Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критические периоды в послеутробном развитии детей




 

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобра­зований.

Первый критический период (парапубертатный ) — 2-3,5 го­да — период, когда ребенок начинает активно двигаться, возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное форми­рование речи и сознания. Растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма, а в случае слишком высоких требований — к ах «поломке». Особенно ранима нервная система. Ее перенапряжение приводит к на­рушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. В этот период важно принять меры по предупреждению детского травматизма — так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходятся на этот период.

Второй критический период (препубертатный) — 0-8 лет — совершенствование моторики, мышления. Физическое и психическое развитие связано с формированием общественных обязанностей, в свя­зи с началом обучения в школе и адаптации к новым условиям. В жизнь ребенка входят новые люди — школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, падает двигательная активность и др. Все это приводит к напряженной деятельности физиологических систем организма. В этот период адаптации к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Недостаточная школьная адаптации, чрезмерные требования, предъявляемые к ребенку в этот период, могут привести к возникновению невротических реакций и протестам с отказом от посещения школы.

Третий критический период (пубертатный) — связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созреванием и пере­стройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11-15 лет, то есть в подростковом возрасте, который также характер характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний. Моторика становится неуклюжей, движения порывисты, подростки становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам.

Гетерохронность (от греч. heteros — другой, chronos — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

П.К.Анохин: «Гетерохрония является специальной закономернос­тью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной ин­формации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорож­денногогармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.