Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 1 страница. 1. Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области




1. Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

2. Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области. Терминаккредитация может пониматься как признание технической компетентности и объективности проведения аттестации лаборатории. Аккредитация осуществляется по определенной системе, располагающей собственными принципами, методами и процедурами.

3. Анализ системы качества - оценка состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества и целям деятельности организации. Анализ системы качества в зависимости от назначения оценок осуществляется внутренними и внешними органами.

4. Анализ управления качеством - всесторонний разбор, рассмотрение или метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей и компонентов управления качеством; составная часть исследования управления качеством; функция управления качеством. Как функция анализ управления качеством - это обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта, осуществляемый с целью определения трудностей и противоречий, движущих сил и возможностей и целесообразных путей развития и совершенствования управления качеством.

5. Базовое значение показателя качества продукции - реальное или гипотетическое значение показателя качества продукции, принятое за основу (базу) при сравнительной оценке ее качества.

6. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Например, в области стандартизации безопасность продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью обеспечения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющего свести риск нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества до приемлемого уровня.

7. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

8. Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки без вынужденных перерывов. Безотказность - одна из составляющих свойств надежности; оценивается рядом показателей, например, вероятностью безотказной работы.

9. Брак - продукция или услуга, передача которых потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Брак может быть исправимым (все дефекты устранимы) и неисправимым (хотя бы один из дефектов является неустранимым).

10. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

11. Взаимозаменяемость - пригодность для использования одного изделия, процесса или услуги вместо другого в целях выполнении одних и тех же требований. Функциональный аспект взаимозаменяемости определяет функциональную взаимозаменяемость, а размерный - геометрическую взаимозаменяемость. Принципы взаимозаменяемости объектов используются в стандартизации. На их основе создаются гибкие автоматизированные производства, унифицированная оснастка, типовые технологические процессы и т. п. В отечественной практике вместо взаимозаменяемости часто использовался термин «унификация», понимаемый как приведение к единообразию элементов, технических характеристик изделий, документации и средств общения (терминов, обозначений и т. п.).

12. Гарантийный срок - время, в течение которого действуют гарантийные обязательства изготовителя (продавца) по гарантии качества продукции. Гарантийный срок устанавливается для продукции, не имеющей четких границ ее хранения и эксплуатации, и исчисляется в зависимости от его видов и назначения продукции: со дня ее изготовления, с даты поставки, с даты начала эксплуатации (использования). Гарантийный срок устанавливают по срокам гарантийной наработки (в час., циклах, км и т. п.), а также по эксплуатации и срокам хранения (в годах или месяцах). Обычно на продукцию устанавливают один вид гарантийного срока либо обоих видов одновременно.

13. Гарантийный срок эксплуатации - время эксплуатации, в течение которого действуют гарантийные обязательства.

14. Годная продукция - продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям.

15. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией - осуществляемый специально уполномоченными государственными органами контроль и надзор за соблюдением изготовителями (в том числе продавцами, испытательными лабораториями и центрами, органами по сертификации и др.) правил обязательной сертификации и требований изготовления сертифицированной продукции. Непосредственно государственный контроль и надзорпроводится должностными лицами, которые его осуществляют в порядке и на условиях, установленных российским законодательством.

16. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

17. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

18. Дефект - несоответствие продукции установленным требованиям. Дефект может быть явным и скрытым. Скрытые дефект проявляются после поступления продукции к потребителям или при дополнительных проверках качества, обусловленных, например, при выявлении явных дефектов Может быть также дефект критическим (при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо), значительным (существенно влияющим на использование продукции по назначению и/или на ее долговечность, но не критическим), малозначительным (существенно не влияющим на использование продукции по назначению и ее долговечность), устранимым (устранение которого технически возможно и экономически целесообразно) и неустранимым (устранение которого технически невозможно и экономически нецелесообразно).

19. Дефектное изделие - изделие, имеющее хотя бы один дефект.

20. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на непосредственном сравнении единичных показателей ее качества с соответствующими базовыми показателями. С помощью дифференциального методарассчитывают относительные показатели качества, позволяющие определить уровень качества оцениваемого объекта относительно базового, по каким конкретным показателям он достигнут и какие из них ниже базовых.

21. Долговечность - свойство объекта сохранять в течение определенного времени работоспособность до наступления своего предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов.

22. Допускаемое отклонение показателя качества продукции - отклонение фактического значения показателя качества продукции от номинального значения, находящееся в пределах, установленных нормативной документацией.

23. Доступ к системе сертификации - возможность для соискателя свидетельства в области сертификации (документа, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг) пользоваться соответствующей системой сертификации согласно ее правилам.

24. Европейская организация по качеству (ЕОК) - организация, созданная в Европе в 1957 г. в целях разработки, совершенствования, пропаганды и стимулирования применения прогрессивных практических методов и теоретических принципов управления качеством.

25. Жизненный цикл продукции - совокупность производственных процессов и потребления продукции определенного вида от начала исследования возможности ее создания до прекращения потребления, включающая стадии исследования и проектирования, изготовления, товарообращения, потребления или эксплуатации, утилизации или уничтожения продукции.

26. Затраты на качество - затраты, возникающие при установлении, гарантировании и обеспечении требуемого качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто необходимое качество.

27. Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

28. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

29. Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

30. Идентификация продукции (услуги) - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

31. Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства. Важнейшая цель измерения - получение результата измерением необходимого качества. Условия возможности применения результатов измерения для правильного и эффективного решения любой измерительной задачи: выражаться в установленных единицах и формах, определять показатели точности, обеспечивать приемлемое решение задачи.

32. Индекс дефектности продукции - комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за определенное время, равный средневзвешенному коэффициентов дефектности этой продукции. Индекс дефектности продукции применяется для оценки уровня качества изготовления продукции.

33. Индекс качества продукции - комплексный показатель качества разно­родной продукции, изготовленный за определенное время, равный средневзвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Индекс качества продукции составляет основу индексного метода оценки уровня качества.

34. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

35. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.

36. Интенсивность отказов - условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник.

37. Исправное состояние - состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

38. Испытание - техническая операция, экспериментальное установление одной или нескольких количественных и/или качественных характеристик свойств испытываемого объекта (продукции, процесса или услуги) в соответствии с установленной процедурой. Виды испытания: государственное, исследовательское, квалификационное, ведомственное, доводочное, межведомственное, периодическое, предварительное, предъявительское, приемопередаточное, приемочное, типовое.

39. Испытательная лаборатория - лаборатория, которая проводит испытания (отдельные его виды) продукции (услуги). Термин «испытательнаялаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа либо в значении и того, и другого.

40. Качество - философская категория, выражающая существенную определен­ность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не другим. В зависимости от цели использования и рассмотрения качество может содержать философский, социологический, технический, экономический, правовой и другие аспекты. При определении термина «качество» какого-либо объекта следует учитывать различные аспекты его понимания, но этот термин не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни при проведении оценок в количественном смысле, например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее второго», следует сказать: «первый компьютер имеет более высокий уровень качества».

41. Качество продукции (услуги) - определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение. Из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе можно встретить множество его формулировок: в стандартах Международной организации по стандартизации серии 9000 качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности; в ряде других зарубежных источников качество продукции. рассматривается как соответствие продукции требованиям потребителей, а иногда определяется как пригодность к эксплуатации. Развитые страны мира воспринимают высокое качество продукции как стратегический коммерческий императив и значимый источник национального богатства, определяющий престиж государства. Качество продукции служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности.

42. Качество техническое - качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за приобретение которой последний производит оплату, соответствующую цене покупаемой продукции. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Качество техническое является одной из важнейших составляющих конкурентоспособности продукции, например, качество техническое предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой клиенту гостиничной услуги.

43. Качество труда - совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями.

44. Качество функциональное - качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Качество функциональное может определять конкурентоспособность продукции, например, характеризоваться качеством процесса реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, качеством процесса поставки продукции.

45. Квалиметрия (от лат. qualiias -качество, или qualis - какой по качеству и греч. metreo -измеряю) - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении каче­ством продукции и стандартизации. Термин «квалиметрия» нашел широкое распространение как в теории, так и в практике управления. Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности; включает взаимосвязанную систему теорий: общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т. п.; специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая и др.); предметные квалиметрии, классифицированные по видам объектов оценивания (квалиметрия, продукции - технических устройств, изделий, и т. п.; квалиметрия услуг, труда, процессов, проектная квалиметрия и т. п.). С развитием взглядов на квалиметрию появились такие ее направления, как социологическая, педагогическая, логистическая и т. п., что связано с ее «экспансией» и диффузией в условиях рыночных отношений на многие другие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

46. Комплексный метод оценки уровня качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей.

47. Конкретная функция управления качеством - функция управления, определяемая по принадлежности задач управления качеством к деятельности предприятия или к конкретным стадиям жизненного цикла продукции, услуги, или по содержанию задач обеспечения и улучшения управления качеством.

48. Конкурентоспособность продукции - способность продукции соответствовать сложившимся требованиям рынка на рассматриваемый период.

49. Контролирующий орган сертификации - орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации деятельность по контролю сертифицирован­ной продукции, услуги.

50. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

51. Контроль выборочный - применяется: для изделий, если их количество достаточно для получения выборок или проб с установленным риском изготовителей и потребителей; при большой трудоемкости контроля; при контроле, связанном с разрушением изделия или с операциями, выполняемыми на автоматических, полуавтоматических и поточных линиях, на автоматизированных технических комплексах, при обработке на станках с числовым программным управлением.

52. Контроль качества входной - проверка соответствия поступивших на предприятие, цех, участок, рабочее место материалов, полуфабрикатов, заготовок, комплектующих деталей и сборочных единиц требованиям качества, установленным в стандартах, технических условиях, договорах о поставках.

53. Контроль качества продукции - проверка соответствия показателей качества контролируемой продукции установленным в стандартах, чертежах, технических условиях, контрактах и других нормативных документах требованиям.

54. Контроль летучий - контроль, проводимый в специальных случаях, регламентированный стандартами производства продукции.

55. Контроль непрерывный - проверка технологических процессов при их нестабильности и необходимости постоянного обеспечения количественных и качественных характеристик контролируемого объекта. Контроль непрерывный осуществляется, как правило, автоматическими или полуавтоматическими средствами.

56. Контроль операционный - проверка соответствия деталей и сборочных единиц требованиям, предъявляемым к ним в процессе изготовления или ремонта. Применяется для проверки количественных и качественных характеристик техноло­гических процессов.

57. Контроль периодический - проверка изделий и технологических процессов при установившемся производстве и стабильных технологических процессах.

58. Контроль приемочный - проверка соответствия качества готовых изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов, комплектов) требованиям, установленным в нормативно-технической документации, в том числе к их комплектности, упаковке, консервации, пригодности к транспортированию и использованию.

59. Контроль сплошной - применяется в следующих случаях: в условиях высоких требований к уровню качества изделий, у которых недопустим пропуск дефектов в дальнейшее производство или эксплуатацию; количество объектов контроля недостаточно для получения выборок или проб с установленными рисками изготовителя и потребителя; качество исполнения нельзя проверить на последующих этапах изготовления и испытания изделия, а также для продукции на стадии ее освоения в производстве; технологический процесс (оборудование) не обеспечивает необходимую стабильность качества изготовленных изделий.

60. Контроль технический - проверка соответствия процессов, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

61. Контрольная операция - технологическая операция технического контроля.

62. Коэффициент весомости показателя качества продукции - количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

63. Коэффициент дефектности продукции - средневзвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции.

64. Коэффициент сортности продукции - отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый период, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт.

65. Критерий оценки управления качеством - показатель, характеризующий степень достижения целей в области качества. Представляет собой признак, на основе которого производится определение, оценка или классификация какого-либо явления, процесса и т. п.

66. Международная организация по стандартизации (ИСО) -организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего органа любой страны. Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мире для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Основные задачи ИСО: разработка и периодический пересмотр международных стандартов, а также обеспечение гармонизации норм, тре­бований и показателей качества между стандартами других международных организаций, занимающихся стандартизацией. Высшим законодательным органом ИСО, определяющим ее политику, является Генеральная ассамблея (общее собрание всех членов); раз в три года она избирает президента, вице-президента и совет ИСО, которые руководят практической работой организации между ассамблеями. Главным административным органом ИСО является центральный секретариат во главе с генеральным секретарем по назначению совета.

67. Международная электротехническая комиссия (МЭК) -организация, созданная в 1906 г. по решению Международного электротехнического конгресса. Основная цель МЭК - содействие международному сотрудничеству в области стандартизации и смежным с ней проблемам в отраслях электротехники, радиоэлектроники и связи.

68. Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

69. Метод испытания - установленный порядок проведения испытания.

70. Метод оценки уровня качества продукции - совокупность приемов и правил, применяемых для выполнения операций по оценке уровня качества продукции.

71. Методы управления качеством - совокупность приемов и правил, применяемых органами управления при воздействии на объекты управления качеством в интересах достижения поставленных целей в области качества. В практической деятельности наиболее часто применяют административные, экономические и социально-психологические методы управления качеством.

72. Методы управления качеством административные - методы управления качеством, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний в области качества.

73. Методы управления качеством социально-психологические - методы, основанные на использовании социально-психологических факторов, включая морально-этические качества работников, и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед коллективом целей в области качества.

74. Методы управления качеством экономические - методы, осуществляемые путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в области качества в соответствии с государственными, коллективными и личными интересами.

75. Метрологическая служба - сеть государственных и ведомственных метрологических органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства из­мерений и единообразия средств измерений в стране (государственная и ведомственная). Важнейшей задачей метрологической службы является обеспечение единства измерений путем надзора за средствами измерений.

76. Метрологическое обеспечение - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Обеспечение единства и требуемой точности измерений является важной основой повышения качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов, обеспечения взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов. Метрологическое обеспечение создает необходимые условия для кооперирования производства и развития специализации, повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний. Единство и точность измерений позволяют обеспечить достоверность учета и повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, эффективность мероприятий по профилактике, нормированию и контролю условий труда и быта людей, охране окружающей среды, оценке и рациональному использованию природных ресурсов. Метрологическое обеспечение определяет также уровень автоматизации управления транспортом и безопасность его движения, качество и надежность всех видов современной связи.

77. Метрология (от греч. metrvn - мера и logike -наука) - наука об измерениях физических величин, методах и средствах достижения необходимой точности и единства измерений. Термин «метрология» у различных народов употреблялся так же, как название вспомогательной исторической дисциплины, изучающей развитие систем мер, денежного счета и единиц налогового обложения. К основным проблемам, решаемым современной метрологии, относятся: развитие общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц; разработка методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (законодательная методология); создание эталонов и образцов средств измерений, проверка мер и средств измерений. Существенное значение имеет метрологическое обеспечение производства продукции и услуг. Его основные цели: создание необходимых условий для кооперирования производств; повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний; экономия всех видов производственных ресурсов, улучшение системы обеспечения безопасности и здоровья человека и охраны окружающей среды. Особое место метрологическое обеспечение производства занимает в системном управлении качеством, поэтому оно должно содержать как важнейшую неотъемлемую ее часть подсистему метрологического обеспечения производства. Развитие метрологии и повышение уровня метрологического обеспечения производства продукции создают важнейшую основу для повышения эффективности управления качеством.

78. Надежность - сложное свойство объекта выполнять установленные функ­ции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих режимам и условиям их использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки. Надежность продукции, например, включает более простые свойства: безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.

79. Надзор за качеством - постоянное наблюдение и проверка состояния процедур, методов, условий выполнения технологических процессов обеспечения качества, продукции и услуг, а также полученных результатов в сравнении с установленными в нормативно-технической документации и (или) договорах в целях удостоверения того, что обусловленные требования в области качества выполняются. Надзор за качеством может осуществляться государственными органами при наличии соответствующего законодательства, заказчиком или от его имени уполномоченными органами с целью выполнения нормативных требований договорных обязательств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.