КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиеническая оценка школьных учебных помещений и оборудования
Оценка функциональной асимметрии мозга Для изучения психофизиологических особенностей оценивается функциональная асимметрия мозга в моторной и сенсорной функциях. Проводятся пробы на выявление ведущей руки, ноги, глаза и уха. Асимметрия определяется по преобладанию правых или левых значений проб в каждом случае. Обследованные дети разделяются на группы, отличающиеся степенью выраженности признаков латеральности. При слабовыраженной асимметрии проявляются типичные ошибки пространственного различения, проявляющиеся при расположении учебного инвентаря на партах, сужении различимого пространства строчек при чтении, зеркальности письма, трудности в овладении пропорцией в рисунке, совершение движений правыми конечностями вместо левых (при гимнастических упражнениях). Первая группа (синистралы) включала людей с преобладанием леволатеральных показателей. Вторая группа (амбидекстры). Эти лица характеризовались полной симметрией зрения, слуха, ног и рук, а также включала лиц с тремя симметричными и одним левосторонним показателем. Третья группа объединяла лиц, которые имели сочетание двух праволатеральных показателей с левосторонними или симметричными показателями. В четвертую группу входили лица, у которых было три правосторонних показателя, характеризующих слух, руки и ноги. И, наконец, в пятую были включены лица абсолютно праволатеральные, а также преимущественно праволатеральные с левосторонним доминированием или симметрией зрения. Вывод ______________________________________________________________________________
Цель: Изучить основы школьной гигиены в пределах СНИПа (санитарные нормы и правила) по данной теме. Овладеть методами гигиенической оценки классной комнаты, методом подбора парт и правилами размещения учащихся в классе. Оборудование: сантиметровая лента или рулетка, термометр. Вопросы для теоретической подготовки: 1. Гигиенические требования к основным параметрам классной комнаты. 2. Гигиенические требования к школьной мебели и ее размещению. 3. Физиологическое обоснование правильной посадки учащихся. 4. Воздушно-тепловой режим классной комнаты. 5. Гигиенические требования к световому режиму классной комнаты. 6. Гигиенические требования к спортивным залам.
Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущий поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Состояние здоровья школьников зависит от места расположения школы, объема, зоны озеленения, от гигиенических условий школьного здания, освещенности, от качества мебели и соответствия ее росту и т.д. Детские дошкольные учреждения и школы размещаются в селитебной зоне и образуют учебно-воспитательный центр микрорайона. Они обслуживают детей и подростков, проживающих на расстоянии 0,3-0,5 км. Земельный участок выбирают с чистой, сухой почвой и уровнем стояния фунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли. Он должен хорошо проветриваться и инсолироваться, быть достаточным по размеру (30-50 м на 1 ребенка), располагаться в отдалении и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения воздуха и шума. Шум на участке не должен превышать 45 дБ. Земельный участок школы планируется размером 0,3-4 га в зависимости от количества учащихся. На участке выделяют учебно-опытную, спортивную, хозяйственную зоны и зону отдыха. Учебно-опытная зона составляет 6-10%, спортивная – 35-40%, хозяйственная и отдыха - 6-8% площади всего участка. Зеленые насаждения занимают 50%, а застройка - 10-12% всей площади. Учебно-опытная зона включает участки овощных и плодовых культур, цветов, метео- и географическую площадку. Зона отдыха хорошо озеленяется, засевается травой и оборудуется площадками для подвижных игр и тихого отдыха. В спортивной зоне выделяются легкоатлетическая, гимнастическая, баскетбольная и другие площадки. Каждая площадка по периметру ограждается зелеными насаждениями. Здание школы строится обычно в 1-3 этажа, где выделяют секции для 1, 2-4 и 5-11 классов. В здании устраивают три-четыре выхода. Основные помещения школы включают учебные классы, учебные кабинеты (языка, литературы, истории, географии, математики, черчения и рисования), лаборатории (химии, физики и биологии), мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др. В состав вспомогательных помещений входят рекреационные залы и коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая и буфет, актовый зал, библиотека, лабораторные, раздевалки и душевые, комнаты для учебных пособий, туалеты и другие помещения, а служебных - кабинет директора и завуча, учительская, канцелярия, кабинет врача. Одним из основных факторов, обеспечивающих успех учебно-воспитательной работы, является создание полноценных условий работы учащихся в школе. Основным учебным помещением школы является классная комната или учебный кабинет. Площадь классной комнаты должна быть не менее 50 м2, длина 8-9 м, ширина 5,7-6,2 м, высота – 3 м. Объем помещения составляет 6 м3 на одного учащегося при высоте 3-3,5 м. Минимальная площадь на одного ученика в классе – 2 м2. Наиболее целесообразная форма классной комнаты – прямоугольник с размещением окон по одной из его сторон. Вход в кабинет должен располагаться со стороны классной доски. Кабинет врача включает две комнаты, одна из них отводится под кабинет стоматолога. Здания школ оборудуют отоплением, вентиляцией, холодным и горячим водоснабжением и канализацией в соответствии с гигиеническими требованиями. Система горячего водоснабжения обеспечивает общеобразовательные учреждения горячей водой круглосуточно независимо от отопительного сезона. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормам. Для организации питьевого режима учащихся в каждой секции здания устраивают питьевые фонтанчики с ограничительными кольцами. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой 4-6 ч в младших классах и 8-10 ч в старших классах. Вместе с тем, статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе, лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла. Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях ученик также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка. Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые используются для установления функциональных размеров мебели и их оптимального соотношения, при колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10-15 см существенно не отличаются. Школьная мебель изготавливается согласно ГОСТам (табл. 13). Основные элементы рабочей мебели должны соответствовать размерам и пропорциям тела детей и подростков. Чтобы легко узнать, мебель какой буквы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина: Порядковый номер буквы = (рост ученика (см) – 100): 15. Например, рост 153 см – (153 – 100): 15 = 3. порядковый номер (по алфавиту) – буква В. Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели. Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами: Группа (буква стола) = высота (см): 5 – 10 Группа (буква стула) = высота (см): 3 – 10 Например, 68 см (стол) = 68: 5 – 10 = 3 (В) Таблица 13
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |