КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и методы эмпирического исследования психологии межэтнических отношений 2 страница
Среди основополагающих принципов конструирования конкретного методического инструментария для эмпирической этнопсихологической программы выделим следующие: (а) в зависимости от типа этнопсихологического исследования – внутри- или межкультурного – основное внимание в процессе этнокультурной центрации уделяется в первом случае культурно-специфическому методическому уровню, во втором – сочетанию культурно-специфического и универсального методических уровней. Подход к процессу этнокультурной центрации должен быть междисциплинарным; (б) главной частью программы является блок психологических методик (прежде всего социально-психологических и общепсихологических), адаптированных с учетом культурной специфики. В зависимости от целей исследования наиболее значимые контекстуальные критерии могут быть выражены в форме вопросов-индикаторов разного типа в дополнительной анкетной части программы; (в) методики, включаемые в программу, должны соответствовать требованиям внутренней и внешней валидности как критериям их адекватности; (г) при подборе методик необходимо стремиться к сочетанию вербальных и невербальных техник, направленных на измерение одного и того же феномена или связи, и поэтому взаимно дополняющих друг друга; (д) один из главных методических принципов антропологии несомненно является важнейшим и для этнопсихологии: этнопсихолог, так же как этнограф или этнолог, должен стремиться проводить исследование «в поле». Это предъявляет определенные требования к этнопсихологическим методам: они должны быть доступны, наглядны, неутомительны. Проведение эмпирических исследований в ситуациях межэтнической напряженности требует от исследователя особого отношения Его важнейший долг – не спровоцировать дальнейший рост напряженности, не дать дополнительных поводов для роста взаимной неприязни между народами. Если исследование осуществляется на этапе конфликтной напряженности, необходимо ограничить методический инструментарий наиболее нейтральными в эмоциональном отношении приемами и вопросами. В настоящее время за рубежом известно немалое количество методик, позволяющих измерить уровень конфликтности, неудовлетворенности на межгрупповом уровне (см., например, Давыдов, 1992; Степанов, 1996). В последнее время новые методы измерения социальной напряженности стали появляться и у нас в стране {Давыдов, 1992; Чернобай, 1992). В условиях трансформации социальной напряженности в межэтническую многие из этих методов могут эффективно использоваться в контексте межэтнических отношений. В соответствии с нашим подходом к исследованию межэтнической напряженности ее средоточием на уровне этнического самосознания является этническая идентичность. Это определило конструирование специфических методических приемов и методик, направленных непосредственно на изучение этничности или этнической идентичности. Мы рассмотрим их в следующей главе Глава 9. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности Значительная часть анализируемых в этой книге эмпирических материалов получена с помощью различных этнопсихологических программ. Они конструировались с целью изучения межэтнических отношений через отдельную личность. Главными элементами этнопсихологического анализа явились эмоционально-оценочные, когнитивные и конативные (поведенческие) компоненты этнической идентичности. Психологический блок этих программ составили известные методики: тест на агрессивность Басса–Дарки, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга, тест руки Вагнера, Цветовой тест отношения, Символический тест отношения, анкетирование, различные способы интервьюирования. Важная часть программ – авторские методики, модификации известных тестов и специальные методические разработки. Создание оригинальных методов исследования – очень сложный и длительный процесс. Поэтому за два десятилетия набралось всего четыре оригинальные и одна модифицированная методика, которые можно представить читателю как завершенные разработки: – Диагностический тест отношения; – модификация известного теста личностных конструктов Дж. Келли; методические разработки на выявление: – а) типов этнической идентичности и степени этнической толерантности, – б) этноаффилиативных тенденций, – в) ценностных ориентации. Описанию перечисленных методик посвящена эта глава. Стимульный материал к трем последним разработкам подготавливался в 1989–1994 гг. совместно с группой сотрудников сектоpa социально-психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН. Разработки прошли широкую апробацию в массовых этносоциологических исследованиях, дипломных и аспирантских работах психологического факультета МГУ. Перечисленные методы дополняют представленные в разделе I методические приемы изучения уровня этнополитичес-кой мобилизации сознания и статуса этничности в структуре социальной идентичности, разработанные на основе теста Куна и Маркпартленда «Кто Я?», а также ряд методических приемов исследования конативных (поведенческих) аспектов этнической идентичности. Диагностический тест отношения ДТО разрабатывался для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа. Он широко используется психологами в исследовании межгрупповых и межличностных отношений (Бороноев, Павленко, 1994; Данзанова, 1997; Шлягина, Ениколопов, 1993 и др.). Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала (СД) (Кцоева, 1986). Создавая эту методику, мы исходили из того, что дифференциация восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, ведет к тому, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этнических групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной группы («мы – экономны, бережливы») рискует превратиться в порок другой («они – жадны, скупы»). То, что применительно к собственному народу определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужаку» может называться упрямством (Бромлей, 1983). Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов типа «щедрый – жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный». Критикуя этические взгляды Аристотеля, который рассматривал добродетель как «золотую середину» между двумя крайними качествами (например, мужество между отважностью и трусостью, щедрость между расточительностью и скупостью и т.д.), Альберт Швейцер заметил, что «одно дело – в известной мере естественное свойство, именуемое обычно добродетелью, и совсем иное – добродетель в подлинно этическом смысле». Поэтому середину между расточительностью и скупостью А. Швейцер видел не в этической добродетели «щедрости», а в свойстве «разумной бережливости», середину между отважностью и трусостью – не в «мужестве», а в «разумной осторожности» {Швейцер, 1973, с. 135). На основе такого принципа подбора мы как раз и получили шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары качеств выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп и рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социаль-, но-психологических исследованиях {Кон, 1966; Beattie, Agani, Spencer, 1982; Stephan, 1977; Tajfel, 1981 и др.) Учитывались их частотные характеристики (Частотный словарь русского языка, 1977), исключались метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диамет-ральность характеристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты – профессиональные психологи. Для качеств каждой пары эксперты должны были найти определенную позицию на шкале «привлекательный–непривлекательный». Данная ось оценки выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее расходящимися эмоциональными значениями. Полный вариант (А) ДТО представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке {Кцоева, 1986). Второй сокращенный вариант (Б), чаще применяемый исследователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки. Бланк ДТО (Б) Инструкция испытуемому. Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей национальности и т д. Оценку каждого качества вписывайте в соответствующую клетку Качества оцениваются по 4-балльной шкале 1 –- данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере
На карточке полюса шкал размещены по определенному принципу:
Здесь «–» соответствует негативному полюсу шкалы, а «+» – «золотой середине» В каждой строке пары качеств, например, «дипломатичный–лицемерный» соответственно представлены порядковыми номерами: 1–6; 2–4; 3–5. ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов амбивалентность, выраженность и направленность. Их количественные показатели рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа. Амбивалентность характеризует степень эмоциональной определенности стереотипа. Высокая неопределенность и, следовательно, высокий коэффициент амбивалентности (А) будут зафиксированы в случае низкой поляризации оценок противоположных качеств каждой пары, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки. Коэффициент амбивалентности по одной паре качеств определяется формулой: где а+, а – оценки респондентом положительного и отрицательного качеств. Общий коэффициент амбивалентности определяется с учетом коэффициентов амбивалентности всех 20 пар как их среднее арифметическое. Знак эмоциональной определенности – «позитив» или «негатив» – можно установить на основе соответствующих коэффициентов выраженности и направленности. Выраженность (интенсивность) стереотипа отражает силу стереотипного эффекта. Вычисление коэффициента выраженности 5 основано на подсчете числа четко поляризованных пар качеств. Коэффициент по одной паре качеств будет тем выше, чем больше расстояние между парами качеств. Подсчет коэффициента выраженности производится с учетом знака оценок. В результате этого выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и его позитивная или негативная направленность. Коэффициент выраженности по одной паре качеств определяется формулой Общий коэффициент выраженности данного стереотипа определяется с учетом коэффициентов выраженности всех пар качеств как их среднее арифметическое. Направленность (выраженность) или диагностический коэф-фицинт стереотипа характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту. Числовое значение диагностического коэффициента D близко числовому значению коэффициента выраженности, но «более чувствительно» к изменению знака стереотипа. Оно определяется по формуле: где £а+ – сумма оценок всех положительных качеств; Ба" – сумма оценок всех отрицательных качеств; Еа, – общая сумма всех оценок. < Подходы к интерпретации результатов, полученных на основе ДТО, могут быть дополнены вспомогательными показателями, предложенными В.П.Павленко. Речь идет не об абсолютных значениях коэффициентов, а о соотносительных. Так, если требуется оценить уровень самооценки с помощью ДТО, обычно пользуются абсолютным показателем диагностического коэффициента образа «Я». Однако при одном и том же значении этого показателя у двух испытуемых уровень самооценки может быть проинтерпретирован в одном случае как высокий (в случае, если диагностический коэффициент образа «Я» равен или даже превышает аналогичный показатель для образа «Идеал»), а в другом – как очень низкий (если дистанция между диагностическими коэффициентами образов «Я» и «Идеал» будет значительной). Поэтому для анализа самооценки, по мнению В.П.Павленко, корректнее использовать показатель, в числовом выражении представляющий собой разность между диагностическими коэффициентами образа «Идеала» и образа «J?». Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа типичного представителя какой-либо национальности. Проранжировав результаты сопоставления образа «Идеал» с типажами различных этнических групп, исследователь получит информацию об общей системе этнических предпочтений данного респондента. Удобной моделью для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации, по мнению В.П.Павленко, служит степень совпадения образа «Я» с образами различных этнических групп. В числовом выражении показатель этнической идентификации рассматривается как разность между диагностическими коэффициентами, с одной стороны, образа «Я» и, с другой, автостереотипами и гетеростереотипами. Очевидно, что чем ближе к нулю будет величина данного показателя, тем более схожи по направленности эмоционально-ценностные компоненты образа «Я» и групповых образов, а значит, тем выше уровень этнической идентификации (при сравнении с автостереотипом) и ниже уровень межэтнической дифференциации (при сравнении с гетеростереотипами). Чем более отличной от нуля будет величина данного показателя, тем более чуждой ощущает респондент ту или иную этническую группу. Важное значение, как и в других показателях, имеет его знак, то есть воспринимает ли он себя в качестве более (в случае положительного значения) или менее (при отрицательных значениях) достойного человека по сравнению с типичными представителями данной национальности. При сопоставлении образа «Я» с типажами различных этнических групп можно получить целый ряд показателей этнической идентификации, проранжировав и сопоставив которые, исследователь будет иметь информацию о том, с какой этнической группой испытуемый идентифицирует себя в наибольшей степени, а с какой – в наименьшей {Воронове, Павленко, 1994). Модифицированный тест личностных конструктов Дж.Келли Методикой, которая позволяет выявить латентные переменные «имплицитных теорий» не только отдельной личности, но и целой этнической группы, является классификационная методика Дж Келли (тест личностных конструктов) (Kelley, 1955). На наш взгляд, эта методика открывает большие возможности в исследовании этнического самосознания и межэтнических отношений. К сожалению, она недостаточно активно используется в отечественных этнопсихологических исследованиях, хотя есть очень удачные ее модификации в других областях психологии, показавшие гибкость данного метода и правомерность его адаптации при решении широкого круга задач. Тест Келли рассматривается в этом параграфе также с целью популяризации удачных методических приемов, лежащих в его основе. Эту методику можно назвать полупроективной. В ее основе, как и в проективных методах, «...лежит давно и глубоко изученный психологический факт – факт пристрастности психического отражения и, в частности, человеческого сознания» {Соколова, 1980, с.58). Главная идея методики заключается в том, что восприятие и интерпретация человеком явлений внешнего мира происходит на основе имеющейся у него системы конструктов-параметров для сравнения людей и событий между собой. Каждый конструкт представляет биполярную оценочную шкалу: «добрый–злой», «веселый–мрачный» и др. С помощью методики Келли возможно выявление «пристрастности» сознания, субъективных отношений к явлениям и их личностных интерпретаций. Данная методика не предназначена для определения универсального стандарта посредством массового опроса. Она является гибким индивидуальным средством для выявления структуры и сущности «имплицитных» теорий личности. Техника репертуарных решеток позволяет выйти за рамки устоявшегося эмпирического подхода к изучению этнических стереотипов, предложенного в широко известных исследованиях «Принстонской триады» (Katz, Braly, 1933; Gilbert, 1962; Karlins, Coffman, Walters, 1933), начатых с классической работы Д.Катца и К.Брейли. Среди его основных недостатков: навязывание стереотипной формы ответов респондентам, ограниченность выбора характеристик, невозможность учета размеров обобщений. Тест Келли способствует преодолению исследовательского субъективизма в изучении феноменов, одной из основных характеристик которых уже является их «пристрастность» – субъективизм первого порядка. По сравнению с классическими методами исследования стереотипов как конструктов сознания преимущества теста Келли состоят в следующем: (а) снимается формальный характер изменения стереотипов, не происходит искусственного усиления стеореотипизации; (б) возникает возможность выявления не только групповых стереотипов, но и индивидуальных, так называемых «идиосинкратических», а это значит, что возможен учет тех индивидов, мнения которых будут отличаться от большинства (Secord, Васктап, 1964); (в) неограниченность респондентов в ответах и их «незаданность» приближают нас к выявлению истинной картины, в то время как ограниченность выбора предложенным списком приводит к ее искажению; (г) принцип бинарной оппозиции позволяет сопоставить уровни взаимодействия межличностного и межэтнического сравнений. С другой стороны, такая «свобода», предоставленная респондентам, ведет к большому разбросу выявленных характеристик, Это определяет необходимость стандартизации предъявляемых дескрипторов, так как в противном случае их анализ становится затруднительным. Но, на наш взгляд, разнообразие полученных атрибуций – это то, к чему должны стремиться исследователи этнического самосознания, явления многоуровневого и многозначного. Мы предлагаем еще один вариант модификации теста Келли, апробированный в наших исследованиях. Традиционный ролевой список меняется следующим образом. Респондентам, помимо карточки с надписью «Я», предлагаются карточки с надписями, например, «типичный русский», «типичный грузин» и др. Наряду с ними предлагаются карточки с конкретными фамилиями и именами лиц разной национальности из непосредственного окружения индивида (например, студенческая группа, школьный класс, коллеги по работе). В ролевой список могут быть включены из непосредственного окружения респондента два «социометрических» лица («положительный» и «отрицательный») той же национальности, что и сам респондент. Дополнительно может быть включен также социометрический выбор лиц другой национальности. Это позволит, в частности, сравнить особенности идентификации с другой этнической группой и идентификации с ее «положительными» и «отрицательными» в представлении респондентов членами. Карточки предъявляются по стандартной процедуре теста: триадами по принципу бинарной оппозиции – две карточки объединяются для сравнения с третьей. Этот принцип на уровне мышления представляет элементарную классификационную функцию, основанную на дуальном делении и двоичном противопоставлении В связи с этим респонденту предлагается следующая инструкция: «Объедините две карточки и отделите третью на основе сходства и различия между данными субъектами. Назовите качества (черты характера, особенности поведения, культуры и т.д.), которые объединяют двух выделенных лиц и качества, которые отличают третьего от этих двух». Для исследования межгрупповых (межэтнических) отношений триада непременно должна включать «этнический» компонент (карточки с надписями «типичный русский», «типичный грузин» и др.). Общие качества для лиц, соединенных респондентом вместе, записываются интервьюером или самим респондентом в специальные бланки в графу «сходство» классификационной решетки. Различительные качества вносятся в графу «контраст». Характеристики по каждой триаде рассматриваются не только как биполярные «личностные конструкты», но также как отдельные самостоятельные оценочные суждения о представителях различных этнических групп. На заключительном этапе респонденты оценивают степень выраженности названных ими качеств для всех лиц, представленных на карточках, включая и «типичных» представителей этнических групп. Оценка проводится по 7-балльной шкале (от +3 до –3). Обработка результатов предполагает, во-первых, определение коэффициенов этнической идентификации и межэтнической дифференциации как субъективных показателей близости и отдаленности этнических групп. Во-вторых, выявление содержательных аспектов этнического самосознания на основе биполярных оценок – атрибуций, полученных в результате сравнения различных этнических групп и их отдельных представителей по принципу бинарной оппозиции. Для решения первой задачи вычисляются коэффициенты идентификации и дифференциации на основе общей формулы, описывающей расстояние (Типология и классификация в социологических исследованиях, 1982): где d<} – расстояние (различие) между i-м и j-м персонажами по столбцам матрицы; /?ki – оценка &-го персонажа по i-му конструкту; п – количество оценок-атрибуций в данном протоколе (классификационной решетке). Содержание этнического самосознания анализируется на основе кластерного анализа, включающего следующие процедуры: определение уровня сходства–различия каждой пары оценок-атрибуций; выявление количества образовавшихся кластеров-факторов; выявление содержания, на базе которого выделены данные кластеры-факторы. Методическая разработка «Типы этнической идентичности» Главная задача методической разработки «Типы этнической идентичности» – определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности. Одной из форм кризисных трансформаций этнической идентичности является рост этнической нетерпимости (интоле-рантности). Толерантность–интолерантность, главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности, явилась для нас ключевой социально-психологической характеристикой при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности оценивалась на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, до национального фанатизма – апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам. Стимульный материал готовился совместно с С.В.Рыжовой. В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я такой человек, который...». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического воздействия. Бланк «Типы этнической идентичности» Инструкция испытуемому. Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Я - ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
Рассматриваются следующие типы этнической идентичности: этнонигилизм (индикаторы: 3, 9, 15, 21, 27), этническая индифферентность (5, 11, 17, 28, 30), норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25), этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24),
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |