Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели инновационного процесса




 

 

Инновационный процесс в первом приближении рассматривался как процесс, сопряженный с творческой деятельностью, изначально иррациональный и неорганизованный, описываемый моделью типа «черный ящик».

Ориентация на ту или иную модель инновационного процесса в управленческой деятельности предприятия в дальнейшем стала зависеть от системы макро- и микроэкономических условий деловой активности конкретных участников инновационного процесса. Выделяется несколько поколений моделей инновационного процесса, каждая из которых отражает особенности стратегии предприятия и основные макроэкономические условия своего времени.

Линейная модель. Первые модели инновационного процесса были построены на основе модели доминирующего влияния технологии (technology/science push), которая активно использовалась до середины 60-х годов. Предполагалось, что идеи инноваций возникают в организациях НИОКР, а рынок играет лишь пассивную роль. Со второй половины 60-ых годов стала получать широкое распространение линейная модель доминирующего влияния рынка (market/need pull). Согласно данной модели, НИОКР и технологические разработки являются в этом случае реакцией на запросы рынка.

 

Нелинейная модель. В 70-е годы 20-го века возникла необходимость в появлении новых, нелинейных моделей инновационного процесса, объединяющих науку, технологию и рынок. Был сформулирован ряд моделей инновационного процесса, соответствующих реалиям экономического развития.

Первая из предложенных моделей также отражала последовательный характер инновационного процесса, но уже с обратными связями (рис.1.11). Данная модель включает две стратегические линии: рост спроса на продукцию и развитие науки и техники, соответствующие требованиям к технологии и продукции.

 

 

Оба этих самостоятельных направления корпоративной деятельности все более тесно взаимодействуют между собой через три укрупненных блока: разработка концептуальных решений (с учетом неудовлетворенных потребностей рынка, новых моделей бизнеса, финансовых и других возможностей, обеспечивающих реализацию); разработка новых технологических решений в части технических средств, оборудования, технологических процессов, подготовки персонала; внедрение инновационной технологической продукции. Сфера НИОКР и новые потребности, представленные в модели служат главными источниками инновационных идей.

Модель охватывает большое разнообразие источников инноваций: научные исследования, выполняемые компанией; потребности рынка; существующее, внешнее по отношению к компании, знание. Наличие обратных связей свидетельствует о возможности возврата проектов на предыдущие этапы для доработки, что обеспечивает обучение на собственном опыте.

Интегрированная модель. Данная модель инновационного процесса (рис.1.12) появилась в практике менеджмента во второй половине 80-х. Она отражает параллельный и интегрированный характер инновационного процесса и включает в себя основные элементы предыдущей модели.

 

Рис.1.12. Интегрированная модель инновационного процесса

Важнейшими ее особенностями являются: интеграция НИОКР и производства; более тесное сотрудничество с поставщиками научно-технической и технологической продукции и основными потребителями продукции предприятия; горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов); создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих специалистов и менеджеров в рамках управления инновационными программами и проектами. Модель опирается на тесное сотрудничество между подразделениями НИОКР, инжиниринговыми, производственными, маркетинговыми и финансовыми подразделениями предприятия. Заложенная в продукте/процессе идея подвергается анализу с позиций маркетинга, а все этапы разработки координируются специальной межфункциональной группой.

Инновационный процесс на предприятии, управляемый в соответствии с современной моделью, является межфункциональным и имеет мультиинституциональный сетевой характер (рис.1.13).

 

 

Модель отражает взаимодействие предприятия, его поставщиков, конкурентов, потребителей и пр., в результате управляемого взаимодействия которых появляется и реализуется инновация. Она опирается на интегрированную модель (рис.1.12) – что способствует более тесной стратегической интеграции участников инновационного процесса - на базе широкого использования экспертных систем и систем поддержки принятия решений, интегрированных производственных систем, систем автоматизированного проектирования и пр.

Данная модель адекватна современному инновационному процессу, складывающемуся во взаимодействии трех систем: инновационной, производственно-коммерческой и внешней среды предприятия. Она отражает важные изменения в среде нефтегазового бизнеса, такие как увеличение стоимости НИОКР, сокращение жизненных циклов объектов освоения ресурсов и расширение глобальной конкуренции, ускорение технологических изменений при освоении ресурсов и постоянное усложнение технологий, характерные для большинства современных предприятий. Это приводит к постепенному сдвигу от конкурентных стратегий к совместным (кооперативным) стратегиям. Компании, в рамках процесса совместного развития, используя современные средства коммуникации, обмениваются данными с поставщиками научно-технической продукции, партнерами по НИОКР и потребителями. Все это способствует более быстрому и эффективному инновационному процессу в нефтегазовом бизнесе.

Интеграция на основе этой модели предполагает наличие гибких организационных структур для быстрого и эффективного принятия решений, развитых корпоративных баз данных с эффективной внешней связью, использование систем искусственного интеллекта и пр. Корпоративная гибкость и своевременная реакция на изменения, способствующие стратегической интеграции предприятия и горизонтальное технологическое сотрудничество необходимы для успешного управления реализацией стратегии предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.