КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В коррекционно-восстановительной работе
Ной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи
При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи су- щественно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, на- сколько адекватным будет взаимодействие детей с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекци- онно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии лич- ности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от пер- вичного дефекта. Именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер лич- ной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонением в развитии ока- зывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связыва- ют с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполнен- ных мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую сту- пень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психоло- гическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и не- возможностью их осуществления, которое углубляется в случае единствен- но возможного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих ро- дителей. А.С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью, ри- гидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормаль- ными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностично- стью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. В литературе имеются различные описания так на- зываемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с ка- ким-либо нарушением, в том числе с нарушением слуха.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой стра- ха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рож- дении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые оп- ределяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмо- ций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболевание ребенка и последующая его инвалидность, отсутствие быстрого и видимого эффекта лечения, состояние безнадежно- сти ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи. Значимость момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком. Суть второй фазы – отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, гро- зящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобраз- ным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Роди- тели стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт, например, глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребенка – медицинская ошибка, или дадут какое-то необычное лекарство, способное вылечить ребенка. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведе- ния каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отноше- нии прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают форми- роваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации всей семьи и началу целенаправленной работы. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние харак- теризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребенок глухой?» Четвертая фаза – самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно дос- тичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специали- стов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель – воспи- тать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастли- вым человеком. По мере роста и развития ребенка в семье возникают но- вые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не под- готовлены. Поэтому наиболее оправданна конструктивная и динамическая психологическая помощь таким семьям на всех возрастных этапах жизни ребенка с нарушением слуха. В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфиче- ские проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, деть- ми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, следовательно, желанием общать- ся с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с на- рушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отно- шении общества слышащих. Его родители могут принадлежать к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе со- циальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертно- сти. Дальнейшее следствие – возникновение социальной изоляции, тяже- лое переживание дискриминации. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха. Сведения о психологическом состоянии членов семьи (матерей, отцов, братьев, сестер), имеющей ребенка с нарушениями слуха, есть в работах зарубежных психологов. Они приводят данные о противоречивости пози- ции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инва- лидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему свободы и са- мостоятельности, с другой – желают более быстрого его развития, преодо- ления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают не- удачи ребенка в обучении и общении с окружающими. У матерей чаще на- блюдается естественное отношение к детям: несмотря на периоды депрес- сии, большинство из них, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, любят его таким, какой он есть, готовы к самопожертвованию. Сложнее реакции и отношения отцов: многие из них при рождении аномального ре- бенка склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего то- гда, когда речь идет о сыне. Причинами этого, как показали исследования, являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, сни- жение самооценки, которое приводит к гневу и агрессивности по отноше- нию к другим членам семьи. Взаимное удачное или неудачное приспособление братьев и сестер, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие – нет, зависит от мно- гих факторов: пола, возраста, порядка рождения, социально-экономичес- кого статуса семьи, поведения родителей. Часто старшие сестры несут груз обязанностей по уходу за ребенком, младшие же братья и сестры обделены родительским вниманием. При обследовании семей, имеющих детей с на- рушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые проявляли положительные чувства по отношению к глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональную связь с роди- телями. Те же, кто выказывал негативные чувства, считали, что их связь с родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверх- ностной, а забота и внимание распределяются неодинаково. Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В исследованиях установле- но, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмо- циональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слы- шащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами. В несколько большей степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отноше- ний к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ре- бенка в такой семье обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопо- нимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов. У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имею- щих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмо- циональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам, и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоцио- нальные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети от- крыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотят заниматься с ни- ми, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоциональ- но обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отноше- ния. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие по- ступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, на- против, стремятся проявить по отношению к детям «мужской характер» и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело. В разви- тии эмоциональных отношений в семьях, имеющих глухих детей, происхо- дят изменения, обусловленные развитием личности детей. К концу подрост- кового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей. На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное дет- ское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Зачастую это делается из сообра- жений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи и т.п. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учрежде- ния имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок. Л.С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия об- щения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ре- бенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими. Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, перено- сит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер. Конеч- но, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братья- ми и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слу- ха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная де- формация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |