КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме. Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений
Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядо-ченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Образование - сложное, многоаспектное явление, которому присущи следующие характеристики: - это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры; - это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления; - это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования; - это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Оно должно обеспечивать подготовку человека к социальным ролям: исполнение гражданских обязанностей, национальный патриотизм, уважение конституции, заботливое отношение к национальным богатствам и культуре, гражданская активность, честность, ответственность за свои дела и поступки. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональ-ное, экономическое и педагогическое и т.д. Функции образования: Социальные: - формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; - содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; - развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; - подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме. Личностные - обеспечение приоритета развития над обучением. Элементы образования - развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. Современные образовательные системы - это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления. Система образования - это взаимосвязанная совокупность обра-зовательных (государственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Отдельное образовательное учреждение - подсистема общей системы образования. Структура системы образования в отдельном образовательном учреждении: - Цели образования. - Содержание образования. - Средства и способы получения образования. - Формы организации образовательного процесса. - Реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека. - Субъекты и объекты образовательного процесса. - Образовательная среда. - Результат образования, то есть уровень образован Основные направления развития современных систем образования: Гуманизация образования - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация образования - ориентация на содержание обра-зования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей. Диверсификация образования - расширение многообразия учеб-ных заведений, образовательных программ и типов управления. Стандартизация образования - ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин. Многоуровневость образования - где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих документов (дипломов). Фундаментализация образования - углубление научно-теорети-ческих знаний по изучаемым дисциплинам. Информатизация образования - прогрессирующее использование в образовательном процессе информационных технологий, вычисли-тельной техники, компьютеров. Непрерывность образования - заключается в постоянном образо-вании или самообразовании в течение всей жизни. Мировое образовательное пространство составляют националь-ные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные глобальные тенденции развития мирового образо-вання: - Демократизация образования (обеспечение доступности образо-вания для всего населения, предоставление большей самостоятельно-сти учебным заведениям). - Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. - Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям. - Образование становится приоритетным объектом финансирова-ния во многих странах. - Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям. - Существенное увеличение в мировом образовании гуманитар-ной составляющей. - Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗМУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА - международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ - проект объединения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и др.). Национальная система образования в Республике Беларусь включает: - участников образовательного процесса; - образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; - образовательные учреждения; - органы управления образованием. Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. К учреждениям образования относятся: - дошкольные учреждения; - учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); - учреждения внешкольного воспитания и обучения; - социально-педагогические учреждения; - специальные учебно-воспитательные учреждения; - специализированные учреждения производственного обучения. Образовательные учреждения осуществляют: - дошкольное воспитание; - общее среднее образование; - внешкольное обучение и воспитание; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - подготовку научных и научно-педагогических кадров; - повышение квалификации и переподготовку кадров. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: - внешкольное воспитание и обучение; - повышение квалификации и переподготовку кадров. Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь. «Основные направления развития национальной системы образо-вания» и закон Республики Беларусь «Об образовании» определяют следующие цели и задачи ее реформирования: - Образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. - Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства. - Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики. Основные принципы национальной системы образования: - приоритет общечеловеческих ценностей; - доступность образования; - равенство прав граждан на получение образования; - научность; - национально-культурная основа; - ориентация на мировой уровень образования; - единство обучения, духовного и физического воспитания; - светский характер и гуманизм; - диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений; - обеспечение образовательных запросов личности с - преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность образования; - связь с общественной практикой; - обязательность базового образования.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 12185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |