Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В коррекционно-восстановительной работе




Ной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи

 

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом

развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи су-

щественно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, на-

сколько адекватным будет взаимодействие детей с окружающей средой.

Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекци-

онно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны

родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии лич-

ности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от пер-

вичного дефекта.

Именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом

развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер лич-

ной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонением в развитии ока-

зывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связыва-

ют с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполнен-

ных мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую сту-

пень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей

следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих

особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психоло-

гическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и не-

возможностью их осуществления, которое углубляется в случае единствен-

но возможного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих ро-

дителей. А.С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях,

где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью, ри-

гидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам

жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормаль-

ными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностично-

стью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не

являются постоянными. В литературе имеются различные описания так на-

зываемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с ка-

ким-либо нарушением, в том числе с нарушением слуха.

 

 

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой стра-

ха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рож-

дении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного

ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые оп-

ределяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмо-

ций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям

сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами.

Часто длительное заболевание ребенка и последующая его инвалидность,

отсутствие быстрого и видимого эффекта лечения, состояние безнадежно-

сти ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным

неурядицам и даже к разрушению семьи. Значимость момента сообщения

диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки

для установления своеобразной социально-эмоциональной связи между

родителями и ребенком.

Суть второй фазы – отрицание поставленного диагноза и негативизм.

Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный

уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, гро-

зящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобраз-

ным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Роди-

тели стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая

факт, например, глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каждое

утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей,

которые скажут, что глухота их ребенка – медицинская ошибка, или дадут

какое-то необычное лекарство, способное вылечить ребенка. Крайней

формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведе-

ния каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают

диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отноше-

нии прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают форми-

роваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие

адекватной адаптации всей семьи и началу целенаправленной работы.

По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать

его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние харак-

теризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже

обиду: «Почему именно мой ребенок глухой?»

Четвертая фаза – самостоятельное, сознательное обращение родителей

за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической

адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию,

начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные

эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно дос-

тичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специали-

стов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и

жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель – воспи-

тать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастли-

вым человеком. По мере роста и развития ребенка в семье возникают но-

вые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не под-

готовлены. Поэтому наиболее оправданна конструктивная и динамическая

психологическая помощь таким семьям на всех возрастных этапах жизни

ребенка с нарушением слуха.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфиче-

ские проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, деть-

ми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает

практически сохранным интеллектом и, следовательно, желанием общать-

ся с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с на-

рушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отно-

шении общества слышащих. Его родители могут принадлежать к социуму

слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением

слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе со-

циальных контактов становится причиной значительного своеобразия в

эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный

дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию

отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертно-

сти. Дальнейшее следствие – возникновение социальной изоляции, тяже-

лое переживание дискриминации. Подобная ситуация особым образом

влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.

Сведения о психологическом состоянии членов семьи (матерей, отцов,

братьев, сестер), имеющей ребенка с нарушениями слуха, есть в работах

зарубежных психологов. Они приводят данные о противоречивости пози-

ции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инва-

лидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему свободы и са-

мостоятельности, с другой – желают более быстрого его развития, преодо-

ления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают не-

удачи ребенка в обучении и общении с окружающими. У матерей чаще на-

блюдается естественное отношение к детям: несмотря на периоды депрес-

сии, большинство из них, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни,

любят его таким, какой он есть, готовы к самопожертвованию. Сложнее

реакции и отношения отцов: многие из них при рождении аномального ре-

бенка склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего то-

гда, когда речь идет о сыне. Причинами этого, как показали исследования,

являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей,

ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, сни-

жение самооценки, которое приводит к гневу и агрессивности по отноше-

нию к другим членам семьи.

Взаимное удачное или неудачное приспособление братьев и сестер,

одни из которых имеют нарушения слуха, а другие – нет, зависит от мно-

гих факторов: пола, возраста, порядка рождения, социально-экономичес-

кого статуса семьи, поведения родителей. Часто старшие сестры несут груз

обязанностей по уходу за ребенком, младшие же братья и сестры обделены

родительским вниманием. При обследовании семей, имеющих детей с на-

рушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья

и сестры, которые проявляли положительные чувства по отношению к

глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональную связь с роди-

телями. Те же, кто выказывал негативные чувства, считали, что их связь с

родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверх-

ностной, а забота и внимание распределяются неодинаково.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие

или отсутствие нарушений слуха у родителей. В исследованиях установле-

но, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмо-

циональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слы-

шащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих

родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные

отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами. В несколько большей

степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отноше-

ний к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ре-

бенка в такой семье обусловлено тем, что при общении жестовой речью,

понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопо-

нимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же

успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и

высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.

У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имею-

щих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмо-

циональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих,

имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число

проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам, и

резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их

специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоцио-

нальные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети от-

крыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотят заниматься с ни-

ми, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоциональ-

но обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными

эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих

детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отноше-

ния. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие по-

ступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, на-

против, стремятся проявить по отношению к детям «мужской характер» и

внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело. В разви-

тии эмоциональных отношений в семьях, имеющих глухих детей, происхо-

дят изменения, обусловленные развитием личности детей. К концу подрост-

кового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях,

воспитывающих глухих и слышащих детей.

На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье

влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного

типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное дет-

ское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать

достаточное участие в его воспитании. Зачастую это делается из сообра-

жений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий

присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения

речи и т.п. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учрежде-

ния имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать

детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок.

Л.С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в

стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной

среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального

мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия об-

щения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически

атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ре-

бенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства

формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас

ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и

без того лишенных многого в отношениях с окружающими.

Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье

слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную

роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти

тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, перено-

сит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер. Конеч-

но, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братья-

ми и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее

находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание,

что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны

понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слу-

ха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают

существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная де-

формация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих

родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям

в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической

коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством

воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.