Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность детей к обучению в школе




Комплексная диагностика уровня развития ребенка.

Цель: Изучить диагностику уровня развития ребенка; ознакомиться и овладеть методами определения школьной зрелости; научиться определять сенсомоторную ассиметрию мозга.

Оборудование: таблицы для проведения эксперимента.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Понятие школьной зрелости и школьно-необходимых функций.

2. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе. Критерии и методики определения готовности к обучению (медико-биологические и психолого-педагогические).

3. Ориентировочная оценка школьной зрелости. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.

4. Развитие предпосылок к школьному обучению.

5. Этапы адаптации ребенка к школе. Роль учителя и родителей в процессе адаптации детей к учебной деятельности.

6. Школьная дезадаптация.

Под понятием «школьной зрелости» подразумевается уровень развития морфологического и психо-функционального, требований систематического обучения и нагрузок, новый режим жизни не оказывающий существенного влияния на ребенка.

Первоклассник должен иметь ряд признаков школьника, т.е. быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

В умственной области (познание) важно выделять дифференцированное восприятие (перцепционная зрелость), преднамеренную концентрацию внимания, аналитическое мышление (способность постигать существенные признаки и связи между явлениями, способность воспроизводить образец), рациональный подход к действительности (относительное ослабление значения фантазии), логическое запоминание, интерес к работе с поставленной целью (его центр тяжести заключается в результате, которого можно добиться путем напряженной деятельности), интерес к новым сведениям, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Признаки эмоционального компонента школьной зрелости являются достижения эмоциональной устойчивости, т.е. меньше импульсивных реакций и использование эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий.

С оциальная зрелость – это потребность ребенка общаться с детьми и подчиняться интересам и принятым условностям детских групп и способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Факторами от которых зависит достижение школьной зрелости являются: органические (генетические, развития, здоровья) и психические (стимулирующий характер среды, эмоциональная атмосфера, собственная психическая активность, систематическое воспитание и обучение).

Для определения комплексная оценка готовности детей к обучению в школе проводится исследование:

- первое обследование детей проводится в сентябре года, предшествующего поступлению в школу. Производится медицинский осмотр педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, стоматологом, хирургом-ортопедом в детском саду, если ребенок его посещает. Воспитатель-педагог проводит психолого-педагогическое обследование дошкольного учреждения. С данными медицинского и психолого-педагогического обследования знакомят родителей. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, медицинский осмотр проводится в поликлинике по месту жительства, а психолого-педагогическое обследование выполняется педагогом школы, в который будет осуществлять набор учащихся. Карта медико-педагогического обследования хранится в поликлинике в картотеке детей, поступающих в школу. На данном этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению и дети, имеющим отклонения в состоянии здоровья, которым назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, с выявленными отставаниями в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс коррекции в виде игровых заданий. Лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами поликлиники, логопедами, а также воспитателями детского сада и родителями.

- повторное обследование детей осуществляется непосредственно перед поступлением в школу, в апреле-мае и по аналогичной схеме. По окончании осмотра медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) дается окончательное заключение на основании результатов первого и второго обследований, занесенных в карту медико-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку для поступления в школу и рекомендовать обучение в подготовительных группах детских садов. В случае приема таких детей в школу следует обратить особое внимание на проведение с ними предусмотренных программой занятий по развитию школьно-необходимых функций.

Следует помнить об этической стороне психолого-педагогического обследования, необходимо проявить внимание, уважение к неполноценности детей и корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе, делая больший акцент на рекомендациях. Важно помнить, что точный психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа комплексного исследования.

На результаты предлагаемой методики ориентировочной оценки школьной зрелости нельзя целиком полагаться, в изучении психических функций, из-за возникновения ошибок. Результаты тестового обследования должны опираться на определенные признаки психолого-педагогической диагностики.

Критериями определения готовности детей к обучению в школе являются: медицинские (состояние здоровья, уровень физического развития) и психолого-педагогические.

Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме, характеризующиеся комплексом морфофункциональных свойств, присущих организму в каждый данный момент времени и складывающихся под влиянием генетических и средовых факторов.

Физическое развитие включает определение трех основных показателей: длины тела (рост сидя и стоя), массы тела и окружности грудной клетки.

Целесообразно исследовать функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

В.Г. Властовский по физическому развитию предлагает выделять 4 группы:

1. Дети имеющие нормальное физическое развитие, у которых масса тела и окружность грудной клетки для данной ростовой группы колеблется в пределах.

2. Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности груди или обоих показателей.

3. Дети с избытком массы тела.

4. Дети с резким отставанием, с общей задержкой физического развития.

Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывают количество полных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).

Оценка уровня физического развития производится путем сопоставления показателей каждого обследованного со средними величинами параметров данной возрастной группы, характерных для каждого региона.

Оценка состояния здоровья детей исследуется по существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья (предложенная Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР в соответствии с приказом № 60), по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 1).

Таблица 1

Схема комплексной оценки состояния здоровья детей

№ п/п Группа Отклонения Меры по устранению отклонений
  Клинически здоровые дети Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физическим развитием, редко болеющие Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил
  Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функциональными отклонениями Гипертрофия миндалин без ангин, увеличение щитовидной железы I-II степени без явлений тиреотоксикоза; систолический шум; единичный кариес; нестойкие, без субъективных расстройств гипо- и гипертония. При неблагоприятных ситуациях могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья Обследования, врачебное наблюдение, повышение неспецифического иммунитета, лечебно-физкультурные мероприятия
  Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме Ряд хронических заболеваний в компенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткой поликлинической санации, а также дети 3-4-й групп физического развития Своевременная диагностика, лечение и профилактика обострений. Санаторно-курортное лечение
  Дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации и декомпенсации Хронические заболевания, требующие длительного лечения и диспансеризации Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение
  Больные дети с явными клиническими и функциональными нарушениями Существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе Постоянное наблюдение и медицинский учет по показаниям

 

Ориентировочная оценка школьной зрелости включает:

1. Степень психосоциальной зрелости.

2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.

3. Чистота фонематического восприятия.

С целью выявления детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними при поступлении в школу целесообразно определение «школьной зрелости».

Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуации, и создать атмосферу доверия, это необходимо для введения его в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, необходимо проводящему беседу, знать вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы.

Одним из видов определения школьной зрелости является тест Керна-Ирасека по определению уровня развития интеллекта. Метод используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций.

Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Тест включает 3 задания (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Ориентировочный тест для определения «школьной зрелости»

А. Керна в модификации И. Ирасека

 

Задание 1. Данное задание позволяет выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления и провести ориентировочную оценку общего умственного развития.

Рисование мужской фигуры. «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Далее все объяснения, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются, при необходимости нужно ответить «Рисуй так, как ты умеешь». Необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) пусть рисует дядю. Важно подбодрить ребенка, когда он начнет рисовать.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10-ти точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Выполнение последующих двух заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения.

Задание 2. Имитация написанного текста. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». В том случае, если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.

Задание 3. Срисовка группы точек. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может снизиться внимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.