КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия по теме
Занятие 2 Занятие 1 Воспитательного процесса 1 Понятие семьи и брака, типы семьи 2 Принципы, содержание, стили семейного воспитания 3 Семейные конфликты и их рационализация 4 Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе 1 Направления, методы, средства воспитания 2 Приемы педагогического воздействия 3 Воспитанность и воспитуемость 4 Социальная среда и ее воспитательные функции
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья - это важнейший институт социализации личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: - в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспита-ние); - в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи. С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой - оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой. Брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины и женщины с целью создания семьи и продолжения рода. Брак - это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак. Брак - это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке. Брак - это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Как правило, брак - это союз мужчины и женщины, в ряде стран практикуется полигамный брак, а в Европе с недавних пор регистри-руют однополые брачные союзы. Семейное воспитание - это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы: - наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей; - материально-экономическая обеспеченность семьи; - социальное положение и уклад жизни в семье; - структура семьи и ее количественный состав; - место проживания и жилищные условия семьи; - отношения в семье к ребенку и другие факторы. Задачи семейного воспитания: - создать благоприятные условия для развития ребенка; - стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка; - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Принципы семейного воспитания: - гуманность и внимание к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников; - открытость и доверительность отношений с детьми; - оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье; - последовательность в своих требованиях и справедливость; - оказание помощи ребенку, отзывчивость. Основные направления семейного воспитания: - Физическое воспитание - основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д. - Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей. - Нравственное воспитание - где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга. - Эстетическое воспитание - призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном. - Трудовое воспитание - закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо. В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей: - простая семья - супружеская пара с детьми, не состоящими в браке; - расширенная, или сложная семья - если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством; - полная семья - в состав которой входят оба супруга; - неполная семья - в которой один из супругов отсутствует. Типы современных семей: - малая /нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников; - семья бездетная и семья с детьми; - семья полная /наличие обоих родителей / и неполная / наличие одного из родителей/; - семья патриархальная и партнерская. В современных условиях семью характеризует: - во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуаль-ного труда; - во-вторых,- городская, сельская (по типу поселения); - в-третьих, однонациональная, многонациональная (по нацио-нальному признаку); - в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); - в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.). Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей: - Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения - Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не - Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. - Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. - Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, беседа, внушение, убеждение, требование, приказ, рассказ, контроль. Стили семейного воспитания: Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями Попустительский стиль (либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Доминирующая гиперпротекция - ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Гипопротекция - к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать. Жестокое обращение с ребенком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности. Причины семейных конфликтов: - стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм); - сильно развитые материальные потребности у одного или обоих супругов; - неудовлетворённая потребности в самоутверждении; - наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки; - несовпадение представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи; - неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе; - неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; - нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства; - нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания; - разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия. Методы воспитания - способы, пути решения задач воспитания: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. Любой метод характеризуется тремя признаками: отражает цель педагогического процесса; его основные функции и характеристики; характер взаимодействие учителя и ученика (воспитателя и воспитанника). 3 группы методов воспитания: 1 группа - методы формирования познания (убеждения): объяснение, разъяснение, внушение; 2 группа - методы организации деятельности (упражнения): упражнение, приучение, поручение,; 3 группа - методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание. Приемы воспитания - отдельные действия, направленные на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание). Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль). Системы педагогического взаимодействия: 1) ученик-учитель (индивидуальное); 2) учитель-ученики (коллективное); 3) учитель-коллеги (групповое).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |