КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двигательного аппарата
Психологические особенности детей с нарушениями опорно- Особенности психического развития детей с церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболева- ний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных стра- дают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отде- лы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные дви- жения, речь и другие корковые функции. ДЦП проявляется в виде различ- ных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в кли- нической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувстви- тельности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирую- щим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ре- бенка, как правило, улучшается. Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару- шения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушени- ях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овла- девает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных на- рушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из- за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигатель- ных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транс- порте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита мани- пулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться непра- вильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются не- достатки мелкой моторики. ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент ро- дов (интранатальный) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на цен- тральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т.е. в период, когда интенсив- но закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблаго- приятно действующим на плод внутриутробно, относятся: инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (ви- русные инфекции, краснуха, токсоплазмоз); сердечно-сосудистые и эндок- ринные нарушения у матери; токсикозы беременности; физические трав- мы, ушибы плода; физические факторы (перегревание или переохлажде- ние; действие вибрации; облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); некоторые лекарственные препараты; экологическое не- благополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух; содер- жание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок); несовместимость кро- ви матери и плода по резус-фактору или группам крови. Гемолитическая болезнь новорожденных может возникнуть в тех слу- чаях, когда мать резус-отрицательна, отец – резус-положителен, а плод унаследовал резус-принадлежность от отца. В основе гемолитической бо- лезни лежит разрушение (гемолиз) эритроцитов плода под влиянием резус- антител матери. Заболевание плода развивается в среднем у одной из 25 – 30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью вероятность резус-конфликта повышается. Для детей с церебральным параличом характерны специфические от- клонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового по- ражения. Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений – например, тяжелые двигатель- ные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического раз- вития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с церебральным па- раличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различ- ными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной дея- тельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним от- носятся: 1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; 2) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляе- мость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с ор- ганическим поражением центральной нервной системы; 3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причи- нами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст- никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, огра- ничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Около 25% детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются наруше- ния зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализа- тора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различи- тельной деятельности слухового анализатора. У 20–25% детей наблюдает- ся снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких слу- чаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с со- хранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные на- рушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высо- кой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками). При всех формах ДЦП имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движе- ний пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупы- вающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предме- тов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз – невоз- можность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нару- шений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено. Не- сформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их наруше- ний. Отмечается недостаточность пространственных и временных пред- ставлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваи- ваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удален- ность: понятия «далеко», «близко», «дальше» заменяются у них определе- ниями «там» и «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наре- чий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошко- льники с ДЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник. Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конст- руирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто от- мечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям труд- но копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений). Для психического развития при ДЦП характерна выраженность пси- хоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятель- ности, недостаточность концентрации внимания, замедленность воспри- ятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пони- женном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, и пониженной переключаемостью психических процессов. Низкая умст- венная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдро- мом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполне- нии интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представ- ляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без от- клонений в психическом (в частности интеллектуальном) развитии встре- чаются относительно редко. Основным нарушением познавательной дея- тельности является задержка психического развития, связанная как с ран- ним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной кор- рекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в ум- ственном развитии. У детей с умственной отсталостью нарушения психи- ческих функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступа- ет недостаточность высших форм познавательной деятельности – абст- рактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двой- ной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП. Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, рече- вой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двига- 80 тельными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, рече- вые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяже- лой двигательной патологией. Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для опреде- ленных клинических форм заболевания. При спастической диплегии на- блюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речево- го ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых труд- ностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут пра- вильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асим- метричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Отдельные локальные нарушения выс- ших корковых функций – пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) – мо- гут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии. У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико- пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения про- являются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как де- ти путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представле- ние о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку. Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с пре- имущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект по- тенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкине- тическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении зада- ний, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные ин- струкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетвори- тельное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обу- чения чаще связаны с нарушениями речи и слуха. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные рас- стройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви- гательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застен- чивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбуди- мость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризно- стью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обста- новке и при утомлении. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом: у детей с сохран- ным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами. У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личност- ного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социаль- ных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический не- достаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искаже- ние ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП от- мечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная моти- вация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нару- шений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочета- ется с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности сужде- ний, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жиз- ни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельно- сти. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют форми- рованию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение по- стоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительно- стью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. При сниженном интеллекте особенности развития личности характе- ризуются низким познавательным интересом, недостаточной критично- стью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноцен- ности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э.С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между ха- рактером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общи- тельны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоцени- вают свои возможности. Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом ха- рактеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Особенности личности детей с церебральным параличом. Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфан- тилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созре- вания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней, а также незрелость поздно формирующихся мозговых систем. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерно- стью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой (неосложненный) психический инфантилизм, к нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психи- ческая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, одна- ко преимущественно в эмоционально-волевой. Наряду с неосложненной формой психического инфантилизма выделяют осложненные формы. Основным признаком психического инфантилизма считается недораз- витие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руко- водствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей ми- нуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интереса- ми других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собст- венно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей харак- терны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», выявляю- щийся на первом этапе школьного обучения. Данные о развитии лобной коры и ее роли в организации сложных форм поведения и деятельности человека и особенности клинической кар- тины при психическом инфантилизме дали основание М.С. Певзнер ут- верждать, что в основе психического инфантилизма лежит недоразвитие лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий голов- ного мозга. Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном па- раличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры, особенно поздно формирующиеся лобные отделы, созревают неравномерно и в за- медленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, огра- ничение деятельности и общения, связанных с двигательной и речевой не- достаточностью. Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально- волевой сферы, нередко сохраняется и в старшем школьном возрасте, пре- пятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрело- сти психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерст- ву; у отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ран- ними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоционально- волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости воле- вого усилия, в целенаправленной интеллектуальной деятельности, повы- шенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблю- даются бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощае- мость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций. Выделено три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом. Первый, невропатический, вари- ант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психиче- ского инфантилизма с проявлениями невропатии. Для невропатии, или врожденной детской нервности, характерна повышенная возбудимость и значительная неустойчивость вегетативных функций нервной системы. Дети с невропатией отличаются повышенной чувствительностью к раз- личным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, часто заторможенностью в поведении, проявляющейся в виде пугливости, страха перед всем новым. При невропатическом варианте психического инфантилизма дети с церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенно- стью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной ро- бости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уро- вень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к социальному окружению в целом. У детей нередко возникают ситуацион- ные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремле- ния к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах, повы- шенной тормозимостью и пугливостью. Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявля- ют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазии, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в раз- витии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать привыч- ными, что будет способствовать формированию характерологических от- клонений тормозного типа. «Аффект неадекватности» при невропатическом варианте психиче- ского инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм яв- ляются реакции протеста, которые представляют собой преходящие рас- стройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.д.). Для реакций про- теста характерна определенная избирательность и направленность. При невропатическом варианте психического инфантилизма у детей с церебральным параличом преобладают реакции пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, от устного общения с определенными лица- ми (избирательный мутизм), в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются в виде нарушений отдельных соматовегетативных функций: рвоты, энуреза (недержания мочи), энкопреза (недержания кала). Значительно реже как результат пассивного протеста может возникать суицидальное поведение, которое проявляется либо только в мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки. Наиболее частым проявлением пассивного протеста у учащихся с це- ребральным параличом может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в се- мье – отказ от выполнения требований родителей. Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащихся с цереб- ральным параличом могут быть также реакции отказа. Они проявляются в пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний и стремлений, не- редко в бездумном характере его ответов, в отсутствии стремления к кон- такту с окружающими. Ребенок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Закрепление вышеописанных форм поведения, проявляющихся в виде пассивного протеста, отказа, при неправильном воспитании способствует так называемому патохарактерологическому формированию личности тормозного типа. Это психогенно обусловленное развитие личности в свя- зи с действием длительное время психотравмирующей ситуации и непра- вильным воспитанием. При этом отдельные отрицательные черты характе- ра закрепляются; из них складываются определенные сочетания, присущие тому или иному варианту патохарактерологического развития. Так, при тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера, как неуве- ренность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. У де- тей с церебральным параличом этому в значительной степени способству- ет воспитание по типу гиперопеки, которое ведет к подавлению естествен- ной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате у ребенка постепенно начинают закрепляться ощущение зависимости от взрослых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности. У некоторых детей с церебральным параличом закрепление тормоз- ных форм поведения носило компенсаторный характер. Это наблюдалось обычно при тяжелых двигательных и речевых нарушениях у детей с со- хранным интеллектом. Тормозимостью, замедленностью реакций, отсутст- вием активности и инициативы дети как бы старались завуалировать свои речедвигательные дефекты. Владея развернутой фразовой речью, дети, маскируя тяжелые нарушения звукопроизношения, только односложно от- вечали на задаваемые им вопросы, сами же их никогда не задавали, часто отказывались при этом выполнять доступные им двигательные задания. Подобные типы поведения чаще наблюдались у детей со спастической ди- плегией. Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школь- ников с церебральным параличом представляет собой сочетание психиче- ского инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный вид описан в литературе как цереброастенический вариант осложненного инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих де- тей сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, с наруше- ниями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведе- ние данных школьников отличается повышенной раздражительностью, не- сдержанностью; характерной для этих школьников является склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоциональ- но-волевой сферы, но и с их повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение у них крайне неус- тойчивое, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто наблюдаются аф- фективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обста- новке может, напротив, проявляться повышенная тормозимость. У детей этой труппы часто отмечаются неправильные взаимоотноше- ния с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на даль- нейшем развитии их личности. Особенностью школьного возраста являет- ся возникновение новой социальной потребности найти свое место в кол- лективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возник- нуть различные аффективные реакции, проявляемые в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессивного поведения. Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школь- ников с церебральным параличом относится к так называемому органиче- скому инфантилизму, описанному отечественными психиатрами. В основе органического инфантилизма – сочетание незрелости эмо- ционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при на- личии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бы- вают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена це- ленаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Повышенная внушаемость сочетается у них с проявлениями упрямст- ва, плохой переключаемости внимания. Отмечаются у этих детей более выраженные, чем в ранее рассмотренных вариантах, случаи проявления нарушения внимания, памяти, снижения уровня работоспособности. Проявления органического инфантилизма чаще наблюдались при ато- нически-статической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной дея- тельности, мотивации, т. е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности. Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилиз- ме характеризуются большой дисгармонией. Наряду с чертами «детско- сти», повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью су- ждений для этих детей характерными являются склонность к «растормо- жению» влечений, недостаточно высоко развитая критичность; элементы импульсивности сочетаются у них с проявлениями инертности. Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале обу- чения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них были неадекватно завышенными; отсутствовала и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополни- тельных неблагоприятных факторов окружающей среды у этих детей на- блюдалось формирование склонности к развитию характерологических от- клонений возбудимого типа. Дети становились двигательно беспокойны- ми, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учиты- вать ситуацию, были некритичны к себе и своему поведению. Подобные формы поведения имели тенденцию к закреплению. Специфика двигательного поражения, связанная с вовлечением в па- тологический процесс различных мозговых структур, также оказывает оп- ределенное влияние на особенности развития личности детей с церебраль- ным параличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюда- лись проявления невропатической формы осложненного психического ин- фантилизма с преобладанием тормозимости, повышенной пугливости, не- уверенности в своих силах. При осложненных формах спастической дип- легии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперкинетиче- ской форме заболевания с преимущественными поражениями подкорко- вых мозговых структур преобладает цереброастеническая форма ослож- ненного психического инфантилизма с различными проявлениями аффек- тивного поведения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |