КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности детей с нарушениями речи
Связь речи с другими сторонами психического развития. Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в про- цессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению сло- варя и расширению грамматических средств. Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который явля- ется специфической закономерностью развития организма, основная осо- бенность которого заключается в неравномерном (гетерохронном) разви- тии функциональных систем, обеспечивающем выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды (П.К. Анохин). Функцио- нальная система не сразу формируется в полной мере. Вначале объединя- ются структурные части отдельных компонентов системы, которые наибо- лее необходимы для выживания организма. В связи с этим функциональ- ные системы приобретают приспособительное значение в жизни организма раньше, чем они полностью и окончательно созреют. Важной основой раз- вития речи считается формирование интонационной ее стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов. Это так же, как и доказанная (Э.А. Александрян и др.) избирательная чувствительность ре- бенка первых месяцев жизни к звукам человеческого голоса, имеет важный приспособительный эффект, обеспечивая выживание младенца в специфи- чески человеческом социальном окружении. Важнейшим образующим фактором является конкретный результат деятельности системы. Для рече- вой системы таким полезным результатом является коммуникация, которая составляет основную функцию речи. Исследование физиологических механизмов речи (Т.Н. Ушакова) по- казало, что семантический уровень речевой системы функционирует раньше других по принципу минимального обеспечения. Поэтому ребенок раньше понимает речь, а потом уже говорит. В процессе формирования экспрессивной речи ребенок начинает говорить словами-предложениями, в которых содержится целое высказывание с ведущей ролью в его выраже- нии интонации. Это также свидетельствует о том, что функциональная ре- чевая система вступает в действие, не достигнув своего окончательного со- зревания, что является основной закономерностью системогенеза. Принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обосно- ван как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функцио- нальной речевой системы. Этот принцип составляет основу педагогиче- ской классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и ме- тоды преодоления и предупреждения речевых расстройств. Как показали работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функ- ции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соответственно физиологическим субстратом чело- веческих психических свойств являются не врожденные нервные механиз- мы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы. Все психические процессы у ребенка – воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. У ребенка с нарушениями речи при отсутствии со- ответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с ок- ружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничива- ется, темп развития мышления замедляется. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществля- ется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Так, например, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия и развития взаимосвязи между ними, так и от анали- тико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с эталоном (с правильным произношением) и стремления к этому эталону. При недостаточности ана- литико-синтетической деятельности мозга ребенок не сравнивает свое де- фектное звукопроизношение с правильным, у него отсутствует контроль за своей речью. Большую роль аналитико-синтетическая деятельность мозга играет и в процессе восприятия речи, в звуковом анализе. Благодаря аналитико- синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других. Значительное место занимают мыслитель- ные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон ре- чи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит ус- пешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со зна- чением предметов и действий. Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формирова- нием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только полу- чает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому ус- ваивать. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на раз- витие ощущений и восприятий, на формирование гностических процессов. Даже пассивное овладение речью в первые два года жизни способствует развитию у ребенка обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный поисковый характер. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся воз- можными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличительные признаки предметов, обозначаемых определенным звуковым комплексом, т.е. в этом смысле каждое слово уже является понятием. Специальное изучение влияния сло- весной системы на анализаторы показало, что словесные воздействия (в том числе инструкция) ускоряют выработку положительных условных ре- акций и облегчают их дифференцировку. Большое значение придается ре- чи в регуляции. Одним из начальных этапов в развитии регулирующей речи Л.С. Вы- готский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает со- провождать свои действия речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь. Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созрева- нием лобных отделов коры головного мозга. Основы речевой регуляции действий устанавливаются уже к концу первого года жизни. Ребенок выполняет простые словесные инструкции ти- па: «Дай ручку», «Покажи глазки», если действия сохраняют свою адекват- ность и при замене слова, обозначающего предмет, т.е. ребенок по инструк- ции взрослого может дать и ручку, и ножку, и куклу, и т.д. (В.И. Лубов- ский). То, что глагол в этих случаях приобретает обобщенное значение раньше существительного, объясняется автором тем, что само действие, им обозначаемое, всегда имеет обобщенный характер. Первой формой словес- ной регуляции является побудительная функция слова. По данным В.И. Лу- бовского, переход к внутренней словесной регуляции (внутренней речи) на- чинается тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обобщить связь сиг- налов и своих ответных действий. Нарушение словесной регуляции и вер- бализации рассматривается как общая закономерность аномального разви- тия психики. Это значит, что у детей с различными отклонениями в разви- тии словесная регуляция действий и поведения оказывается недостаточной. Деятельность многих из этих детей не всегда целенаправленна, иногда она импульсивна. Дети с трудом и не сразу подчиняются словесным инструкци- ям, у них часто отмечается двигательная расторможенность. Речевые нарушения у детей могут проявляться на фоне нормального нервно-психического развития, и все представленные выше особенности могут иметь вторичный характер и быть обусловленными самим речевым дефектом. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением цен- тральной нервной системы, часто сочетаются с различными отклонениями в нервно-психическом развитии ребенка, проявляющимися больше в ин- теллектуальной, иногда – в эмоционально-волевой сфере. Так, например, все клинические формы речевых нарушений могут отмечаться как у детей с сохранным интеллектом, так и при задержке психического развития, у детей с олигофренией. Особенности проявления речевого дефекта, дина- мика его преодоления, пути и методы коррекционной работы определяют- ся не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Многие виды речевых расстройств наблюдаются у детей с минималь- ной мозговой дисфункцией, в основе которой лежит нарушение созревания отдельных функциональных систем мозга и недостаточная сформирован- ность межсинаптических связей (Л.О. Бадалян). В результате этих нару- шений наблюдаются различные нерезко выраженные нарушения нервно- психической деятельности в виде двигательного беспокойства, расстрой- ства памяти, внимания, поведения, различных речевых расстройств. Многие виды речевых нарушений, особенно невротического характе- ра, возникают у детей с врожденной детской нервностью (невропатией). С раннего возраста эти дети отличаются повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям, эмоциональной возбудимостью, их нервная система легко ранима, они обидчивы, плаксивы, склонны к страхам, у них наблюдаются сосудисто-вегетативные расстройства в виде внезапного по- краснения или побледнения кожных покровов, усиленного потоотделения, в ряде случаев отмечаются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и пато- генетические факторы возникновения речевых расстройств. Связь речевой деятельности со структурами мозга основывается на современных представлениях о динамической локализации мозговых функций. Эти представления нашли свое наиболее полное развитие в ис- следованиях А.Р. Лурия. Динамическая локализация мозговых функций предполагает целостное и одновременно дифференцированное вовлечение мозга в любую из форм его активности. Высшие, социально опосредован- ные психические функции человека, к которым относится и речь, являются результатом работы целого мозга, однако отдельные его отделы, в частно- сти корковые речевые зоны, вносят существенный, специфический вклад в осуществление речевой деятельности. В раннем детском возрасте функ- циональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постепенная кон- центрация функциональных зон в очерченные, отдаленные друг от друга центры. При анализе речевых нарушений обращается внимание на диагности- ку таких операций, как мотивация, регуляция, целенаправленность, кото- рые могут избирательно страдать у некоторых категорий детей. Это имеет значение для диагностики речевых расстройств и для определения путей и методов их коррекции. При оценке речевых нарушений необходимо выде- лять, с одной стороны, сформированность речевых механизмов – действий программирования и речевых операций, с другой – сформированность ре- чевых умений, т. е. умения ребенка использовать речевые механизмы для различных целей общения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |