Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез




Понятие о росте и развитии.

Основные закономерности роста и развития организма ребенка

 

 

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост, развитие.

Рост — количественные изменения, связанные с увеличением чис­ла клеток и размеров развивающегося организма.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одно­временно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Развитие — качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Дифференцировка тканей и органов, то есть совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Процессы роста и морфологического усложнения (развитии) про­текают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.

Рост и развитие — сложный процесс, в котором скрытые количест­венные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем Моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем. на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины — 6-8 см.

В основе — закономерность скачкообразности развития, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).

В росте и развитии детей выделяют:

· первый период вытягивания — первый год жизни, длина тела ре­бенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг;

· первый период округления — 1-3 года, темпы развития снижа­ются;

· второй период вытягивания—5-7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела 7-10 см;

· второй период округления — 7-10 лет — замедление роста;

· третий период вытягивания— с 11-12 до 15-16 лет — возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

· в последующие годы темпы физического развития снижаются. Рост у женщины останавливается к 18-22 годам, у мужчин — к 20-25 годам.

 

Онтогенез (от греч, ontos - сущее) — период индивидуального раз­вития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866г.

Два периода: пренаталъный — внутриутробный (с момента зачатия до рождения) и постнатальный — послеутробный (от момента рожде­ния до смерти человека).

В пренатальном выделяют: эмбриональное развитие (эмбрион) — до 1,5-2 месяцев, когда происходит формирование плода; плацентарное развитие (плод) — 3-10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические за­болевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют: ранний, зрелый, заключительный этапы развития.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает фун­кционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологи­ческие показатели организма, составляет 16-20 лет.

Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Оно вытекает из необходимости обеспечения детям таких усло­вий жизни, Питания и умственно-физической деятельности, которые соответствовали бы анатомо-физиологическим возможностям каждой возрастной группы.

Классификации возрастных периодов

 

В настоящее время существует множество классификаций возраст­ных периодов. Наиболее распространенные:

Классификация по А. А. Маркосяну, 1969 г.

Новорожденный — 1-10 дней;

Грудной возраст — 10 дней — 1 год;

Раннее детство — 1-3 года;

Первое детство — 4-7 лет;

Второе детство — 8-12 лет мальчики; 8-11 лет девочки;

Подростковый возраст —13-16 лет мальчики, 12-15 лет девушки;

Юношеский возраст — 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки;

Зрелый возраст1 период — 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;

2 период — 36-60 лет мужчины, 35-55 лет женщины;

Пожилой возраст — 61-74 года мужчины, 56-74 года женщины;

Старческий возраст — 75-90 лет мужчины и женщины;

Долгожители — 90 лет и выше.

В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина:

Период внутриутробного развития — 10 лунных месяцев — 270 дней. 2 фазы: эмбриональная и плацентарная.

Период новорожденности — с момента отделения от матери, длится 3-4 недели (приспособление ребенка к условиям внеутробного сущест­вования).

Период молочных зубов — от 1 года до 6-7 лет.

1 период — от 1 года до 3 лет (старший ясельный);

2 период — от 4 до 6-7 лет (период посещения детского сада).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.