КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Химический элемент, химическое соединение
П 69 ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к семинарским, лабораторным занятиям и самостоятельной работе по общей химии Санкт-Петербург
ББК 24.1 и 73 УДК 546(076.5) Печатается по решению кафедры неорганической химии РГПУ им. А.И. Герцена
Учебно-методическое пособие включает в себя теоретическое введение, примеры решения задач, упражнения, лабораторные работы и индивидуальные задания для самостоятельной работы по общей химии. Предназначено для студентов естественно-научных факультетов педагогических Вузов.
Составитель – д-р. хим. наук., проф. К.П. Балашев, к. хим. наук., доцент С.В. Васильева
Предисловие В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ «химия» входит в программу подготовки специалистов практически всех естественно-научных направлений. Это определяется тем, что химия по своей природе является центральной, фундаментальной наукой, тесно связанной с любым проявлением наших контактов с материальным миром. Трудности, с которыми сталкивается большинство студентов при изучении химии, в значительной степени связаны с особенностями химического языка, включающего не только много специфических и профессиональных терминов, но и химическую символику. Пожалуй, никакая другая наука, кроме математики, не создала столь удобного и емкого способа записи информации. Именно основам химического языка (химической номенклатуре) и посвящено настоящее учебное пособие, состоящее из девятнадцати разделов. Каждый раздел пособия содержит краткое теоретическое введение, примеры решения типовых задач и упражнения для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Для эффективного усвоения материала пособие содержит описание четырех лабораторных работ, а также два набора индивидуальных заданий. В конце пособия приведены справочные материалы, а также ответы к упражнениям.
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие.............................................................................................3 Химический элемент, химическое соединение 1. Химический элемент – символы и названия………… ………………5-6 2. Классификация химических элементов ………………………………6-8 3. Классификация химических соединений по составу…………………8-10 4. Принципы химической номенклатуры – химическая формула, химическое название соединения..……………………………………10-11 5. Систематические и традиционные названия простых веществ……...11-12 6. Систематические и специальные названия одноэлементных ионов...12-13 7. Степень окисления элементов в химических соединениях…...……...13-14 8. Систематические и специальные названия бинарных соединений.....14-15 9. Функциональная классификация сложных неорганических соединений.................................................................................................15-16 9.1. Оксиды……………………....………………...………………… ……...16-20 9.2. Гидроксиды – основные (основания), амфотерные, кислотные……...20-25 9.3. Пероксокислоты………………….…………………..…………..………25 9.4. Тиокислоты, политионовые и другие замещенные оксокислоты. ……25-26 9.5. Бескислородные кислоты………………….………………….…………26-27 9.6. Галогенангидриды……………...………………………………...……...27-29 9.7. Соли……………………...………………………………………………..29-36 10. Основные положения координационной теории………………………36-41 10.1. Номенклатура комплексных соединений……………………………....42-45 11. Соединения постоянного и переменного состава (дальтониды и бертолиды)…..…………………………………………………………...45-46 12. Аддукты………..…………………………………………………………46-47 Лабораторная работа № 1 «Основные классы неорганических соединений»...........................................................................................................47 -49 13. Количественные характеристики химических элементов и соединений….............................................................................................49-55 13.1. Определение простейших и молекулярных формул соединений…….55-58 Индивидуальное домашнее задание №1 ………….…...……………………..58-67 Приложение 1. Название химических элементов.……………………………68-73 Приложение 2. Тривиальные названия некоторых веществ, смесей, сплавов.........................................................................................................…….73-74 Приложение 3. Соотношение между внесистемными единицами и единицами международной системы СИ ….............................……....................................74 Приложение 4. Физико-химические постоянные ……………………………75 Приложение 5. Численные приставки...............................................................75 Приложение 6. Ядовитые вещества и меры первой помощи при отравлении.........................................................................................................75-77 Приложение 7 Огнеопасные и взрывчатые вещества......................................77-78
1. Химический элемент – символы и названия.
Химический элемент – определенный вид атомов с одинаковым зарядом атомных ядер. Символы химических элементов, а также латинские, русские и английские их названия приведены в приложении 1. Корни названий химических элементов используются для построения систематических и традиционных названий сложных веществ (цинкат, хромат, хлорат и т.д.). Для названия производных молибдена и фосфора принято использовать сокращенные корни названий элементов – например: молибдат и фосфат. Для большинства элементов корни их русских названий совпадают с корнями латинских названий. Для элементов, русское название которых не совпадает с латинским, в названиях сложных анионов используют корни латинских названий элементов:
Таблица 1. Название соединений, образуемых от латинского корня названия химического элемента.
Упражнения: 1. Что такое химические структурные элементы вещества? Как они соотносятся с «физическими», «биологическими» и «геологическими» структурными элементами? 2. Cистему химической символики, которая используется в настоящее время, разработал: Д. Дальтон, М. Ломоносов, Я. Берцелиус, А. Лавуазье? 3. Приведите примеры названий химических элементов: а) связанных с запахом и цветом - зловонный, запах, небесно-голубой, зеленоватый, зеленый, зеленый близнец, светло-желтый, темно-красный, розовый, фиолетовый, цвета золота, цвета индиго, радуга, цвет; б) названных по имени мифологических богов – Ванадис, Ниоба, Прометей, Тантал, Титан, Тор; в) в честь астрономических объектов – Луна, Солнце, астероид Паллада, планета Уран, планета Нептун, планета Плутон, малая планета Церера; г) по своим специфическим свойствам - безжизненный, несущий свет, неустойчивый, искусственный, разрушающий, тяжелый, неактивный, рождающий кислоты, рождающий воду, рождающий уголь, получаемый с трудом, скрытый, скрывающийся; д) по географическому месту открытия - Стронтиан (Шотландия), Иттербю (Швеция), Беркли (США), Калифориния (США), Рейн (Германия), Гессен (Германия), Дубна (СССР), Европа, Америка, Скандинавия; е) в честь государств – Россия, Польша, Франция, Германия; ж) в честь городов – Париж, Стокгольм, Копенгаген; з) в честь ученых - Ю. Гадолин, П. Кюри и М. Кюри, А. Эйнштейн, Э. Ферми, Д.И. Менделеев, А. Нобель, Э.О. Лоуренс, Э. Резерфорд, Г.Т. Сиборг, Н. Бор, Л. Мейтнер.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |