КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психического развития. Тема 6. Задержанное психическое развитие
Тема 6. Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой
Ряд вредных факторов может обусловить нарушение темпа развития ребенка. Это дало возможность выделить синдром психофизического ин- фантилизма у детей. Для этого типа аномалий характерна задержка разви- тия наиболее поздно созревающих отделов центральной нервной системы. Взаимоотношения между текущими процессами (эпилепсия, шизофрения) и развитием ребенка обусловливаются временем возникновения, характе- ром болезненного процесса, его интенсивностью и распространенностью. При наличии локальных поражений центральной нервной системы за- держка психического развития выступает как вторичный симптом. Патогенетическую основу изучаемых состояний можно связывать с недоразвитием у детей некоторых мозговых систем. Чаще это касается наиболее сложных мозговых систем, развивающихся у ребенка позже. Причину этой задержки развития следует видеть во внешних вредностях: нарушение питания, приводящее к истощению ребенка; двойни, асфиксия при рождении и т.д. Они не приводят к грубым органическим изменениям мозга, а, скорее, приводят к своеобразным нарушениям трофики, чем и оп- ределяется задержка развития той или иной системы. В группе детей с временной задержкой развития, исходя из синдромо- логического принципа, можно выделить ряд клинических вариантов: 1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоцио- нально-волевой сферы при сохранном интеллекте; 2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; 3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями; 4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции. Задержки психического развития возникают в связи с экзогенными вредностями. Однако действие этих вредоносных факторов приводит лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов. Полная обратимость симптомов наступает при проведении коррекционно-воспитательной и лечебной работы. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наибо- лее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы. Высшая нервная деятельность детей с задержкой темпа развития от- личается от таковой при олигофрении. Эти отличия характеризуются большей силой основных нервных процессов (возбуждения, торможения), большей подвижностью и менее выраженной склонностью процесса воз- буждения к широкой иррадиации. Более тесное, взаимодействие первой и второй сигнальных систем, отсутствие разрыва между ними. У детей с временной задержкой развития невозможна выработка связей без их адек- ватной вербализации, ибо словесная система непрерывно контролирует выработку этих связей. Внешне выработка сложных дифференцировок идет медленно, но качественно она более полноценна. Дети с задержками развития учитывают вероятность появления диф- ференцировочного сигнала, что свидетельствует об участии в этой выра- ботке высших форм анализа. У олигофренов же в силу недоразвития сло- весной системы и инертности старых словесных связей выработка связей без их адекватной вербализации возможна, т.е. имеется разрыв между сиг- нальными системами. Установленные различия между олигофренией и временной задержкой развития в отношении этиологии, патогенеза и па- тофизиологии обусловливают различия и в клинической картине. Дети с временной задержкой развития отличаются малым ростом и весом. Они напоминают по виду детей дошкольного возраста. Физическое же развитие детей-олигофренов характеризуется диспластичностью, осо- бенно в отношении формы черепа. При неврологическом исследовании также выступают различия. У де- тей с нарушением темпа развития в 40% случаев не обнаружено патологи- ческих знаков, в тех же случаях, где имеются легкие неврологические зна- ки, они чаще бывают левосторонними. У детей же олигофренов почти в 100% случаев имеет место неврологическая симптоматика. Почти в 50% случаев она носит выраженный характер, причем чаще выявляется право- сторонний гемисиндром, что указывает на большую заинтересованность ведущего левого полушария. Отчетливые различия обнаруживаются и в особенностях моторики при этих внешне сходных, а по существу различных состояниях. У детей с нарушением темпа развития моторика в большей части случаев достигает достаточного уровня. Движения их координированы, отличаются ловко- стью, четкостью. Эти дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации, у них недоразвиты лишь наиболее сложные произволь- ные движения. У детей-олигофренов недоразвита моторика в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить дви- жение по словесной инструкции. Явные различия выступают и в особенностях речевой деятельности при задержке развития и олигофрении. У основной массы детей с наруше- нием темпа развития не отмечалось недоразвития речевой функции. При тех формах задержки развития, где имелось недоразвитие речи, оно харак- теризовалось косноязычием или же некоторым недоразвитием фонемати- ческого слуха. Однако эти симптомы сравнительно легко и быстро преодо- левались. У детей с временной задержкой развития на первоначальных этапах обучения есть много сходного с олигофренами. Как те, так и другие не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не заинтересованы школьными занятиями. Но дети с задержкой развития, в противоположность олигофренам, могут быть продуктивными при игровых формах деятельности. Для них характерно значительно луч- шее понимание сказок и рассказов. Особенно отчетливая разница между олигофренами и детьми с временной задержкой развития обнаруживается при исследовании их познавательной деятельности. У олигофренов недоразвитие познавательной деятельности выявляет- ся при решении любой задачи, которая требует известного уровня развития способностей к отвлечению и обобщению. Дети с временной задержкой развития, оставаясь неуспевающими учениками в школе, могут выполнить ряд заданий, выявляя при этом достаточный уровень развития способно- стей к отвлечению и обобщению. Даже при тех формах, где наблюдается недоразвитие познавательной деятельности, этот симптом оказывается временным. Дети с временной задержкой развития отличаются от детей- олигофренов двумя особенностями. Трудности в овладении элементарны- ми навыками сочетаются у них с относительно сохранной познавательной деятельностью. Они всегда обнаруживают способность быстрее и лучше использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают прин- цип решения задания и используют этот принцип при выполнении сход- ных задач (такое сочетание для детей-олигофренов совершенно не харак- терно). Это говорит о том, что они обладают более полноценными воз- можностями для дальнейшего развития. Динамика развития детей этих двух групп различна. У ребенка с нарушением темпа развития при пра- вильно организованной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии, что не характерно для детей-олигофренов. Итак, дети с задержкой развития, в отличие от детей-олигофренов, характеризуются иными психопатологическими особенностями и выявляют иную динамику. Изучение катамнеза детей с задержкой развития (в отдельных случаях длительность катамнестического изучения достигает 10 и более лет) пока- зывает, что в дальнейшем эти дети кончают массовую школу, учатся в тех- никумах, а в отдельных случаях даже в вузах. Различная внутренняя сущность этих внешне сходных состояний (олигофрения и временная задержка развития) обусловлена разным пато- генезом. При олигофрении имеются структурные диффузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего и в процессе компенсации не возникает полной обратимости симптомов. При временной задержке раз- вития имеет место лишь нарушение темпа созревания той или иной систе- мы. По-видимому, наибольшую роль при временной задержке играет за- медленный темп созревания лобной области и ее связей с другими облас- тями коры и подкорковыми образованиями, что подтверждается и электро- энцефалографическими данными. Неслучайно поэтому в клинической кар- тине психофизического инфантилизма есть ряд симптомов, указывающих на незрелость лобной коры (снижение критики, недоучет этими детьми школьной ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке, незре- лость моторики и др.). В отличие от грубых структурных изменений лобной области у детей с задержкой развития эти симптомы носят временный и обратимый характер. Проведенный нами анализ клинических фактов показал, что одним из определяющих симптомов у детей с задержкой развития является недораз- витие эмоционально-волевой сферы, по типу инфантилизма. Изучение детей с явлениями инфантилизма позволяло увидеть, что симптомы задержки развития, частично выступавшие уже в раннем, пред- дошкольном и дошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи, требующие сложной и опосредствованной формы деятельности. Для того чтобы перейти к этому новому виду деятельности, ребенок должен перестроить мотивы своей деятельности. Именно поэтому у детей с симптомами психофизического инфантилизма возникают значительные затруднения в начале обучения. Соотношение этого основного симптома с другими симптомами дает основание для выделения отдельных клинических вариантов задержек раз- вития. Первая форма задержки развития характеризуется лишь недоразви- тием эмоционально-волевой сферы в сочетании с достаточным уровнем развития познавательной деятельности и речевой функции. При второй форме имеется сочетание недоразвития эмоционально- волевой сферы с некоторым недоразвитием познавательной деятельности. При третьей форме психофизический инфантилизм с недоразвитием по- знавательной деятельности осложняется еще и нейродинамическими на- рушениями. Четвертая форма характеризуется сочетанием недоразвития эмоцио- нально-волевой сферы и познавательной деятельности с недоразвитием речевой функции. Проблема соотношения болезненных расстройств и нарушений пси- хического развития особенно специфична для детского возраста, так как из-за незрелости нервной системы практически любое более или менее длительное патогенное влияние на мозг приводит к отклонениям психиче- ского онтогенеза. В случаях раннего воздействия вредности тяжесть ано- малии развития может перекрывать выраженность симптомов болезни, как это имеет место при олигофрении, ранней детской шизофрении. В совре- менной систематике резидуальных нервно-психических расстройств дет- ского возраста выделяются дизонтогенетические, преимущественно, энце- фалопатические и смешанные. Дизонтогения, квалифицируемая как задержка психического развития, констатируется чаще других, более грубых нарушений психического со- зревания. Ее диагностика, тесно связанная с практическими вопросами «школьной зрелости» и проблемой неуспеваемости, основывается чаще всего на недостаточности запаса знаний, ограниченности представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, несформированности учебных интересов и преобладании игровых, незрелости мышления, не об- ладающего, однако, олигофренической структурой. Большинство зарубеж- ных исследователей связывают этот вид дизонтогении с явлениями «ми- нимальной мозговой дисфункции» и так называемой культуральной де- привации. При классификации данной аномалии развития М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены две основные клинические группы задерж- ки психического развития: 1) связанная с неосложненным и осложненным психическим и психо- физическим инфантилизмом; 2) связанная с длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. В этой классификации весьма существенным оказался ак- цент в одной группе на незрелости эмоционально-волевой сферы, в другой – на роли нейродинамических расстройств, затрудняющих познавательную деятельность. Открытие экспериментальных школ для детей с задержкой психиче- ского развития потребовало разработки критериев отбора в эти учрежде- ния. Для отграничения клинических форм, требующих специальных усло- вий обучения, от более легких вариантов, корригируемых путем индиви- дуального подхода в массовой школе, возникла необходимость дальней- шей дифференциации данной аномалии развития в отношении как ее тяже- сти, так и структуры. Имеющийся опыт отбора в данные школы показывает, что клиниче- ское содержание, вкладываемое в понятие задержки психического разви- тия, исходные критерии ее диагностики весьма неоднозначны. Недоста- точно разработаны методы отграничения, с одной стороны, от различных клинических форм умственной отсталости, с другой – от непатологических вариантов, связанных с педагогической запущенностью. Нет единства мнений в вопросе о хронологических границах диагноза задержки психи- ческого развития. Ряд диагностических трудностей обусловлен «погранич- ным» положением этой аномалии развития между медициной и патопси- хологией и отсюда – необходимостью опоры и на психологические методы исследования. Представленная ниже клиническая систематика задержки психическо- го развития основана на дальнейшей дифференциации основных групп, предложенных в классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой. Используя в качестве исходного критерия преимущественность недоразвития либо эмоционально-волевой, либо познавательной сферы, мы выделили сле- дующие основные клинические типы задержки психического развития: преимущественная задержка развития эмоционально-волевой сферы (раз- личные виды психического инфантилизма); преимущественная задержка развития познавательной сферы; общая задержка развития – сочетание не- доразвития эмоционально-волевой и познавательной сфер. Каждый из этих типов аномалий в зависимости от этиологии и пато- генеза имеет свою клинико-психологическую структуру, носит неослож- ненный характер, если речь идет лишь о нарушении развития, либо ослож- нен рядом болезненных признаков – психопатологических, неврологиче- ских, соматических. Преимущественная задержка развития эмоционально-волевой сферы – психический инфантилизм. К этой группе отнесены варианты инфантилизма, описанные много- численными исследователями в рамках конституциональных особенно- стей, органической недостаточности нервной системы, соматических и эн- догенных психических заболеваний, патохарактерологических формиро- ваний личности. Они суммированы нами следующим образом. 1. Конституциональный инфантилизм: а) гармонический («инфан- тильно-грацильный» тип); б) дисгармонический (при конституциональных психопатиях типа неустойчивых, истерических); в) невропатический. 2. Соматогенный инфантилизм: а) при хронических соматических за- болеваниях; б) при аномалиях соматического развития, например врож- денных пороках сердца. 3. Церебральный инфантилизм: а) собственно «органический»; б) це- ребрально-эндокринный; в) при эндогенных психических заболеваниях. 4. Психогенный инфантилизм: а) при дефектах воспитания по типу гипоопеки (патохарактерологическом формировании личности по типу психической неустойчивости); б) при дефектах воспитания по типу гипе- ропеки (патохарактерологическом формировании личности по типу «ку- мира семьи»); в) при хронической психотравмирующей ситуации (патоха- рактерологическом развитии личности по невротическому типу). Преимущественная задержка развития познавательной сферы. К этой группе относится задержка психического развития церебраль- но-органического генеза, чаще резидуального характера. Формирование этой аномалии развития находится в тесной связи с ранними проявлениями психоорганического синдрома: стойкими нейродинамическими и энцефа- лопатическими расстройствами, дефицитарностью ряда высших корковых и подкорковых функций, незрелостью их регуляции. В зависимости от преобладания той или иной группы указанных на- рушений могут быть условно выделены три основных варианта данной аномалии развития. 1. Задержка развития познавательной сферы, преимущественно свя- занная с нейродинамическими нарушениями (инертностью, ригидностью, недостаточной переключаемостью, истощаемостью психических процес- сов). 2. Задержка развития познавательной деятельности, связанная с пре- имущественным негрубым нарушением ряда «инструментальных» корко- вых и подкорковых функций (слухового, зрительного и оптико- пространственного гнозиса, моторной и сенсорной стороны речи, различ- ных видов памяти, сенсомоторной координации, автоматизации движений и т.д.). Результатом этих нарушений является задержка формирования ре- чи и ряда школьных навыков (письма, чтения, счета и т.д.). 3. Задержка развития познавательной сферы, обусловленная преиму- щественной незрелостью регуляции высших психических функций (недос- таточностью целенаправленности, инициативности, планирования, кон- троля). Следует подчеркнуть условность этого деления. Нужно иметь в виду, что такие компоненты органического психосиндрома, как нейродинамиче- ские, более постоянны и играют роль патогенетического «фона» в форми- ровании вариантов задержки развития, обусловленных преимущественно дефицитарностью отдельных корковых и подкорковых функций или не- достаточностью их регуляции. Значительная роль принадлежит и частой осложненности задержки психического развития энцефалопатическими синдромами (церебрастеническим, психопатоподобным, психомоторной расторможенностью и т.д.), которые, затрудняя познавательную деятель- ность, также способствуют замедлению темпа психического развития. Нерезкие выраженность и стойкость нарушений познавательной дея- тельности, связанные с незрелостью лобных долей, недостаточное умение планировать, регулировать и контролировать свои действия, руководство- ваться в интеллектуальной деятельности конечной целью, часто требуют дифференциации задержки развития церебрально-органического генеза от олигофрении. Однако если типичное олигофреническое слабоумие опре- деляется сочетанием тотальности и иерархичности недоразвития психиче- ских функций, то для задержки развития церебрально-органического гене- за характерны не тотальность, а чаще парциальность, мозаичность нару- шений. Системный нейропсихологический анализ, проводимый по мето- дике А.Р. Лурия, показывает при этих состояниях сочетание недостаточно- сти одних высших корковых функций с сохранностью других. При этом, в отличие от характера иерархичности психического недоразвития при оли- гофрении, потенциальные возможности мыслительной деятельности (обобщения, отвлечения), оперирования понятиями, не опирающимися на дефектные звенья, при задержке психического развития значительно выше. Нейропсихологическое исследование случаев с выделенным выше третьим вариантом задержки развития познавательной сферы, обусловленной пре- имущественно «лобной» недостаточностью, позволяет обнаружить лишь функциональную незрелость, а не грубое недоразвитие. Значительное отличие вышеописанной структуры задержки развития познавательной сферы этих детей от интеллектуального дефекта при оли- гофрении, иные принципы и методы педагогической коррекции, благопри- ятный прогноз указывают на ошибочность включения этой аномалии в группу «пограничной умственной отсталости», которую, по нашему мне- нию, целесообразно ограничить легкими формами олигофрении. Общая задержка психического развития. Клинический вариант такого типа аномалии развития, как и предыдущий, в большинстве случаев также имеет церебрально-органическую природу. Для него характерно сочетание вышеописанных вариантов задержки развития познавательной сферы с яв- лениями органического инфантилизма. При органическом инфантилизме сама клинико-психологическая структура эмоционально-волевой незрело- сти видоизменена признаками церебральной недостаточности: бедностью воображения, монотонностью эмоций, однообразием игры с превалирова- нием в ней компонента двигательной расторможенности. В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно вы- делить два основных варианта органического инфантилизма: 1) «эйфори- ческий» – с некритичностью, компонентами дурашливости, имитирующей детскую жизнерадостность и непосредственность. Этот вариант органиче- ского инфантилизма часто выступает вместе с задержкой развития позна- вательной сферы по типу нарушения регуляции высших психических функций – в сочетании, по существу отражающем недоразвитие лобных систем; 2) «неврозоподобный» – с явлениями тормозимости, нерешитель- ности, несамостоятельности и безынициативности. Этот вариант органиче- ского инфантилизма наиболее часто сочетаем с задержкой развития позна- вательной сферы, связанной с нейродинамическими, церебрастеническими явлениями. В одних случаях эти варианты органического инфантилизма находят- ся на переднем плане, нередко длительно маскируя неполноценность непо- средственно познавательных функций, в других – органический инфанти- лизм уступает первое место вышеописанным проявлениям задержки раз- вития познавательной сферы. Поэтому общую задержку психического раз- вития церебрально-органического генеза можно тоже условно разделить на две группы: 1) с преобладанием синдрома органического инфантилизма; 2) с преобладанием недоразвития познавательной сферы.
Тема 7. Психологические особенности детей с эмоционально-
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |