Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диффузия инноваций




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

ЛЕКЦИЯ 02

 

Предприятия несут ответственность перед акционерами и перед своими потребителями за применение высокоэффективных, прогрессивных технологий, обеспечивающих реализацию новых возможностей в нефтегазовом бизнесе. В контексте бизнеса технология должна рассматриваться в качестве важнейшего ресурса, с помощью которого осуществляются идентификация, извлечение, транспортировка, преобразование и реализация углеводородов. Процессы, которые обеспечивают разработку и эффективное применение технологии - это инновационные процессы, вместе с соответствующими организационными и сетевыми структурами, поддерживающими коммуникации и знания (рис.1.4).

Таким образом, в общем случае понятие технологии должно охватывать не только собственно технологические процессы, но и всю совокупность ключевых факторов эффективного управления инновационными процессами на предприятии.

Технико-технологические (процессные) инновации составляют основу инновационного развития предприятий. Они регулируют технологические изменения, необходимые для реализации стратегии развития (бизнес - стратегии) предприятия.

 

Предприятия, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску новшеств и различную способность к их восприятию, использованию и распространению, т.е. диффузии. Диффузия инновации – это процесс распространения нововведения во времени и пространстве между предприятиями. Причем, диффузия – это распространение как впервые появившегося, так и уже освоенного и применяемого нововведения.

Один из важнейших факторов диффузии инновации состоит во взаимодействии нововведения с соответствующим социально-экономическим окружением, которое условно может быть представлено в виде следующих четырех групп: новаторы, реципиенты, внедренцы и отстающие. Новаторы - это генераторы научно-технических знаний. Ими могут быть научно-исследовательские, учебные, проектно-конструкторские и другие организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В роли реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившими нововведение. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем ускоренного продвижения нововведения в производство (и/или на рынок). Внедренцы – это предприятия, которые первыми осуществляют широкомасштабное распространение нововведения в производстве, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие предприятия сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание в принятии и распространении нововведения предопределяет использование ими традиционной технологии, несмотря на изменяющиеся условия освоения нефтегазовых ресурсов, что приводит к росту затрат, снижению качества выпускаемой продукции и накладывает ограничения на процессы освоения ресурсов.

При принятии решений относительно диффузии инноваций сталкиваются с двумя типами неопределенности: неопределенность, обусловленная недостаточностью информации и неопределенность, связанная с ожидаемыми результатами.

На ранних стадиях использования нововведений предприятия, как правило, не обладают достаточной информацией об их преимуществах. Только дальнейшая производственно-коммерческая деятельность может подтвердить, поставить под сомнение или опровергнуть правильность сделанного выбора. Решение в пользу некоторой инновации опирается на ограниченную в условиях конкуренции информацию, свидетельствующую об опыте конкурирующих реципиентов. Это и обусловливает неопределенность исходной информации при принятии решений относительно диффузии инноваций в нефтегазовом бизнесе.

Неопределенность, связанная с ожидаемыми результатами, обусловлена самими нововведениями. Потенциальная доходность инновации не известна на ранних стадиях ее диффузии. По мере накопления опыта от применения нововведения эта неопределенность постепенно устраняется. Одновременно со снижением неопределенности и риска возможности применения нововведения исчерпываются, уменьшается доходность и снижается потенциал его рыночного проникновения. Это может быть связано, например, с тем, что возможности получения дополнительной прибыли от применения данной технико-технологической инновации сокращаются по мере ужесточения условий освоения нефтегазовых ресурсов и, одновременно, - насыщения соответствующей продукцией рынка.

Конкурентный уровень инновации определяется выбором всех заинтересованных предприятий, но наиболее сильное влияние данная инновация будет оказывать всегда на более ранних реципиентов, чем последователей. Оценить относительные преимущества тех или иных нововведений на ранней фазе их диффузии трудно, особенно, если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в будущем их распространении играет выбор последователей, определяющий, таким образом, конкурентоспособность соответствующего нововведения. После накопления достаточного опыта, когда уже многими предприятиями освоен данный тип инноваций и их относительные преимущества в определенных условиях применения становятся известными с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой доходности от внедрения этих нововведений, что, в конечном счете, определяет инновационный потенциал предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.