КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Онтогенез
Понятие о росте и развитии. Основные закономерности роста и развития организма ребенка
Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост, развитие. Рост — количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма. Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью. Развитие — качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Дифференцировка тканей и органов, то есть совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым. Процессы роста и морфологического усложнения (развитии) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей. Рост и развитие — сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям. Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем Моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем. на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины — 6-8 см. В основе — закономерность скачкообразности развития, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему). В росте и развитии детей выделяют: · первый период вытягивания — первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг; · первый период округления — 1-3 года, темпы развития снижаются; · второй период вытягивания—5-7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела 7-10 см; · второй период округления — 7-10 лет — замедление роста; · третий период вытягивания— с 11-12 до 15-16 лет — возрастание темпов физического развития в период полового созревания; · в последующие годы темпы физического развития снижаются. Рост у женщины останавливается к 18-22 годам, у мужчин — к 20-25 годам.
Онтогенез (от греч, ontos - сущее) — период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866г. Два периода: пренаталъный — внутриутробный (с момента зачатия до рождения) и постнатальный — послеутробный (от момента рождения до смерти человека). В пренатальном выделяют: эмбриональное развитие (эмбрион) — до 1,5-2 месяцев, когда происходит формирование плода; плацентарное развитие (плод) — 3-10 месяцев, когда происходит рост плода. Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, развитие будущего ребенка. В постнатальном выделяют: ранний, зрелый, заключительный этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16-20 лет. Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Оно вытекает из необходимости обеспечения детям таких условий жизни, Питания и умственно-физической деятельности, которые соответствовали бы анатомо-физиологическим возможностям каждой возрастной группы. Классификации возрастных периодов
В настоящее время существует множество классификаций возрастных периодов. Наиболее распространенные: Классификация по А. А. Маркосяну, 1969 г. Новорожденный — 1-10 дней; Грудной возраст — 10 дней — 1 год; Раннее детство — 1-3 года; Первое детство — 4-7 лет; Второе детство — 8-12 лет мальчики; 8-11 лет девочки; Подростковый возраст —13-16 лет мальчики, 12-15 лет девушки; Юношеский возраст — 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки; Зрелый возраст — 1 период — 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины; 2 период — 36-60 лет мужчины, 35-55 лет женщины; Пожилой возраст — 61-74 года мужчины, 56-74 года женщины; Старческий возраст — 75-90 лет мужчины и женщины; Долгожители — 90 лет и выше. В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина: Период внутриутробного развития — 10 лунных месяцев — 270 дней. 2 фазы: эмбриональная и плацентарная. Период новорожденности — с момента отделения от матери, длится 3-4 недели (приспособление ребенка к условиям внеутробного существования). Период молочных зубов — от 1 года до 6-7 лет. 1 период — от 1 года до 3 лет (старший ясельный); 2 период — от 4 до 6-7 лет (период посещения детского сада).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |