиненный и т. д. Воздействие нормы – это: 1) информационное воздействие, так как норма предполагает определенный статус поведения, одобренный обществом; 2) ценностное воздействие, поскольку им декларируются ценности, признаваемые обществом. Это также и воспитательное воздействие; 3) правовая норма, которая использует принудительную силу к тем, кто ее игнорирует. Весьма значимой формой предупреждения конфликтов является юмор. Юмор представляет собой разновидность разрядки напряженности, которая позволяет «выпустить пар», вызывает чувство удовлетворенности и способствует разрешению проблем. Зигмунд Фрейд считал юмор защитником человека, его «цель – предупредить возникновение недовольства». «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия». И. Бабель. «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить». Бернард Шоу. Юмор ведет к сублимации конфликта. В результате конфликт не исчезает, но острота ситуации заметно ослабевает. Юмор также сплачивает социальную группу по «вертикали», т. е. сплачивает и большинство, и меньшинство, наглядно демонстрируя наличие общих черт. Следует отметить, что чувство юмора является неотъемлемой частью успешного имиджа. Чувство юмора способствует повышению значимости, престижа личности, ведет к признанию личности в данном обществе. Юмор представляет собой необходимый стимулятор краткой, но весьма положительной активности.
6.8. Управление стрессом в деятельности менеджера
Используя должным образом методы управления человеческими ресурсами вообще и конфликтами в частности, менеджмент может повысить как благосостояние своих сотрудников, так и эффективность организации в целом. Однако в любой организации имеются ситуации и характеристики работы, негативно воздействующие на ее сотрудников и вызывающие у них стресс. Сильный стресс может разрушительно воздействовать на индивидуума и, следовательно, на организацию, в которой он работает, т. е. стресс является еще одним фактором, который менеджеру следует не только учитывать, но и которым он должен уметь управлять. Стресс – явление обычное и частое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к проблемам сначала для индивидуумов (через их физиологические и психологические реакции), а затем и для организаций. Исследования показали, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце, а к психологическим – раздражительность, потеря аппетита, депрессия и пониженный интерес к межличностным отношениям. Чрезмерный стресс не только ухудшает эффективность и благополучие индивидуума, он дорого обходится организациям. Стресс прямо и косвенно увеличивает расходы компании и снижает качество трудовой жизни большого числа ее работников. Причинами стресса являются организационные (связанные с работой) и/или личностные факторы (связанные с личной жизнью работника). К организационным факторам стресса относятся: 1) слишком большая или слишком малая рабочая нагрузка; 2) ролевой конфликт; 3) неопределенность ролей; 4) отсутствие интереса к работе; 5) эргономика рабочего места, организация бизнес-процессов. Первый фактор – слишком большая или слишком малая рабочая нагрузка. Например, работнику поручают слишком большое количество заданий или ожидают от него слишком высокого уровня производительности за определенный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, раздражение, чувство безнадежности и неизбежной потери вознаграждения. Но недогрузка, как правило, вызывает такие же чувства. Работник, которому не поручают заданий, сообразных его способностям, обычно испытывает раздражение, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно недостаточно вознагражденным. Второй фактор – ролевой конфликт. Он возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, ему говорят, что он должен быстро реагировать на запросы клиентов, но, когда его видят беседующим с клиентом, требуют не забывать о заполнении полок товаром. Конфликт ролей часто возникает из-за нарушения принципа единоначалия. Два менеджера разных уровней нередко дают работнику противоречащие одно другому задания. Ролевые конфликты возникают и вследствие различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может испытывать напряжение и беспокойство, поскольку он, с одной стороны, хочет, чтобы его группа принимала его, а с другой – стремится выполнять требования менеджмента. Третий фактор – неопределенность ролей, которая возникает, если работник не знает точно, чего от него ожидают. В отличие от ролевого конфликта требования в данном случае не противоречивы, но непонятны и неопределенны. Люди должны точно знать, чего ожидает от них руководство, а также как будет оцениваться их работа.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |