Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход работы




Задание 1. Определите наличие слепого пятна (опыт Мариотта). Объяснить, почему найденный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.

Оборудование: картинка с изображением черной точки.

Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (диск зрительного нерва) называют слепым пятном. Оно не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету. Испытуемый берет в руки картинку и, закрыв левый глаз ладонью, смотрит правым глазом на крест с расстояния вытянутой руки, медленно приближая рисунок к глазу. На расстоянии примерно 15-20 см исчезает точка. Сделайте вывод.

Задание 2. Определите остроту своего зрения. Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с результатами нормальной остроты зрения.

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Нормальный глаз способен различать две светящиеся точки раздельно под углом зрения 1 '. Это связано с тем, что для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился минимум один невозбужденный фоторецептор. Вследствие того, что диаметр, например колбочек, равен 3 мк, для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мк, а такая величина изображения получается именно при угле зрения 1 '. Поэтому при рассматривании под углом зрения менее 1 ' две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквами, расположенными в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1 '. Таблицу вешают на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно освещают электрической лампочкой. Испытуемого усаживают на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предлагают закрыть один глаз щитком или ладонью. Экспериментатор указкой показывает испытуемому буквы и просит их называть. Определение начинают с верхней строчки и, опускаясь вниз, находят самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2-3 с и правильно называет. Затем также определяют остроту зрения другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле V = d / D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы, D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Задание 3. Определите тактильную чувствительность. Сравните полученные результаты и объясните их различия.

Тактильная чувствительность изучается методом эстезиометрии. Различают пространственную чувствительность, которая характеризуется пространственным порогом, и чувствительность, которая определяется по силовому порогу. Под пространственным порогом тактильной чувствительности понимают то наименьшее расстояние между двумя точками кожи, при одновременном раздражении которых возникает ощущение двух прикосновений. Порог характеризует пространственно-различительную способность кожи. Установлено, что наибольшей различительной способностью обладают: губы, ладонная поверхность пальцев 2,2 мм; кончик носа 6,8 мм; середина ладони 8,9 мм; тыльная поверхность кисти руки 31 мм; предплечье, голень 40,5 мм; спина 54,1 мм; бедро, плечо 67,6 мм.

Испытуемого, сидящего на стуле, просят закрыть глаза. Эстезиометром с максимально сведенными ножками прикасаются к определенному участку кожи или слизистой оболочки. Необходимо следить за тем, чтобы обе ножки эстезиометра прикасались одновременно и с одинаковым давлением. Повторяют прикосновение, постепенно раздвигая бранши эстезиометра (каждый раз увеличивая на 1 мм), находят то минимальное расстояние, при котором возникает ощущение двух раздельных прикосновений. Определение пространственных порогов производят на коже спины, тыльной поверхности кисти, кончике указательного пальца.

Найденные величины порогов пространственной чувствительности занесите в таблицу.

Показатели пространственной тактильной чувствительности кожи

Исследуемые участки Пространственный порог чувствительности, мм
Кожа спины  
Тыльная поверхность кисти  
Кончик пальца  

Задание 4. Определите пороги различения. В выводе сформулировать закон Вебера. Результаты представить в виде таблицы, возникновение ощущения отмечать плюсом (+), отсутствие (–).

Под порогом различения подразумевают воспринимаемый субъективно наименьший прирост или наименьшую убыль интенсивности раздражения. В 1834 г. Вебер сформулировал следующий закон: ощущаемый прирост раздражения (порог различения) должен превышать на определенную долю раздражение, действовавшее ранее. Так, усиление ощущения давления на кожу руки возникает лишь в том случае, когда накладывают дополнительный груз, составляющий определенную часть груза, положенного ранее: если ранее лежала гирька массой 100 г, то чтобы человек ощутил эту добавку, надо добавить 3 г (3 умножить на 10 в минус 2 степени); а если лежала гирька массой 200 г, то едва ощутимая добавка составляет 6 г. Полученная зависимость выражается формулой: ∆ I / I= const, где I− раздражение, ∆ I − его ощутимый прирост (порог различения), const − постоянная величина.

Испытуемый садится спиной к экспериментатору и кладет руку на стол ладонью кверху. Чашку Петри, масса которой с грузом составляет 100 г, помещают на пальцы испытуемого. В чашку поочередно кладут груз, сравнивая ощущения испытуемого. Затем эти пороги определяют при разной исходной массе, равной 200, 300, 400 г. Для каждого случая находят дополнительную минимальную массу, прибавка которой ощущается субъективно.

В выводе сформулировать закон Вебера. Результаты представить в виде таблицы, возникновение ощущения отмечать плюсом (+), отсутствие (−).

Пороги различения ощущения массы

№ п/п 100 г 200 г 300 г 400 г
Прирост массы, г Ощущение Прирост массы, г Ощущение Прирост массы, г Ощущение Прирост массы, г Ощущение
                 
                 
                 
                 

Задание 5. Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных предметов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

Аккомодация глаза – это способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов, в основе которой лежит способность глаза из­менять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи каждой его точки должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть одновременно разноудаленные от глаза предметы невозможно. В этом легко убедиться с помощью следующего опыта.

Исследуемый ладонью закрывает один глаз, взгляд другого глаза фиксирует на каком-либо дальнем предмете, помещая карандаш на расстоянии 15-20 см от глаз. При этом очертания карандаша расплывчаты. Затем переводит взгляд на карандаш неясными становятся очертания дальнего предмета.

 

Задание 6. Проверьте ваш вестибулярный аппарат. Сделайте вывод.

Положите руку на пояс, поднимите одну ногу, согните ее в колене, разверните в сторону и прижмите пяткой к внутренней поверхности коленного сустава второй, опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза. Если удалось продержаться 16 секунд – состояние вашего вестибулярного анализатора хорошее.

 

Задание 7. Найдите соответствие между анатомическими структурами глаза и выполняемыми ими функциями.

1. Хрусталик 2. Сетчатка 3. Рецептор 4. Зрачок 5. Стекловидное тело 6. Зрительный нерв 7. Белочная оболочка и роговица 8. Радужная оболочка 9. Сосудистая оболочка 10. Зрительная зона коры больших полушарий а) Три части зрительного анализатора (последовательно) б) Воспринимает зрительные раздражения в) Проводит возбуждение в мозг г) Осуществляет различение зрительных раздражений д) Преломляет лучи. е) Меняет свою форму (кривизну) ж) Состоит из светочувствительных клеток – колбочек и палочек. з) Защитные оболочки глаза и) Место образования изображения предмета. к) Изменен у близоруких и дальнозорких л) Отверстие в радужной оболочке. м) Питающий слой глазного яблока

Задание 8. Обозначьте части органа слуха и зрения.

 

Задание 9. Найдите соответствие.

1. Дальнозоркий глаз. 2. Близорукий глаз. 3. Оптическая система глаза. 4. Световоспринимающая система глаза. 5. Аккомодация. 6. Адаптация. а) параллельные лучи, идущие от дальних предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё; б) расходящиеся лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются за сетчаткой; в) фоторецептор; г) хрусталик; д) приспособленность глаза чётко видеть предметы, на разном расстоянии; е) приспособленность глаза к восприятию света разной яркости.

Задание 10. Дайте рекомендация родителям детей по гигиене зрения и слуха.

Задание 11. Выберите верное суждение.

1. Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного среднего и внутреннего уха.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

5. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

6. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.