КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности детей с нарушениями зрения
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненности зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятии выпадает огромное ко- личество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию. Существование высших видов внимания – произвольного и послепро- извольного – непосредственно связано с деятельностью, в которой форми- руются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направлен- ность внимания. Включение лиц с дефектами зрения в активную деятель- ность способствует преодолению трудностей в развитии непроизвольного и строящегося на его основе произвольного внимания. Выразительные движения формируются на основе зрительного вос- приятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько от- четливо и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых. При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие вырази- тельных движений взрослых при той или иной ситуации затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исче- зает потребность в подражании. При отсутствии форменного зрения ти- пичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица – нахму- ривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т.п. – полностью или частично отсут- ствуют. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное вы- ражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закреп- ляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию. При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенса- торное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен одно- значно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зави- сит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чув- ствительности, сколько от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к пере- стройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, обра- зованию новых внутри- или межанализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у зря- чих, анализаторных систем. Относительное преобладание слуха или осяза- ния над зрением у некоторых частичнозрячих (при наиболее низкой остро- те остаточного зрения) и их абсолютное доминирование у незрячих приво- дят не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового, иного по сравнению с нормой, ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически- слуховое ядро сенсорной организации. Аналогичным образом в оптико- вестибулярной установке происходит замена зрительного компонента дви- гательным. Кроме области зрительных ощущений частичнозрячих и слабовидя- щих, где повышение порогов и соответственно снижение чувствительно- сти совершенно очевидно и находится в прямой зависимости от глубины дефекта, исследования не дали однозначных результатов. У некоторых лиц с дефектами зрения наблюдается явление синесте- зии, при которой происходит переход ощущений одного вида в другой, а точнее – при воздействии раздражителя одной модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путем ощущение в другой анализа- торной системе. В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зри- тельные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Но необходимо иметь в виду, что одно- значно решать вопрос о ведущей роли тактильно-кинестетической чувст- вительности можно лишь в отношении тотально слепых. Что касается сла- бовидящих, то у них основным видом ощущений во всей деятельности ос- тается зрение. При глубоких нарушениях зрения имеют место некоторые положи- тельные изменения слуховой чувствительности, но возникают они не в ре- зультате потери зрения, а как следствие более активного участия слухового анализатора в последующей деятельности при изменившихся условиях жизни. Слух слепых развивается в целом нормально и при условии его интен- сивного применения в деятельности сенсибилизируется. Это позволяет при полном или частичном нарушении функций зрения успешно овладевать знаниями и реализовать их на практике. У нормально видящих предметы и явления окружающего мира вос- принимаются визуально, а у слепых играют важную роль кожные ощуще- ния. В связи с этим резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой деятельности, что закономерно дает эффект сенсибилизации – повышения тактильной чувствительности. Изменение (повышение) тактильной чувствительности происходит у сле- пых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые прини- мают активное участие в актах осязания. Наиболее отчетливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук. Как показывают эстезиометрические исследования, пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца правой руки у слепых почти в два раза ниже (1,2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствительности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепых – чтением рель- ефно-точечного шрифта Брайля, ведущую роль в котором играет указа- тельный палец правой руки. Помимо повышения остроты осязания, у слепых наблюдается повы- шенная способность дифференцировать термальные (тепловые и ходовые) и болевые раздражители. Ощущения, возникающие при воздействии дан- ных раздражителей, развиваются, совершенствуются у них в процессе дея- тельности. Температурная чувствительность довольно широко использует- ся слепыми при ориентации в окружающем пространстве, в быту, реже – в познавательной деятельности. Познавательное значение болевых ощущений для слепых, так же как и для нормально видящих, незначительно. Однако в некоторых случаях, на- пример при нарушениях кожной чувствительности, при отсутствии кистей рук, слепым приходится для различения объектов использовать сигнализа- цию болевых рецепторов. Включение слепых в различные виды деятельности активизирует ра- боту двигательного анализатора, причем отсутствие или серьезные огра- ничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно- суставных ощущений в структуре чувственного отражения. Широкое уча- стие данного вида чувствительности в пространственной ориентировке, формировании бытовых и трудовых навыков, овладении умениями в по- знавательной деятельности при дефектах зрения закономерно дает эффект сенсибилизации. Однако чувствительность кинестетического анализатора при врож- денной или рано приобретенной слепоте не достигает уровня нормы. Об- наруженные более высокие по сравнению с нормой различительные поро- ги мышечно-суставной чувствительности слепых обусловлены тем, что при слепоте двигательный анализатор мало или вообще не подвергается влияниям со стороны зрительного, способствующего уточнению сигналов от проприорецепторов благодаря постоянному сопоставлению их с инфор- мацией, получаемой визуально. При выпадении функций зрительного ана- лизатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствитель- ность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки сле- пых. Известно, что абсолютно слепые способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета (дерева, стены и т.п.). Эти ощущения незрячих лишены предметности, не информируют о качестве предметов и лишь приблизительно и не всегда незрячий может судить по ним о величине и удаленности объекта. Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувстви- тельности слепых показывают некоторое ее повышение по сравнению с нормой. Так же, как и другие рассмотренные выше виды чувствительно- сти, вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности, особенно при ориентировке в пространстве (обоняние) и в быту (обоняние и вкус). Установлено, что слепые значительно лучше, чем зрячие, диффе- ренцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направ- ление распространения запахов. Наряду с обонятельными вкусовые ощущения также доставляют сле- пым целый ряд сведений о качествах предметов, однако их использование ограничено необходимостью непосредственного соприкосновения с объек- том и, кроме того, опасностью заражения, отравления и т. п. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибуляр- ного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориенти- ровки в связи с выключением зрительного контроля за положением тела в пространстве. Изменение функций вестибулярного аппарата ведет к повышению его чувствительности. В ряде опытов было показано, что при тотальной слепо- те вестибулярный аппарат развивается при прочих равных условиях луч- ше, чем у нормально видящих. Повышение различных видов чувствительности, способность тонко дифференцировать внешние воздействия в значительной мере компенси- руют отсутствие зрения в процессе пространственной и социальной ориен- тации, деятельности инвалидов по зрению в целом. Восприятие слепых и слабовидящих. Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощу- щений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе – восприятии. В норме у большинства людей формируется зрительный тип воспри- ятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в филогенезе, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03–0,02 и ниже) и тоталь- ной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть аде- кватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно- механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязатель- ного восприятия. Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии. Проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического разви- тия индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуци- рованность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избиратель- ность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим, по сравнению с нор- мой, эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; со- кращается зона константного зрительного восприятия; нарушается его це- лостность. Как показали исследования Ю.А. Кулагина, нервный корковый меха- низм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих, хотя при патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам воспри- ятия нормально видящих, однако, как и последние, они, в целом, адекват- но, правильно отражают окружающий мир во всей его сложности. Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсо- лютной слепоте, несмотря на то, что этот вид восприятия играет важней- шую роль в процессах чувственного познания даже при наличии полно- ценного зрения. Недостаточное развитие осязания, несоответствующее его действительным возможностям, объясняется тем, что зрение, контроли- рующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабови- дящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказыва- ется на их познавательной и трудовой деятельности. При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих, процессы познавательной и трудовой деятельности протекают, а точнее должны протекать, при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражаемых предметов и характером производимой операции. Только при взаимодействии зрения и осязания, детерминиро- ванного объективными условиями, возможно адекватное отражение дейст- вительности. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих степенью полноты, точности и скорости отображения, а также сужением и деформацией зрительного поля (зона зрительного вос- приятия). Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качест- во восприятия, его точность и полноту. Одним из условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсо- лютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Нарушение бинокулярного зрения затруд- няет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубинности про- странства. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятель- ности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и контроли- рующие функции. И хотя полное возмещение утраченных функций невоз- можно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения от- ражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во- вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому необ- ходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой, а культура осязания является одним из основ- ных средств компенсации слепоты. Учитывая роль осязания в деятельно- сти слепых, нужно считать противопоказанными для них операции ручно- го труда, вредно действующие на осязание. К таким видам труда относятся до недавнего времени рекомендовавшиеся для слепых операции по изго- товлению щеток, расщеплению слюды и др., ведущие к микротравмам, ме- ханически стирающие и огрубляющие кожу рук. В последнее время в деятельность слепых и слабовидящих все шире внедряются технические средства компенсации дефектов зрения (тифло- приборы). Их назначение заключается в том, чтобы, по возможности, при- близить объем информации, получаемой при нарушенном или отсутст- вующем зрении, к объему той информации, которую получает нормально видящий. Представления слепых и слабовидящих. Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Первой характерной особенностью представлений сле- пых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Помимо сокращения количества, представления слепых и слабовидя- щих отличаются от чувственных образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представления являются фрагментар- ность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм. Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабо- видящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объек- та зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту. В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зри- тельного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, воз- никающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сукцессив- ность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность обра- зов памяти слепых и слабовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выделения существенных, характерных свойств, деталей, их взаимоотно- шений и абстрагирования их от случайных находится в зависимости от полноты отражения и чувственного сенсорного опыта. Выпадение же большого числа зачастую наиболее значимых объектов, их деталей и при- знаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятст- вуют образованию общих представлений, в которых отображаются наибо- лее существенные свойства и признаки предмета. Круг их представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего, и т.д. Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздражении лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зритель- ных подкреплений (раздражения периферического конца зрительного ана- лизатора), что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем. Однако прочность представлений относительна, и при отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Угасание зрительных представлений ослепших является одним из проявлений процессов памяти – забывания – и подчиняется его закономерностям. Хотя распад зрительных представлений не нарушает способности ос- лепших ориентироваться в пространстве, различать осязательно основные пространственные характеристики, для их познавательной и трудовой дея- тельности зрительные образы памяти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На основе сохранных представлений не только ус- пешно усваиваются знания, формируются умения и навыки, но и сущест- венно расширяется сфера чувственного познания. Память слепых и слабовидящих. При нарушениях зрительных функций наблюдаются замедленные по сравнению с нормой образования временных связей и выработка диффе- ренцировок, что выражается в необходимости большого количества под- креплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных нервных процессов (возбуж- дения и торможения), отрицательно влияют на скорость запоминания. Эксперименты, в которых исследовались особенности памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания ма- териала. Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидя- щих школьников, кроме уменьшения объема и скорости, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостатки ло- гической памяти связаны с дефектами восприятия и обусловлены некото- рыми недостатками мышления (разрыв между понятием и его конкретным содержанием, а отсюда возникают трудности, испытываемые слепыми и слабовидящими в мыслительных операциях анализа и синтеза, сравнения, классификации и т.д.). У слепых и слабовидящих школьников слабее, чем в норме, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. У них наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала, что, вероятно, объясняется по- вышенной утомляемостью детей с дефектами зрения. Психологическое объяснение замедленного развития процесса запо- минания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке на- глядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также в несо- вершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не са- мим фактом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом раз- витии. Протекание процессов памяти связано с ограниченными возможно- стями слепых и слабовидящих повторно воспринимать усвоенный матери- ал. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недос- таточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые мо- гут получить только вербальные знания. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зре- ния. Однако нетрудно предположить, что недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора, наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих. Формирующиеся дифференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впослед- ствии при узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме, причем пра- вильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими она возрастает примерно в 1,5 раза. Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифи- ческое узнавание. Если затруднения в установлении тождественности об- разов памяти объектам восприятия связаны с особенностями осязательного или дефектного зрительного восприятия, то неспецифичность узнавания, под которой подразумевается опознавание объектов как ранее восприни- мавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим при- знакам, объясняется трудностями, испытываемыми при выделении суще- ственных, специфических признаков. Мышление слепых и слабовидящих. Функции мышления при слепоте не имеют никаких принципиальных отличий от его функций у нормально видящих. Однако выпадение или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности формирование целостного образа, его дифференцированности и возможность выделения существенных признаков и широких обобщений. В связи с этим мышлению слепых приходится проделывать дополнитель- ную по сравнению с нормой работу, преодолевая относительную сукцес- сивность осязательных образов слепых, их фрагментарность, схематизм, восполняя многочисленные пробелы чувственного познания. Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также и операции анализа и синтеза отра- жаемых и являющихся объектом познания различных сторон действитель- ности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражени- ем свойств и признаков объектов, а с другой – относительной сукцессив- ностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятст- вующих формированию целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка. Эти же причины лежат и в основе трудно- стей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания. Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравне- ние, т.е. установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или нескольких объектов. Хотя сравнение представляет собой отно- сительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом или синтезом включается почти во все мыслительные операции. В операции сравнения, основанной на анализе-синтезе, при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затрудне- ния, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объ- ектов, а следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глуби- на сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно- теоретическом мышлении, так как и при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание, причем чем сложнее мыслительная задача, тем более часто приходится опираться на конкретные, чувственные данные. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия по несущественным либо по слишком общим, генерализованным признакам, в результате чего сравнение не способствует вычленению ха- рактерных признаков и существенных связей. На операции сравнения основаны классификация и систематизация, т.е. объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группи- ровка. Обнаружилось, что часто наблюдающееся у слепых выделение не- существенных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности и мышления слепых. Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо не- полноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при слепоте, отражается в области мышления в первую очередь именно на формирова- нии понятий и последующем оперировании ими. Наиболее характерной особенностью мышления слепых является дивергенция, т.е. расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообусловливающих сторон отражения действительности – чувственного и логического. Отсутствие конкретного, чувственного наполнения понятий ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Сокращение чувственного опыта у слепых приводит к затруднениям при «сличении мысли и вещи», к преимущественному оперированию поня- тиями, но это вовсе не означает, что их мышление становится логическим. Имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое (теоретическое) мышление может развиваться только на ос- нове высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мыш- ления. Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем разви- тии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя со- держание мышления, оно не может принципиально изменить его сущно- сти. Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направ- ленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве. Пространственная ориентация слепых. Действительная причина трудностей, испытываемых слепыми в ори- ентировочной деятельности, заключается в том, что при слепоте, во- первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представле- ний, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно. Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки, делают невозможной в ряде случаев ее автоматизацию. Выпадение или нарушение функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, вы- двигает у слепых на первый план другие анализаторы. Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обыч- но различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора. Помимо внешних органов чувств, при ориентировке слепых широко используются и другие виды чувствительности: вибрационная, температурная, статическая. Взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мышечно-суставные, обонятель- ные, вибрационные, статические, а у частичнозрячих и зрительные ощу- щения достаточно подробно информируют слепых об окружающем про- странстве, благодаря чему они при известном навыке оказываются в со- стоянии успешно решать задачи выбора, сохранения направления и обна- ружения цели. Речевая деятельность слепых и слабовидящих. Установив, что речь слепых, так же как и речь зрячих, в принципе адекватно отражает действительность, можно утверждать общность основ- ных речевых функций для всех членов общества, независимо от состояния их анализаторских систем, и в частности зрительного анализатора. Помимо основных – коммуникативной (общения), сигнификативной (обозначения), обобщения, абстрагирования и побуждения – функций, в тифлопсихологии выделяется компенсаторная функция речи. Выделение этой функции не означает возникновения каких-либо принципиальных особенностей в ее содержании, структуре и характере, а только указывает на новый, появляющийся в связи с сужением сферы чувственного позна- ния и направленный на ликвидацию его последствий в психическом разви- тии личности аспект речевой деятельности. На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, сохранивши- мися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представ- ление о многих, недоступных для их восприятия, предметах и явлениях действительности. Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово на- правляет и уточняет его, при формировании представлений и образов во- ображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности. Поскольку речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс определенный отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставание формирования речевых навыков и языкового чутья. Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается ус- воение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и меха- низма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подра- жания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслу- ховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на ки- нестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально от- ражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со сле- пым ребенком окружающих его людей. Современные исследования под- твердили наличие нарушений взаимодействия в функционировании анали- заторных систем, участвующих в формировании фонетической стороны речи – слуховой, кинестетической и зрительной, в результате чего в про- цессе становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы. Ос- новным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко распро- страненное у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят пси- хическое развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени, чем нормально видящих. Это связано с тем, что развитие речи, способной при нормальном уровне развития в значительной мере компенсировать послед- ствия слепоты, в данном случае задерживается и речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения детей с дефектами зрения, что тормозит формирование ряда ка- честв личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнуто- сти, аутизма, негативизма и др.). Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах: количественно – как увеличение числа используемых и понимаемых слов, и качественно – как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс все большего и большего обобщения значения слов. Неограниченные у слепых детей возможности речевого общения (непосредственное общение со взрослыми, чтение книг, слушание радио и т.д.) способствуют накоплению словарного запаса, кото- рый уже в среднем школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным некоторых исследователей, превзойти его. Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, знания их при тщательной проверке часто оказы- ваются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается – слово остается как бы привя- занным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, утрачивая свое значение. Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окру- жающих отрицательно сказывается как на понимании ситуативной, сопро- вождаемой мимикой и пантомимикой устной речи партнеров по общению, так и на внешнем оформлении речи самих слепых. С одной стороны, слепой не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, с другой стороны, не пользуясь в своей речи этими средствами, слепой человек су- щественно обедняет свою речь, она становится маловыразительной. Наиболее тесно со временем и степенью потери зрения связаны из не- языковых средств общения мимика и пантомимика. При врожденной и ра- но приобретенной слепоте страдают как инстинктивные, так и прижизнен- но формирующиеся социальные выразительные движения. Последние у данной категории слепых вообще отсутствуют, а инстинктивные мимиче- ские движения (например, сопровождающие смех и плач) оказываются слабо выраженными. У слепых наблюдается снижение внешнего проявле- ния эмоций и ситуативных выразительных движений, что сказывается на интонационном оформлении речи – в ее бедности и монотонности. Однако развивающаяся у слепых способность к речевой подражательности помо- гает преодолению этого недостатка.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |