Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтобы улучшить коммуникативный процесс




Знание различий между коммуникативными стилями (как уст­ными, так и письменными) помогает лучше разобраться в самих себе: «Мне кажется, я неплохо интерпретирую поступки других» (Е) или «Я вполне спокоен» (I). Первый шаг на пути улучшения коммуникативного процесса будет заключаться в том, чтобы разобраться со сво­им собственным стилем, то есть с тем, что другие будут слушать или читать, услышат и поймут, что им хотят сказать.

Приведем несколько общих направлений, которые каждый мо­жет взять на вооружение и начать применять на практике:

1. Четко представляйте себе, какую информацию вы хотели бы по­лучить, какие способы решения задач наиболее приемлемы для вас, и обязательно обозначьте это.

2. Поймите, что другим, скорее всего, будет важна совершенно иная информация,,и предпочтение будет отдаваться другим способам; у них есть право получить то, что Они хотят, и поэтому они будут пытаться внести коррективы в ваш стиль, чтобы он не противо­речил их требованиям.

Знание психологического типа способствует определению ком­муникативного стиля. Использование этой информации может сде­лать коммуникативный процесс более ровным и поможет избежать разочарований в процессе взаимодействия, негативно влияющих как на вас, так и на других.

Лекция: Определение типов темперамента по Д.Кейрси

 

Как уже говорилось, К. Юнг создал теорию, на основе которой в последу­ющем были построены описания 16 психологических портретов. Это было се­рьезным шагом вперед, но оказалось не слишком удобным для практики, так как число портретов велико, а различия между ними не всегда очевидны. Прежде всего, это касается сходных портретов, например ISTP и ISTJ. Дан­ная проблема рассматривалась в нескольких докторских диссертациях, но трудностей меньше не стало.

Американский психолог Д. Кейрси вслед за Юнгом углубился в греческую мифологию, обратился к трудам Ницше, еще раз поразмыслил над идеями Кречмера и Шпрангера и пришел к заключению, что 16 психологических пор­третов можно сгруппировать в 4 типа, при этом каждый из них включит по 4 портрета. В итоге с такой системой будет работать легче, а серьезных про­тиворечий с теорией Юнга не возникнет. Д. Кейрси назвал 4 выделенных им фундаментальных типа «темпераментами» и детально описал их, используя богатый опыт консультативной и психотерапевтической работы. В итоге ав­тор создал опросник, весьма удобный для использования на практике и по­зволяющий предсказывать те формы и стилевые особенности поведения лю­дей, которые зависят от типа темперамента.

«Темперамент — это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и под­черкнуть Самость, то есть то, что отличает каждого человека от других. Тем­перамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраива­ющий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющий и придающий личност­ную окраску всему многообразию внешних воздействий», — пишет в своих грудах Д. Кейрси. Он обращает наше внимание на неповторимую индивиду­альность каждого человека, которая в то же время способна вписаться (в той или иной мере) в рамки типологических особенностей.

Человек — существо по своей природе эгоистичное. В этом, как и во мно­гих других отношениях, все люди, безусловно, одинаковы, но Дэвид Кейрси позволил себе усомниться в справедливости идеи А. Маслоу, что самовыра­жение — основная потребность для всех без исключения людей. Столь же достойным сомнения показался американскому гуманисту постулат 3. Фрей­да и его последователей о ведущей роли какого-либо инстинкта в творчестве и личной жизни современных людей. Д. Кейрси предположил, что путевод­ная звезда — у каждого своя, и дело здесь не только в туманных архетипах К. Юнга, но и в том, что по ряду врожденных и целенаправленно приобретен­ных качеств люди различаются между собой. Выделив 4 типа темперамента, Кейрси «подсмотрел» и описал различия между основными стремлениями и ценностными ориентациями их представителей.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ SP (ДИОНИС)

Основное стремление таких людей — стремление к Свободе. Свобода для них заключается в возможности следовать всем своим влечениям и импуль­сам. Немаловажен тот факт, что SP-типы не только хотят быть свободными, но и стремятся к тому, чтобы окружающие знали об их свободе и импульсивности. Род деятельности SP часто связан с определенным риском. Это может быть вождение гоночного автомобиля или реактивного самолета, монтаж высоковольтных электрических линий или работа на арене цирка; знамени­тые авантюристы в большинстве своем относятся к типу Дионис. Для SP-людей смысл имеет жизнь «здесь и сейчас», они любят действие, сам процесс действия, не особенно ориентируясь на конечный результат. Стремление к действиям может проявиться в любой области. Среди крупных музыкантов и артистов мы встречаем значительное число SP, живущих одной минутой. Но ведь мастерство художника, вокалиста, танцора, скульптора, атлета, игрока, охотника или автогонщика не рождается за одну минуту; оно требует дли­тельных продолжительных тренировок и совершенствования. И все же ни какой другой тип не в состоянии мобилизовать такие силы, которые требуют­ся для длительной работы на виртуозном уровне. Например, талантливый скрипач, достигший совершенства в исполнении, может быть SP. В таком случае многочасовые упражнения с инструментом на самом деле не могут быть расценены как «упражнения» или тренировка с целью достижения ка­кого-либо запланированного результата. Просто игра на скрипке — любимое занятие SP, он получает истинное наслаждение от «общения» со своим «дру­гом» — инструментом и даже не может не делать того, что ему так нравится.

Идеал для SP — делать то, что хочешь, когда хочется это делать. Ждать, готовиться, беречь, жить завтрашним днем — негодный вариант для предста­вителя темперамента Дионис. SP никому ничего не должен, ничем не обязан и не ограничен, не связан и ни от кого не зависит. Эпикур был прав: жить нужно сегодня, а что будет завтра — неважно.

Долг, Могущество и Духовность — все это вторично, если вообще что-либо значат для SP. Только действие имеет в их глазах истинную ценность. Действие важно само по себе, оно не должно служить какой-то более или менее отдаленной цели. SP не возражают, если их дело будет доведено до конца кем-то другим. Часто SP обрывают дело на половине, хотя бы потому, что это их каприз.

Обычно SP импульсивны. Они хотят быть импульсивными. Для них быть импульсивным — значит быть по-настоящему живым. SP обожают собствен­ные импульсы; им свойственно «взрываться», распространяя вокруг себя по­токи своих импульсов. Дионис даже чувствует себя виноватым перед самим собой, если не руководствуется импульсами! Временами каждый из нас ис­пытывает желание действовать тем или иным образом именно потому, что так хочется, но большинство из нас игнорируют это желание, предпочитая более отдаленные и спокойные цели. Мы дисциплинированно «переодеваем» стремление к импульсивности в платье Чувства Долга, Могущества или Ду­ховности, в то время как SP расценивает подобные действия как ограничения и шоры.

Нельзя сказать, чтобы Дионис был совсем свободен от целей и ограниче­ний. Просто все это выражено для SP в значительно меньшей степени. Если SP чувствует себя слишком связанным или ограниченным в своих действиях, он не успокоится до тех пор, пока не подыщет что-либо взамен.

SP не копит знания, средства или могущество — он. тратит себя так щед­ро, как только может. Действие не может быть «законсервировано» до завт­ра — каждый новый день приносит с собой жажду новых ощущений, приклю­чений, риска и искушений.

Общественное мнение и традиции дают SP-мужчине значительно больше шансов следовать собственным стремлениям, чем SP-женщине. Трудности, с которыми сталкивается SP-женщина, резко отличающаяся от своих подруг, в последнее время часто становятся темой художественного творчества. Конечно, иногда женщины становятся бизнесменами, иногда — военными или строителями, но тем не менее профессии, которые требуют силы, решительности, твердости и обостренного чувства времени, остаются преимущественно сферой деятельности мужчин. По традиции же женщины занимают должности медсестер, учителей или секретарей, хотя ни одна из этих профессий не может удовлетворить потребностям SP-темперамента.

Друзья характеризуют SP как оптимистичных, веселых, любящих и уме­ющих шутить людей. В обществе SP — очаровательные и находчивые собе­седники, чей запас шуток и веселых историй поистине неистощим. Где бы ни появился SP (особенно экстраверт), он приносит с собой заряд энергии. Работе и игре SP сообщает некий оттенок возбуждающей неожиданности. Атмосфера накаляется, ожидание приключений яркими цветами раскраши­вает будничное однообразие.

SP предпочитают ежедневно менять приемы в работе, а если это невоз­можно — работа быстро наскучит SP. Ведь они считают, что есть нужно не тогда, когда позовут к обеду, а тогда, когда проголодался. Такая позиция мо­жет приводить в замешательство более обязательных и организованных лю­дей (например — SJ). И все-таки жизнь SP кипит ключом, чему (впрочем, восхищаясь) нередко завидуют окружающие.

Не принимай близко к сердцу! — говорит себе SP, сталкиваясь с серьез­ной проблемой в жизни, и подобная позиция часто выручает его в ситуациях, когда представитель любого другого типа был бы подавлен физически или эмоционально.

Жизнь SP не размечена на определенные этапы. Эти люди не желают с чем-то примиряться и чему-то подчиняться; каким бы тяжелым и изнуритель­ным ни было приключение — все равно это приключение, а не обязанность. SP предпочитают не делать серьезных ставок на отдаленные цели, поэтому и принуждать себя они считают неуместным. Жажда действий у SP временами бывает развитой до крайности.

В то же время создается впечатление, что SP также присуща терпели­вость, которой могли бы позавидовать представители других типов; действи­тельно, они переносят жару и холод, голод и жажду, не теряя чувства юмора и с легкостью, не присущей другим людям. Все это происходит потому, что представители других типов «лезут вон из кожи» ради поставленной цели, разумеется, насилуя при этом самих себя, испытывая чувство дискомфорта и недоумевая: сколько же еще я в состоянии вытерпеть? На такой роковой во­прос трудно ожидать ответа. Для SP же нет цели, ради которой можно было бы пожертвовать свободой действий, а поскольку желанное в тягость не бы­вает, SP продолжает действовать даже тогда, когда любой другой уже давно бы остановился.

В любом деле, будь оно самым трудным, об SP нельзя сказать, что он «ра­ботает», поскольку работа требует завершенности, результата. SP сориенти­рован на сам процесс, он не стремится к окончанию работы или точному ее выполнению. Таким образом, «работа» SP на самом деле не что иное, как «игра». Если бы Сизиф был SP, то он наверняка бы не страдал от того, что камень, с таким трудом вкаченный за день на гору, ночью неумолимо скаты­вается вниз; скорее всего, он радовался бы ежедневной возможности пораз­мять мускулы в деле, достойном настоящего мужчины.

Действие — вот то, что определяет род профессиональной занятости SP. Удачливый торговец или антрепренер, делающий рискованный бизнес там, где можно опасаться убытков; бармен, ночной портье, стильный парикмахер, модельер, детектив, полицейский, маг-целитель, профессиональный атлет — вот заня­тия, свойственные SP, поскольку они требуют постоянных активных дей­ствий согласно обстоятельствам и предполагают свободу реакций в условиях дефицита времени.

Тяга к путешествиям знакома SP в большей степени, чем представителям других типов. Они легче других способны порвать социальные связи, хотя сознают, каким ударом это будет для близких людей. SP способны внезапно оставить обжитое место и привычный образ действий и уйти, ни разу не огля­нувшись назад. Обязательств перед кем бы то ни было для SP просто не суще­ствует. И пусть все эти связи были созданы самим SP, теперь это груз, и SP нечего терять, кроме ненужных оков. В середине жизненного пути стремление к свободе может стать для SP настолько сильным, что они теряют покой и порой меняют свою жизнь самым радикальным образом.

А еще SP свойственно крайне развитое чувство братства. SP справедлив по отношению к товарищам, живет общими проблемами группы и если надо, защищает ее интересы от всевозможных нападок.

SP — мастер широких и красивых жестов. Например, дюжина желтых роз, кольцо с бриллиантом или элегантная шубка в подарок; а в то же время SP-кавалер может позабыть об обещанном телефонном звон­ке или пренебречь извинением за свои слова, высказанные в гневе.

«Тебе половина — и мне половина» — девиз SP по отношению к матери­альным благам. Причем если у SP водятся деньги, он их тратит без счета, живя на широкую ногу. Если же тучи заволокли финансовый небосвод Дио­ниса, то и последнюю краюшку хлеба SP, нисколько не сомневаясь, разделит по­полам с другом. В критической ситуации SP способен продать и купить все, что угодно.

Для SP более, чем для других людей, важно жить сегодня, сию минуту, что зачастую раздражает окружающих, тщетно стремящихся удержаться на том же уровне «интенсивности жизни», что и SP. Иногда приходится слы­шать, что узнав всего SP за первый вечер знакомства, не удается добавить ни одной весомой черты к его портрету в последующие многие годы близкого знакомства. Непосредственность и импульсивность SP, столь очарователь­ные в первое время, порой становятся источником раздражения для окружа­ющих, ожидающих от SP, что тот «наконец-то поставит перед собой четкую цель и будет к ней стремиться».

SP не интересуют сложные философские вопросы и проблемы. Для них существенно то, что происходит на самом деле. Вполне достаточно знать, что делать, что думать и во что верить. Будучи супер-реалистами, SP не обеспо­коены (как это бывает с представителями других типов) тем, чтобы их дей­ствия соответствовали требованиям каких-либо правил, законов или ограни­чений. Из-за присущего им свойства рисковать, до конца не просчитывая варианты, SP наиболее подвержены несчастливым случайностям. Они сами лишают себя шанса изучить источники возможной грядущей опасности (с презрением отметая «топтание на месте»). Их оптимизм основан на без­граничной вере в успех, и удача редко изменяет им.

Люди типа SP предпочитают художественное творчество научно-техни­ческому. Как известно, любой творческий процесс — это спонтанное само­выражение художника. Можно сказать, что вдохновение — это «SP-состояние» для представителя любого типа темперамента. Сами же SP творят под влиянием впечатлений и настроений, избегая какой-либо заданности. Они лаконичны, им с большим трудом даются длинные произведения. Творчество носит искрометный, блестящий характер, вызывает непосредственные ощу­щения и чувства, заряжает энергией. Такими представляются нам Шекспир, Моцарт, Пушкин. Итальянский композитор Вивальди сочинял свои произве­дения быстрее, чем переписчики успевали их переписывать. В то же время творчество SP в целом неровно, перемежается периодами застоя и упадка.

ТЕМПЕРАМЕНТ SJ (ЭПИМЕТЕЙ)

Люди этого типа обладают высоко развитым чувством ответственности, они склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им при­ходится жить и работать. Им хорошо понятны механизмы взаимоотношений «начальник — подчиненный», причем они могут одинаково успешно действо­вать в обеих ролях. Идеал для SJ представителей устойчивая патриархаль­ная структура, в которой большое значение имеет сохранение традиций и обычаев, поддерживающих связь времен и поколений. SJ обычно (за исклю­чением крайне выраженных интровертов) без труда решают бытовые пробле­мы и в житейских ситуациях могут дать 100 очков вперед представителям других типов.

Чувство долга — основное качество, которое объединяет всех SJ и отли­чает их от представителей других типов. SJ в своем желании быть необходи­мыми и полезными людям как будто созданы для нужд социальных структур, членами которых они являются.

Людям типа SJ присуще стремление исполнять долг, отдавать, не получая, заботиться, не ожидая заботы о себе. Есть в SJ что-то «родительское» — иногда, еще в школе, SJ поднимаются со ступени детских отношений до сознания собственной ответственности за благополучие окру­жающих. Для них важно служить кому-нибудь, быть для кого-то полезными. Заметьте, что SP должны и желают быть свободными и независимыми, в то время как SJ должны чувствовать себя обязанными кому-то и нужными. По­добное взаимовыгодное соотношение можно с успехом использовать. Дей­ствительно, особенности характера SJ становятся значительно отчетливее в сравнении с SP. Для SJ важна стоическая, «рабочая» этика, а для SP — эпи­курейская, «игровая». Следует подчеркнуть, что и то и другое — этика: оба варианта равноправны и обладают собственной ценностью. Несколько забе­гая вперед, отметим, что много хорошего можно сказать и об этических кон­струкциях NF и NT. Далее, если SP поддерживают братские взаимоотноше­ния, основываясь на идеях равенства, то SJ с их «родительским» чувством ответственности свойственно стремление к иерархическим структурам. Для SJ иерархия составляет фундамент общественного здания. Должны суще­ствовать четкие правила, нормирующие взаимоотношения жителей населен­ного пункта, работников предприятия, членов организации, учеников шко­лы, а в итоге — членов каждой семьи. Итак, по мнению SJ, каждый должен играть соответствующую ему роль; необходимо четко различать начальников и подчиненных, старших и младших, учителей и учеников и т. д. Люди типа SP подобного мнения не при­держиваются. По их мнению, все живущие на земле равны, вне зависимости от того, к каким социальным группировкам они принадлежат. Иерархическая лестница — вещь довольно забавная, но вовсе не стоящая того, чтобы ломать над ней голову. А как же расценивать правила игры? Как временные, произ­вольные, зависящие от случая и вовсе не обязательные к исполнению.

Эпиметеи прилагают массу усилий, чтобы быть постоянно готовыми к грядущим событиям любого рода. Неверно считать, что SJ живут в постоянном напря­женном ожидании катастрофы, скорее им свойственно чувство реальности и способность объективно прогнозировать последствия многих событий. При этом некоторой напряженности и пессимистичности в оценках ситуации у SJ не отнять, что, по нашему мнению, может отражаться на состоянии их здоровья. Но об этом — несколько позднее.

Стремление быть полезными и принадлежать кому-то или чему-то для SJ выражается в их постоянной и систематической общественной деятельности. Опознать SJ человека совсем несложно по его социальным интересам. Зна­чительно чаще, чем представители других типов, SJ являются основателями, членами или сторонниками разнообразных общественных организаций, будь то клуб, ассоциация, церковная община или политическая структура. Для SJ социальная иерархия — вещь ценная сама по себе, равно как для SP самосто­ятельной ценностью обладает действие.

С возрастом для SJ все большее значение приобретают традиции. Если традиций нет, SJ создаст их и будет бережно поддерживать. Если же тради­ции есть, то никто не знает их лучше, чем пунктуальный SJ. Нетрудно заметить, что на традици­онных праздниках веселятся обычно представители других типов, a SJ — организуют, контролируют и «осуществляют участие». Это обстоятельство не возбуждает неприязни в сердцах SJ. Им не нужна благодарность за их орга­низаторские старания. Для SJ поддержание традиции — само по себе доста­точная награда за труды.

SJ не позволяют, чтобы кто-то о них безвозмездно заботился. В случае, если это происходит, SJ становятся весьма пунктуальными должниками. Эпиметей желает быть постоянно нужным кому-то и ощущать это. Если SJ не может заботиться, он чувствует себя бесполезным. Таким образом, забота об окружающих (особенно о стариках и детях), как и внима­ние по отношению к руководителям и авторитетам, — яркое свойство SJ. Принятые в обществе правила — непреложный закон для SJ, воспитываю­щих потомство в духе общественной морали. И на работе SJ тоже хотели бы видеть, что все делается установленным способом.

Выбор профессии для SJ, как правило, не представляет особой проблемы. Общественные и государственные организации привлекают его к себе, и он не может пройти мимо них. Преподавание в школе и вузе, бухгалтерский учет, банковский труд, работа в области медицины, в службах контроля, инспекции и безопасности, менеджмент, торговля — вот примерные области, где SJ чаще всего находят себе применение. Заметьте, что общая черта всех вышеперечисленных профессий — направленность на сбережение чего-либо. SJ принципиальный консерватор, и это его свойство не зависит от обстоятельств. Он «бережет» что угодно тем или иным обра­зом, в то время как его антипод SP тратит в любых условиях что угодно. SJ — основатель и краеугольный камень общественного здания, и пока он на месте, все остальные могут спокойно жить и развлекаться. Как уже говорилось, SJ часто находят свое призвание в таких сферах, где требуется служение с соблюдением четких нормативных правил, определяющих характер профес­сиональной деятельности. Множество воспитателей, учителей начальных и средних школ — представители SJ-типа. Школа представляет собой отла­женную организацию, обладающую жесткой системой ценностей и сводом правил, передаваемых в неизменном виде детям. Поэтому роль школьного учителя — образец стиля жизни SJ.

Стремление сохранить что-либо может найти свое выражение в желании занять официальный пост. И официальное лицо SJ-типа будет укреплять свой авторитет аккуратностью, бережливостью, стремлением сохранить для по­томства и передать по наследству все, что только возможно (прежде всего в материальной, но также и в духовной сферах):

Понимая неизбежность перемен в любой из сфер жизни, SJ сурово оцени­вают поток новшеств, размывающий столь милые их сердцу традиции и пра­вила, уничтожающий бесценное наследие. По их мнению, лучше, чтобы все менялось путем неспешной эволюции, а не путем революционных перемен.

Титулы и звания много значат для SJ. Особенно важным становится обла­дание чем-либо реальным, что нашло признание и оценку окружающих. Офи­циальный статус, основанный на владении материальными средствами, для SJ значит гораздо больше, чем абстрактные законы и принципы (важные для NT-типа) или эмоциональное насыщение и поиски смысла жизни (главные ориентиры NF-людей). Обладание не только дает SJ ориентир для оценки собственной позиции на социальной лестнице, но также и поддерживает чувство ответственности перед людьми, способство­вавшими приобретению статуса SJ-представителем.

SJ — летописцы общества, они не только пишут историю, но и преподают обществу уроки истории. Один из наиболее поучительных уроков истории — закон о взаимоотношении свободы и равенства. С ростом свободы равенство уменьшается, и наоборот, стоит разрастись равенству, как оно ограничивает свободу. К сожалению, мало кто ясно осознает это, зато большинству людей история предоставила шанс оценить следствия данного закона «на собственной шкуре». Утописты всегда обещали человечеству максимум свободы и ра­венства одновременно, да еще и братство гарантировали впридачу. За ошиб­ки утопистов заплатило множество увлеченных людей романтического типа (например, французские якобинцы и коммунары, русские декабристы, дру­гие искренние революционеры во всем мире). В отличие от романтиков (NF и NT), представителям SJ типа свойственно инстинктивное понимание исто­рических истин, чем они успешно и пользуются, рассматривая иерархию (не­равенство) как единственный путь к личной свободе. Во всех революциях первую волну романтиков сменяли SJ, которые наводили в создавшемся хао­се «новый порядок». Так, NT — Ленина закономерно сменил SJ — Сталин, создавший замысловатую, но устойчивую советскую бюрократию. Попутно заметим, что тенденция к массовому террору относится скорее к области лич­ностной патологии, чем к норме. «Тень иерархии» можно заметить даже в отношении SJ к старшим, уважая седины которых SJ рассчитывают на подоб­ное же отношение к себе на склоне лет.

SJ столь же упорно отстаивают правила, на которых зиждется общественное здание, как охраняют они иерархическую лестницу — свой путь к свободе. Правда, у Эпиметеев могут быть разные (в том числе и либеральные) представления о правилах, которыми должно руководствоваться общество, но какой бы ни была система правил, они отдают все свои силы на ее поддержание.

Нет предела той ответственности, которую SJ готовы возложить на свои плечи. Если есть еще хоть какая-то неоконченная работа, SJ просто обязан взять на себя ее завершение, даже если он и так перегружен. Другие люди частенько пользуются неспособностью SJ отказаться от сверхурочной рабо­ты.

По иронии судьбы стремление SJ возложить на себя груз ответственно­сти не всегда приносит им признание окружающих. Бывает, что люди, обя­занные SJ, отворачиваются от них после того, как использовали все ресурсы SJ до конца. Окружающим и невдомек, что SJ заслуживают значительно большей благодарности за свои труды. Иногда в этом бывает повинна строгая и непреклонная мина SJ, скрывающая их доброе и не знающее слов отказа сердце. Людям этого типа свойственна непреклонная уверенность в том, что окружающие должны действовать по тем же законам, что и сами SJ. Не отдавая себе в этом отчета, SJ крайне зависимы от одобрения окружа­ющих и всегда стремятся к тому, чтобы их труд получил достойную оценку. Находя мощнейший источник созидательной энергии в собственном чувстве долга, SJ не хотят и слышать о том, что для других людей возможно суще­ствование иной системы ценностей.

SJ — столпы социальной и экономической жизни. Они привыкли трудить­ся в полную силу за свое жалованье и не принимают иного подхода. Эпиметеи обычно активно борются с теми людьми или явлениями, которые не впи­сываются в систему социальных отношений, принятых в обществе. Наруши­телю следует дать понять, что он не прав, чтобы он непременно исправился.

Сами SJ стараются делать все по распорядку, в нужное время и в нужном месте, отдавая дань ежедневному стремлению служить и принадлежать со­циальной группе. Вчерашние заслуги сегодня не актуальны. Каждый день SJ берет на себя новые обязательства, чтобы быть уверенным в своей нужности.

SJ типу не чуждо творчество. В современных творческих союзах представители SJ-типа занимают обычно административные и лидирующие должности. Они способны создавать про­изведения-эпопеи, энциклопедии жизни, любовно и тщательно коллекциони­ровать подробности.

ТЕМПЕРАМЕНТ NF (АПОЛЛОН)

 

Как известно из древнегреческой мифологии, Аполлон служил посредни­ком между людьми и обитателями Олимпа; ему были присущи одновременно все людские слабости и некий отблеск божественности. Смысл жизни для людей NF-типа состоит в постоянном поиске смысла жизни (перечитайте эту фразу еще раз). NF-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы; духовность — вот свойство, присущее им в высшей степени. Часто духовность сочетается в NF-людях с религиозностью, но может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с просто­той, которой не в состоянии достичь представители других типов темпера­мента. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапев­тов значительное большинство представляют собой «Аполлоны». Художе­ственная литература, поэзия — еще одна область, где доминирует NF-тип, вновь и вновь поднимающий извечные проблемы человеческого бытия: Доб­ра и Зла, Истины и Лжи, Красоты и Безобразного, проблему Смысла Челове­ческого Существования.

Собственный смысл жизни и текущие цели открыты и понятны ярким представителям SP-, SJ- и NT-темпераментов. В рамках этой тройки возмож­но частичное понимание и чужих приверженностей. Так, для NT стремление SP спонтанно действовать и быть свободным от всяческих обязательств абсо­лютно понятно, равно как и желание SJ быть нужным людям, принадлежать и служить им, возлагая на себя нелегкий груз ответственности. Подобно это­му, SP не чужды понимания потребностей NT в достижении совершенства и компетентности или желания SJ быть в ответе за чье-либо благополучие. За­метим, что понимание чужих целей не означает их принятия. В свою очередь, SJ восхищаются способностью NT беречь и укреплять науку и технологию; им также импонирует открытость и дружелюбность, щедрость и широта на­туры SP. «Но ни одному из типов не дано до конца понять цели NF, равно как и NF не способны по достоинству оценить направленность окружающих», — считает Д. Кейрси. Для NF-людей актуальна единственная, достаточно зага­дочная, бросающая вызов собственному существованию цель: становление. Вечное движение по спирали или по кругу — удел NF, цель жизни которых может быть сформулирована так: «всегда иметь в жизни цель». Быть самим собою — для NF значит быть только самим собою, имея исклю­чительно свои, индивидуальные особенности. И в поисках своего истинного лица NF блуждают вслепую, выбирая себе в качестве проводников духов­ность, эзотерику, магию, спиритизм, стремясь удовлетворить извечное же­лание быть самим собой, хотя дороги, по которым приходится бродить, темны и опасны.

Чтобы достичь своеобразия, иметь свое лицо, NF затрачивают массу энергии, играя разнообразные общественные роли: работников, друзей, любовников, родителей, детей, провозвестников или творцов идей. Неважно, как распоряжается NF своими силами и временем, главное — чтобы во всем этом был смысл.NF хочет, чтобы его своеобразие было оценено по достоинству или по крайней мере окружающие признавали наличие у NF собственного лица. Только благодаря такой обратной связи NF узнает о том, что достиг успеха в своем стремлении к самовыражению.

Достичь целостности для NF — значит общаться с окружающими на подлинном глубоком уровне, находиться в гармоничных взаимоотношениях с собственным внутренним голосом. Фальшивить, проявлять двуличие или не­искренность означает для NF утратить Самость, лишиться своего лица и жить жизнью, недостойной уважающего себя человека. Жить так, чтобы оставить след в обществе, внеся определенные перемены, — одна из задач, которые NF ставят перед собой. Нет сомнений, что NF воспринимают жизнь как дра­му, полную значимости и смысла. NF особенно тонко понимают язык жестов, им ясен подтекст сложных действий и поступков, не замечаемый представи­телями других типов. NF иногда стремятся расширить границы общения до такой степени, что это становится слишком трудным и неприемлемым для окружающих.

Отношения NF с людьми обычно строятся на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Этим отношениям при­сущ неподдельный энтузиазм — ведь энергия, которую затрачивает NF на создание и поддержание идеальных взаимоотношений, поистине не имеет границ. Когда NF сталкиваются с непониманием, это удивляет и огорчает их. Однако обычно усилия Аполлонов бывают результативными, и их щедро рас­точаемая энергия встречает понимание и оценивается окружающими по до­стоинству.

Поскольку Аполлонов насчитывается около 40 % от всего населения, их влияние на общественное мнение и образ мыслей современников весьма зна­чительно, большинство журналистов, писателей и других творцов идеологии относятся к этому типу. Трагедия — явно творение Аполлонов. В своих про­изведениях NF изображают людей в бесконечном поиске ответов на вопрос о смысле жизни.

NF находят себя также в практической психологии, в психиатрии, в рели­гии или в системе образования. Мастерство устной и письменной речи, не лишенной поэтической окраски, свойственно NF в большей степени, чем представителям других типов. NF успешны в роли посредников, в чьи задачи входит налаживание отношений между различными группами людей.

Несмотря на то что NF легко увлекаются на пути к решению волнующих их проблем, они быстро остывают, если новые цели теряют свой глубинный смысл и не способствуют достижению гармонии во взаимоотношениях всех людей на Земле. Так было, например, с движением хиппи, где NF — первона­чальные духовные лидеры — постепенно уступили место SP, сменившим ду­ховность на атрибутику и активно-демонстративные действия.

Будучи в роли «гуру» или просто рядовым школьным учителем, NF нахо­дит привлекательной деятельность по передаче знаний и форм человеческих отношений. SJ- и NF-представители составляют большинство среди школь­ных учителей, a SP и NT встречаются среди них крайне редко. Гуманитарные или общественные науки — вот сфера деятельности NF в школе. Вообще ра­бота, в результате которой люди становятся хоть немного добрее, теплее и ближе друг к другу, всегда привлекательна для NF. Они склонны видеть во всем задатки хорошего и не жалеют собственных сил для того, чтобы дать возможность развиться этим задаткам. Для того чтобы помочь человеку най­ти себя, NF способны на любые жертвы. Чего не может допустить NF, так это безжалостного отношения к кому бы то ни было.

Торговля и вообще любая коммерческая деятельность едва ли заинтере­сует NF, да и точные науки, скорее всего, останутся областью, где для NF нет места. Они предпочитают оперировать со словами и нуждаются в постоян­ном общении с людьми (прямом или косвенном). Один из вариантов, благода­ря которым NF утоляют свою потребность в общении, — артистическое мас­терство. Если SP свойственно «действовать.» на сцене, то NF находят дорогу к сердцам зрителей, опираясь на слово. Характерные роли созданы для NF. Там, где SP остается самим собой, лишь только переодетым в костюм своего героя, актеру NF свойственно внутреннее перевоплощение. Каждая новая роль становится второй натурой для NF, живущего уже не только своей жиз­нью, но и жизнью своего героя.

NF обладают поразительной способностью представлять из себя именно то, чего ждут от них окружающие. Аполлона забавляет такое положение, когда его знают как личность, не имеющую почти ничего общего с тем, что он собой представляет на самом деле. NF стремится быть тем, кто нужен в дан­ную минуту конкретному человеку. NF-людей вообще несколько больше сре­ди женщин.

Нередко NF-представители занимаются решением проблемы поиска смыс­ла жизни сообща, объединяясь в различные группы по интересам. Это могут быть, например, группы гештальт-терапии и «первичного крика», трансцен­дентальной медитации и ЛСД-терапии, разнообразные группы встреч и мод­ные тренинги, марафоны и т. п. Но есть нечто общее в стремлениях столь не­похожих друг на друга и живущих в столь различных условиях людей. Этим «общим» является тяга к тому, чтобы жить раскрепощеннее и с большим до­стоинством, придать своему существованию глубокий волнующий смысл, на­конец-то найти пути к истинно человеческим, интимным и гармоничным вза­имоотношениям. Во многих случаях людям удавалось достигнуть желаемого чувства единения и взаимопроникновения, но лишь на время. Когда волную­щий и обогащающий опыт общения в группе оборачивается со временем ру­тинной серостью повседневной жизни, духовное сообщество, как правило, распадается.

Расщепленность NF на части, одна из которых «наблюдает» за процессом становления и поиска собственного лица другой частью, проблема постоян­ного осознавания непрерывности и динамичности самосовершенствования — явления, свойственные NF-людям.

Так как профессия NF должна давать сознание собственной значимости и быть необходимой для окружающих, ему часто бывает трудно сэкономить время и силы, отдаваемые работе. А после того как работа окончена, резуль­тат оказывается далеким от недостижимого совершенства. Тем не менее NF практически не способны, да и не желают уменьшать взятые на себя обяза­тельства. В результате они могут оказаться слишком зависимыми как от окру­жающих, так и от самих себя.

В стремлении к совершенству можно увидеть нечто общее между NF и NT. Различие здесь состоит в «предмете веры». «Духовный» Аполлон верит в непознаваемость истины, в недостижимость конечной цели, в божествен­ное или любое иное провидение. Скептик Прометей верит в то, что разум способен познать истину, что существует прогресс и возможно непре­рывное движение вперед. Существует еще одно различие между Аполлоном и Про­метеем: внешне зависимые от окружающих, ориентирующиеся в собствен­ной деятельности на решение проблемы спасения ближнего своего, NF в ко­нечном счете заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в изменениях отношений с окружающими отражение своего собственного ли­ца. Прометеи, презирающие даже богов (а уж обществу они бросали вызов со времен Диогена, днем с огнем разыскивавшего человека, и Сократа, заявляв­шего: «Я знаю, что ничего не знаю, но вы, греки, не знаете и этого!»), внешне холодные и никоим образом не зависящие от окружающих, в глубинах бес­сознательного имеют веру в то, что искомый человек все же где-то существу­ет. Ведь не только для себя же Прометеи «движут» прогресс и думают о буду­щем, забывая иногда пообедать.

Несмотря на страстные творческие порывы, NF может быть легковесным в интеллектуальном плане, перескакивая от идеи к идее, может выглядеть дилетантом в области знаний по сравнению со «снобом» — NT. NF стремятся познать жизнь во всем ее многообразии, но в отличие от SP, видящих смысл в действии как таковом, для NF важно значение каждого события. Аполлоны вносят дух романтизма в собственную жизнь и жизнь окружающих, будучи заинтересованными в на­блюдении за особенностями поведения людей. Как и NT, NF ориентированы на будущее и то, что может произойти. Но в отличие от Прометеев, рассуж­дающих об абстрактных возможностях и принципах, NF переносят эти прин­ципы в область человеческих взаимоотношений. Им нравится пробуждать в людях добро, и NF часто говорят о «реализации потенциала», имея в виду свои и чужие задатки. К окружающим NF подходят с той же меркой, что и к себе: то, что имеется на данный момент, не может быть достаточным; NF ни­когда не согласится с тем, что единственно реально то, что можно увидеть прямо сейчас.

Для NF стремления сконцентрированы не на вещах, но на людях. Их не интересуют абстракции — они ищут истинных вза­имоотношений. Они не испытывают потребности только действовать — им нужно взаимодействие. NF стремятся к самовыражению путем достижения целостного единства и уникальной индивидуальности; они сознают, что зада­ча всей их жизни состоит в непрерывном потоке в направлении желанной Самости.

Творчество NF носит пророческий, провидческий ха­рактер. Можно догадываться, что Мишель Нострадамус принадлежал к это­му типу. Бесспорно, яркими NF были великий Ф. М. Достоевский.

ТЕМПЕРАМЕНТ NT (ПРОМЕТЕЙ)

 

В любой сфере деятельности NT ищет закономерности, строит схемы и модели, описывающие все многообразие связей в системе, разрабатывает технологию в наиболее общем смысле этого слова. Довод SJ-человека о том, что «на на­шем производстве уже тридцать лет эта процедура успешно выполняется сле­дующим образом», может только позабавить NT-представителя, проявля­ющего неистощимую изобретательность и безжалостно расправляющегося со всякого рода архаизмами и несообразностями, вне зависимости от срока их существования. Иерархические взаимоотношения, предполагающие, что «начальству виднее» и ориентирующиеся на чины, звания и должности, ни­коим образом не удовлетворяют NT, холодно заявляющих: «Я понимаю, что это говорил Эйнштейн, но даже лучшим из нас свойственно ошибаться».

Чтобы облегчить жизнь людей и сделать их похожими на богов, Прометей подарил им огонь, источник света и энергии. Обладая огнем, человечество обрело понимание законов природы и контроль над её слепыми силами. По­нимать природу, контролировать ее законы — значит обладать могуществом, и стремление именно к такому могуществу отличает тип Прометея от всех остальных.

Прометеи редко встречаются среди людей (несколько чаще среди мужчин). NT-ребенок с рождения «обречен» решать проблему самоидентификации, поиска себе подобных, практически незнакомую счастливым с этой точки зрения относительно многочисленным NF и SJ. За­метим, что для SP такой проблемы не существует, поскольку для него изна­чально все люди — братья.

Могуществом бредят яркие NT. Не власть над людьми, но власть над законами природы — способность понимать, контролировать, предсказывать и объяснять явления действительности привлекает Прометеев. Заметьте, что эти четыре качества — понимать, контролировать, предсказывать и объяс­нять — в наибольшей степени присущи науке как неотъемлемой стороне любой человеческой деятельности. В каждом NT кроется ученый. Конечно же, Природа без особого энтузиазма относится к тому, чтобы кто-то там кон­тролировал ее законы. Поэтому отнюдь не ежедневно результатом изыска­ний NT становится открытие великих законов гравитации и т. п. Зато проек­ты вечных двигателей рождаются в головах ученых и неученых мужей с за­видным постоянством. И это тоже отличительная черта NT — невзирая на многовековой печальный опыт, пренебрегая презрением более практичных SJ, Прометеи вновь и вновь приносят собственные силы на алтарь науки в погоне за сверкающей идеей вечного движения.

Однако всевозможные формы могущества — это не более, чем средства для достижения единственного желаемого для NT результата — компетент­ности. Таким образом, NT нужно не могущество как таковое, а компетент­ность, способность, умение, изобретательность, мастерство.

Интеллектуальные способности особо ценны для NT, понимающих под интеллектом умение выполнять наилучшим и наиболее экономичным спосо­бом разнообразные действия в изменяющихся условиях. Скажите NT, что он мошенник, безответственный плут и обманщик, которому к тому же не хва­тает спонтанности действий, — и, возможно, NT ответит, что ваши представ­ления не лишены доли здравого смысла. Сомнение в себе — для NT лишь частный случай представления о всеобщей относительности. В идее о том, что все способно изменяться и можно на одну и ту же вещь посмотреть с десяти различных точек зрения (причем ни одна из них не будет неправильной), NT видят источник гибкого могущества и всегда готовы приспособить свои безупречные действия к непрерывно изменяющей­ся среде. Таким образом, неверие ни во что, абсолютный скепсис по отноше­нию ко всему в мире (и к собственной персоне в том числе!) парадоксальным образом становится основой нерушимой веры NT только в свои идеи и силы. Немногочисленные NT самой природой вынуждены искать единомышленников и «соплеменни­ков». И эта способность проявляется зачастую в бессмертных книгах, со стра­ниц которых звучный голос одиноких в своем времени NT через многие годы и даже столетия доносится до их более молодых, но не менее одиноких собра­тьев.

Мы говорили о том, что, назвав NT мошенником, едва ли удастся его оби­деть. Но попробуйте назвать NT глупцом, некомпетентным в той области, которую он считает своей, — и вы обнаружите, насколько серьезно отнесет­ся к подобному заявлению с вашей стороны NT, имеющий собственные мер­ки своей компетентности и не желающий слышать ничьего иного мнения по этому поводу. Заметим, что NT бывает беспощаден по отношению к себе в оценке собственного уровня компетентности, но лишь он сам имеет право подобной оценки.

Компетентность NT, несомненно, связана с определенным родом деятель­ности.

SP совершенствуется потому, что обожает действие, а для NT постоянное упражнение собственных способностей в действии — путь к желанному со­вершенству. Тот уровень компетентности, которым обладает истинный NT на данный момент, не может удовлетворить его. Прометеям знакомы лишь краткие мгновения после завершения какого-либо сложного этапа самосовер­шенствования, когда они на миг чувствуют себя достаточно компетентными в своих глазах, в то время как окружающие давно недоумевают «...чего он от себя еще хочет? Ведь он уже и так все может!». Список областей, в которых NT «должен быть компетентным» на протяжении всей его жизни расширяет­ся, никогда не сокращаясь. И нет бо­лее безжалостного судьи, оценивающего действия NT и ведущего отсчет дра­гоценного времени, скупо отмеренного Природой на самосовершенствова­ние, чем сам NT. Подобное отношение к себе иногда приобретает преувели­ченный и даже гротескный характер. Тогда NT становится раздражительным и напряженным, а в списке необходимых ему совершенств появляются эле­менты бюрократизма.

Никогда до конца не удовлетворенные собственным уровнем компетент­ности, NT не могут зачастую как следует отдохнуть и расслабиться. Этому мешает постоянное сознание того, что «...сейчас мне следует хорошенько отдохнуть!», не оставляющее NT в продолжение всего свободного времени. Стремящиеся к интенсификации всех без исключения видов собственной де­ятельности, Прометеи хотят отдохнуть за минимальный промежуток време­ни и с максимально возможным результатом, что как раз и мешает им полно­ценно расслабиться.

Мы уже обсудили роль жестких иррациональных убеждений в жизни SJ. Для NT тоже есть два довольно опасных в плане отношений с окружающими и собственного психического и физического здоровья сценария. Первый из них состоит в том, что NT заявляет окружающим: «Я от вас ничего не тре­бую», полагая, что окружающие практически ничего не знают, да и их уме­ния оставляют желать лучшего. В последующем NT искренне удивляется, что у «уважаемых коллег» что-то все-таки получилось в результате их напря­женного труда. Зачастую NT считают других людей неспособными всесто­ронне обсудить сложную проблему, и эта позиция NT становится заметной окружающим. В этом видится отличие Прометеев от представителей других типов.

Второй сценарий возникает тогда, когда NT считает, что окружающие дол­жны по крайней мере пытаться достичь тех же высот, к которым стремится сам NT. И хоть эти высоты в принципе недостижимы, считается, что к ним должны стремиться все. Ч Хочу заметить, что часто проблемы в общении с окружающими и в отношениях со своим здоровьем возникают при употреблении слов «ДОЛЖЕН» и «ВСЕ». Чем больше у чело­века список того, что «ДОЛЖНЫ делать окружающие и он сам» и чем более уверен этот человек в том, что так «ДОЛЖНЫ поступать ВСЕ», тем труднее находиться людям рядом с ним, тем реже на лице у него увидишь улыбку, и тем чаще можно встретить его среди пациентов терапевтического стациона­ра. Необходимо тут же оговориться, что таким образом мы характеризуем лишь крайние формы «типологического» поведения.

Речь NT практически лишена общих мест, отличается краткостью и ло­гичностью. Нет хуже наказания для NT, чем заставить его растолковывать очевидные вещи. NT говорит «...ну, это, разумеется, всем известно» и про­должает в полной уверенности, что если он вдруг остановится на элементарных деталях, его собеседники умрут от скуки. Невербальные методы обще­ния не волнуют NT, и обычно он бывает невнимателен к «речи без слов». NT склонны стремиться к абсолютной точности, оттачивая свои языковые способности, и ожидают столь же серьезного отношения к языку со стороны окружающих, что, кстати, редко бывает в действительности.

Проблема языка как средства общения между людьми — это та проблема, которой посвящают свое время и силы целые поколения NT. Возможно, это связано с их собственными затруднениями в понимании их окружающими.

В своей неуемной жажде знаний NT часто достигают высокого профессио­нализма в избранной области. Главенствующее стремление к могуществу, гораздо более сильное, чем желание действовать, чувство долга или самовы­ражение проявляется в детстве как неуемная любознательность. Первыми словами NT, нередко бывают вопросы. NT интересует устройство мира, и его не удовлетворяют несерьезные или бестолковые ответы взрослых. Он жела­ет слышать четкие и ясные ответы, чтобы понять смысл и связать воедино наблюдаемые факты; при этом он может своим упорством серьезно раздра­жать окружающих. Обучение для Прометея длится 24 часа в сутки, и чем ярче выражен тип, тем раньше проявляется эта черта. «Ранний старт» и упор­ство NT в овладении знаниями позволяют им со временем обойти представи­телей всех других типов.

По-видимому, более чем кто бы то ни было из других типов, NT живет сво­ей работой. Для NT работа — это работа, и даже игра — это род деятельно­сти, похожий на работу. Безделье было бы худшим из наказаний для NT. Ре­зультатом деятельности Прометея является выведенный закон, новое знание, находящее себе подтверждение в окружающей действительности, выдержи­вающее проверку на точность и позволяющее прогнозировать события в ин­тересующих NT областях. Способность выводить подобные законы и пользоваться ими на практике — любимый для NT род деятельности.

Работа для NT значит больше, чем хобби. Прометею хорошо известна цена, которую приходится платить за знания, и он не жалеет усилий для до­стижения совершенства, стремясь привнести элементы нового понимания во все сферы собственной деятельности. NT обычно заняты разработкой моде­лей и идей, построением систем и классификаций. Помимо математики, фи­зики, философии и архитектуры их привлекают логика и дизайн, кардиоло­гия и криминалистика, менеджмент и служба безопасности — очертить этот круг затруднительно. Однако торговля и сфера услуг в значительно меньшей степени интересуют NT. Но где бы ни работал NT, он везде стремится к до­стижению совершенства.

NT — истинные новаторы, стремящиеся и способные изменить даже са­мую жесткую систему в соответствии с принципом оптимальности и логич­ности. Другое дело, что часто Прометей проигрывает в надежности и стабиль­ности тому же SJ-Эпиметею, больше доверяющему фактам и реальности, чем идеям и принципам. NT всегда готов выслушать новую чужую идею или нео­бычное мнение. Все, что может изменить систему к лучшему, позитивно оце­нивается NT, даже если идею изменения высказал не он, а кто-то другой. NT любят задавать вопросы, им свойственно развивать волевые качества, са­моконтроль и интеллект. Иногда Прометеи создают впечатление холодных, отстраненных и загадочных людей, хотя на самом деле им свойственна разви­тая эмоциональность (лишь тщательно скрытая за суровой логичностью). Если от NT требуется высказать собственное мнение, они делают это без дву­смысленностей и стараясь избегать неясных мест.

NT подвержены серьезному недугу — они всегда в работе и не способны расслабиться. Они часто запираются в «башне из слоновой кости» своей ин­теллектуальности, отрезанные от всего того, что для представителей других типов составляет реальную действительность. Некоторые NT-гении весьма эксцентричны. Опасность того, что труды многих лет никогда не увидят све­та, всегда существует для NT, общающихся с окружающими на таком высо­ком уровне абстракции, что их бывает сложно понять. Шерлок Холмс (автор логической «технологии» дедуктивного метода раскрытия преступлений) крайне неохотно снисходил до объяснений собственных умозаключений док­тору Уотсону, считая излишним пережевывание того, что лежит на поверх­ности и «...Это же элементарно, Ватсон!»

В компании себе подобных NT любят развлекаться игрой «в слова», вы­страивая сложнейшие и блестящие языковые конструкции. Скрытое значе­ние, парадоксы и неоднозначные высказывания всегда привлекают NT. Увидеть в научно обоснованном и детально описанном факте по меньшей мере два варианта его толкования, не исключающих при­менения данного знания на практике, а лишь подчеркивающих всеобщий принцип относительности, распространяющийся на все без исключения «за­коны природы» (существование которых тоже нелишне поставить под сомне­ние!), — печальная радость скептика — NT.

Все свое внимание NT концентрируют на будущих событиях, прошлое для них умерло и никогда больше не вернется. Действительно важно то, что мо­жет случиться или произойти в следующую минуту или столетие. Прошлое необходимо использовать лишь для определения направлений развития в бу­дущем (в том смысле, что «тот, кто игнорирует уроки истории, снова и снова будет повторять одни и те же ошибки», а повторения ошибок NT себе позво­лить не могут). Представляется возможным сопоставить традиционно европейскую тенденцию видеть прошлое, настоящее и будущее на одной оси времени с жизненной стратегией, индивидуальной философией NT-людей. Таким образом, восточный, циклический вариант мировой истории (а также личностной истории человека, живущего в традициях Востока и питаемого этой культурой), где «...все возвращается на круги своя» и «...нет ничего нового в Поднебесной» больше соответствует представлениям NF-людей. SP живут текущим моментом, SJ сохраняют по мере сил традиции, предпочи­тая глубоко не вдаваться в проблему динамики времени и не особенно заду­мываться над смыслом истории.

В своем стремлении выработать законы, согласно которым думают и дей­ствуют окружающие, NT часто утрачивают чувство реальности. Они могут упорно рассчитывать варианты происходящих событий, вместо того чтобы осмотреться и принять в них участие. «Временами NT как бы стоят с отсут­ствующим и отвлеченным видом в качестве сторонних наблюдателей на бе­регу бурной реки жизни, глядя на проносящийся мимо мощный поток», — пишет Д. Кейрси. Подобная отвлеченность иногда приводит к печальным для NT последствиям. В частности, из-за недостаточно развитых чувств NT мо­гут подпадать под влияние особ противоположного пола, абсолютно не отве­чающих требованиям, которые на самом деле NT предъявляет к спутнику жизни.

Временами NT могут не замечать эмоциональных реакций окружающих и быть нечувствительными к сложностям межличностных взаимоотношений. Окружающие нередко говорят о том, что не могут отделаться от чувства, буд­то они не существуют для NT как реальные люди, и ответом на подобное игно­рирование является раздражение или нападки в адрес NT. Просто не воспринимающие ситуацию с данной точки зрения, NT приходят в замешательство и редко способны дать отпор, предпочитая отстраниться и исключить возмож­ность общения с людьми, мотивы которых они считают недостаточно ясными и логичными, а поведение — слишком аффективным и агрессивным. Однако не следует думать, что NT не способны дать «агрессору» ответ, полный ядо­витого сарказма и ранящий в самое сердце того, кто вызвал гнев Прометея.

Художественное творчество NT-представителей отличается сложностью, многозначностью, символичностью, труднодоступностью. Динамика непредсказуема, за­мысел автора неочевиден. Таковы музыкальные произведения Стра­винского, Шостаковича, проза Пруста, Гессе, Маркеса, Борхеса, живопись Кандинского, Малевича, Пи­кассо. NT в роли художников значительно опережают свое время, входят с ним в конфликт, бунтуют, эпатируют, достигают максимальной степени са­мораскрытия. Пожалуй, их творчество не назовешь общечеловечным, зато оно в высшей степени концептуально и внутренне логично.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.