Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Химический элемент, химическое соединение




П 69

ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к семинарским, лабораторным занятиям

и самостоятельной работе по общей химии

Санкт-Петербург

 

 

ББК 24.1 и 73

УДК 546(076.5)

Печатается по решению кафедры неорганической химии РГПУ им. А.И. Герцена

 

Учебно-методическое пособие включает в себя теоретическое вве­дение, примеры решения задач, упражнения, лабора­тор­ные рабо­ты и индивидуальные задания для самостоятельной ра­боты по об­щей химии.

Предназначено для студентов естественно-научных факульте­тов педагогических Вузов.

 

 

Составитель – д-р. хим. наук., проф. К.П. Балашев, к. хим. наук., доцент С.В. Васильева

 

Предисловие

В соответствии с государственными образовательными стандар­та­ми высшего профессионального образования РФ «химия» входит в программу подготовки специалистов практически всех естест­вен­но-научных направлений. Это определяется тем, что химия по сво­ей при­роде является центральной, фундаментальной наукой, тесно свя­зан­ной с любым проявлением наших контактов с матери­аль­ным ми­ром.

Трудности, с которыми сталкивается большинство студентов при изучении химии, в значительной степени связаны с особенностями хи­мического языка, включающего не только много специфи­чес­ких и профессиональных терминов, но и химическую символику. Пожалуй, никакая другая наука, кроме математики, не создала столь удобного и емкого способа записи информации. Именно основам химического языка (химической номенклатуре) и посвящено настоящее учебное пособие, состоящее из девятнадцати разделов. Каждый раздел пособия со­держит краткое теорети­чес­кое вве­де­ние, примеры решения типо­вых задач и упражнения для самостоятельной аудиторной и внеау­ди­торной работы студентов. Для эффективного усвоения материала пособие содержит описание четырех лабораторных работ, а также два набора индивидуальных заданий. В конце пособия приведены справочные материалы, а также ответы к упражнениям.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие.............................................................................................3

Химический элемент, химическое соединение

1. Химический элемент – символы и названия………… ………………5-6

2. Классификация химических элементов ………………………………6-8

3. Классификация химических соединений по составу…………………8-10

4. Принципы химической номенклатуры – химическая формула,

химическое название соединения..……………………………………10-11

5. Систематические и традиционные названия простых веществ……...11-12

6. Систематические и специальные названия одноэлементных ионов...12-13

7. Степень окисления элементов в химических соединениях…...……...13-14

8. Систематические и специальные названия бинарных соединений.....14-15

9. Функциональная классификация сложных неорганических соединений.................................................................................................15-16

9.1. Оксиды……………………....………………...………………… ……...16-20

9.2. Гидроксиды – основные (основания), амфотерные, кислотные……...20-25

9.3. Пероксокислоты………………….…………………..…………..………25

9.4. Тиокислоты, политионовые и другие замещенные оксокислоты. ……25-26

9.5. Бескислородные кислоты………………….………………….…………26-27

9.6. Галогенангидриды……………...………………………………...……...27-29

9.7. Соли……………………...………………………………………………..29-36

10. Основные положения координационной теории………………………36-41

10.1. Номенклатура комплексных соединений……………………………....42-45

11. Соединения постоянного и переменного состава (дальтониды и

бертолиды)…..…………………………………………………………...45-46

12. Аддукты………..…………………………………………………………46-47

Лабораторная работа № 1 «Основные классы неорганических

соединений»...........................................................................................................47 -49

13. Количественные характеристики химических элементов и

соединений….............................................................................................49-55

13.1. Определение простейших и молекулярных формул соединений…….55-58

Индивидуальное домашнее задание №1 ………….…...……………………..58-67

Приложение 1. Название химических элементов.……………………………68-73

Приложение 2. Тривиальные названия некоторых веществ, смесей,

сплавов.........................................................................................................…….73-74

Приложение 3. Соотношение между внесистемными единицами и единицами международной системы СИ ….............................……....................................74

Приложение 4. Физико-химические постоянные ……………………………75

Приложение 5. Численные приставки...............................................................75

Приложение 6. Ядовитые вещества и меры первой помощи при

отравлении.........................................................................................................75-77

Приложение 7 Огнеопасные и взрывчатые вещества......................................77-78

 

 

 

 

1. Химический элемент – символы и названия.

 

Химический элементопределенный вид атомов с одинаковым зарядом атомных ядер. Символы химических элементов, а также латинские, русские и анг­лийс­кие их на­зва­­ния приведены в приложении 1. Корни названий хими­ческих эле­мен­тов исполь­зу­ют­ся для построения систематических и традици­он­ных названий сложных веществ (цинкат, хромат, хлорат и т.д.). Для наз­вания производных молибдена и фос­фора при­ня­то использовать сокращенные корни названий элементов – например: молиб­дат и фос­фат. Для большинства элементов корни их русских на­зва­ний совпадают с корнями ла­тин­ских назва­ний. Для элементов, русское название которых не совпадает с латинским, в наз­ва­ниях сложных анионов используют корни латинских названий эле­­ментов:

 

Таблица 1. Название соединений, образуемых от латинского корня названия

химического элемента.

Э Латинский корень (название) Э Латинский корень (название)
Ag Арген- (аргент ат) N Нитр-(нитр ид, нитр ит, нитр ат)
As Арсен-(арсен ид, арсен ат) Ni Николл- (николл ат)
Au Аур- (аур ид, аур ат) O Окс-(окс ид), оксиген-оксиген ил)
Cu Купр- (купр ат) Pb Плюмб- (плюмб ат)
C Карб- (карб ид), Карбон- (карбон ат) S Сульф- (сульф ид, сульф ат), Тио- (тио нат)
Fe Ферр- (ферр ат) Sb Стиб- (стиб ид, стиб ат), Антимон-(антимон ид, антимон ат)
H Гидр- (гидр ид), Гидроген- (гидроген ат) Si Силиц- (силиц ид, силик ат), Сил- (сил ан)
Hg Меркур- (меркур ат) Sn Станн- (станн ид, станн ат)
Mn Манган- (манган ат)    

 

Упражнения:

1. Что такое химические структурные элементы вещества? Как они со­от­но­­сят­ся с «физическими», «биологическими» и «геологическими» стру­к­­­тур­­ными элементами?

2. Cистему химической символики, которая используется в настоящее время, раз­ра­бо­тал: Д. Дальтон, М. Ломоносов, Я. Берцелиус, А. Лавуазье?

3. Приведите примеры названий химических элементов:

а) связанных с запа­хом и цветом - зловонный, запах, небесно-голубой, зеле­но­ва­тый, зеленый, зе­ле­ный близ­нец, светло-желтый, темно-красный, розо­вый, фиоле­то­вый, цве­та золота, цвета ин­диго, радуга, цвет;

б) названных по имени мифологических богов – Ванадис, Ниоба, Прометей, Тантал, Титан, Тор;

в) в честь астрономических объек­тов – Луна, Солнце, астероид Паллада, планета Уран, планета Нептун, пла­не­та Плутон, малая планета Церера; г) по своим специфическим свойст­вам - безжизненный, несущий свет, неус­тойчивый, искусственный, разруша­ю­щий, тяжелый, неактивный, рождаю­щий кислоты, рождающий воду, рож­дающий уголь, получаемый с трудом, скрытый, скрывающийся;

д) по ге­ографическому месту открытия - Стронтиан (Шотландия), Иттербю (Шве­ция), Беркли (США), Калифориния (США), Рейн (Ге­рмания), Гессен (Германия), Дубна (СССР), Европа, Америка, Скандинавия;

е) в честь государств – Россия, Польша, Франция, Германия; ж) в честь городов – Париж, Стокгольм, Копенгаген;

з) в честь ученых - Ю. Гадолин, П. Кюри и М. Кюри, А. Эйнштейн, Э. Ферми, Д.И. Менделеев, А. Нобель, Э.О. Лоуренс, Э. Резерфорд, Г.Т. Сиборг, Н. Бор, Л. Мейтнер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.