КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме. 1 Древнегреческая философия - колыбель европейской системы воспитания
Занятие 2 Занятие 1 1 Древнегреческая философия - колыбель европейской системы воспитания 2 Педагогические идеи Древнего Рима 3 Воспитание и обучение в эпоху средневековья 4 Школа и воспитание в эпоху Возрождения и Реформации
1 Эпоха Просвещения (последняя треть 17- конец 18 вв.) 2 Педагогика в странах Западной Европы в 19 -20 вв. 3 Педагогические идеи в России и Беларуси 4 Методы педагогических исследований и их классификация
Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку передачи опыта старшего поколения младшему. Педагогика - это наука о задачах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Педагогика исследует следующие проблемы: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; - определение целей воспитания; - разработка содержания воспитания; -исследование и разработка методов воспитания. В педагогике различают две ее составляющих: - педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики; - научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения. Категории педагогики- понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики. У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями. Практически везде категориями педагогики считаются: - образование; - обучение; - воспитание. Л.М. Кадцын дает следующую иерархическую структуру педагогических категорий: 1 Педагогическая деятельность. 2 Воспитание, обучение, образование. 3 Педагогическая система. 4 Педагогический процесс. Основные категории научной педагогики: Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле слова - это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой Воспитание в широком смысле слова - это передача положительного опыта от поколения к поколению. Воспитание в узком смысле слова - это решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя. Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д. Обучение - это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Педагогика как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности. Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни. Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности, т. е. исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Основные задачи педагогической науки: -вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; -изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; - разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; -прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания. Методы педагогических исследований: - педагогическое наблюдение; - исследовательская беседа; - изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; - педагогический эксперимент; - созидательно-преобразующий эксперимент; - контрольный эксперимент; - естественный эксперимент; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок); - методы математической статистики; - теоретический анализ педагогических идей и др. Основные отрасли современной педагогики: - общая педагогика; - дошкольная и школьная педагогика; - педагогика высшей школы; - профессиональная педагогика; - социальная педагогика; - семейная педагогика; - военная педагогика; - специальная педагогика (дефектология); - методики преподавания отдельных дисциплин. Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, направленный на воспитание Человека, на создание условий дли развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педагогическое мастерство и даже искусство, где большое значение имеют индивидуальные качества педагога, его духовность, нравственность, интеллект, характер. Основными видами педагогической деятельности являются преподавательская и воспитательная работа. Преподавание и воспитание (в узком смысле слове) - две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обуче́ние - целенаправленный процесс двусторонней деятель-ности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. Функции обучения: - образовательная функция: вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике; - воспитательная функция осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися путем усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований; - развивающая функция осуществляется посредством специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, т.е. «всестороннее обучение». Функции педагогической деятельности: Диагностическая - связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности. Ориентационно-прогностическая - выражается в умениях педагога определять конкретные цели и задачи своей деятельности, прогнозировать ее результаты. Конструктивно-проектировочная - обеспечивает отбор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей деятельности, но и воспитанников. Информационно-объяснительная - связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренческой, нравственно - эстетической и другой информации. Организаторская - связана с вовлечением воспитанников в намеченную учебно-воспитательную работу и стимулированием их деятельности посредством личного обаяния педагога, его нравственной культуры, умением устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к активной деятельности. Аналитико-оценочная - состоит в том, что педагог анализирует ход обучения и воспитания, выявляя в них положительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег. Исследовательско-творческая - присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообразия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности самого педагога.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |