Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двигательного аппарата




Психологические особенности детей с нарушениями опорно-

Особенности психического развития детей с церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание

нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За

последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболева-

ний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных стра-

дают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).

Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в

раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отде-

лы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные дви-

жения, речь и другие корковые функции. ДЦП проявляется в виде различ-

ных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в кли-

нической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто

сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями

функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувстви-

тельности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирую-

щим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ре-

бенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом

диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару-

шения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства,

так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может

наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых

двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать

или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушени-

ях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют

различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овла-

девает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может

самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных на-

рушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с

помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и

т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить

на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-

за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигатель-

ных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении,

так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транс-

порте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита мани-

пулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться непра-

вильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения

недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются не-

достатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной

нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов,

воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент ро-

дов (интранатальный) или на первом году жизни (в ранний постнатальный

период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию

поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что

более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на цен-

тральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в

любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до

четырех месяцев внутриутробного развития, т.е. в период, когда интенсив-

но закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблаго-

приятно действующим на плод внутриутробно, относятся: инфекционные

заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (ви-

русные инфекции, краснуха, токсоплазмоз); сердечно-сосудистые и эндок-

ринные нарушения у матери; токсикозы беременности; физические трав-

мы, ушибы плода; физические факторы (перегревание или переохлажде-

ние; действие вибрации; облучение, в том числе и ультрафиолетовое в

больших дозах); некоторые лекарственные препараты; экологическое не-

благополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух; содер-

жание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов,

радионуклидов, различных синтетических добавок); несовместимость кро-

ви матери и плода по резус-фактору или группам крови.

Гемолитическая болезнь новорожденных может возникнуть в тех слу-

чаях, когда мать резус-отрицательна, отец – резус-положителен, а плод

унаследовал резус-принадлежность от отца. В основе гемолитической бо-

лезни лежит разрушение (гемолиз) эритроцитов плода под влиянием резус-

антител матери. Заболевание плода развивается в среднем у одной из 25 –

30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью

вероятность резус-конфликта повышается.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические от-

клонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и

определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового по-

ражения. Хронологическое созревание психической деятельности детей с

церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются

различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной

деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью

двигательных и психических нарушений – например, тяжелые двигатель-

ные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического раз-

вития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием отдельных

психических функций или психики в целом. Для детей с церебральным па-

раличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное

сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различ-

ными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в

генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с

заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также

условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной дея-

тельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет

ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним от-

носятся:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных

психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером

поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляе-

мость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с ор-

ганическим поражением центральной нервной системы;

3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего

предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления

лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причи-

нами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст-

никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или

трудностями передвижения; затруднения в познании окружающего мира в

процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением

двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности

различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-

суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, огра-

ничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность

детей с церебральным параличом.

Около 25% детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются наруше-

ния зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора,

нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением

остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное

верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию

зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализа-

тора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному

восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различи-

тельной деятельности слухового анализатора. У 20–25% детей наблюдает-

ся снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких слу-

чаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с со-

хранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные на-

рушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высо-

кой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи

пропускает их или заменяет другими звуками).

При всех формах ДЦП имеют место глубокая задержка и нарушение

развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное

чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движе-

ний пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупы-

вающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предме-

тов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз – невоз-

можность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного

контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное

познание, при ДЦП существенно нарушено.

У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нару-

шений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено. Не-

сформированность высших корковых функций является важным звеном

нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают

отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их наруше-

ний. Отмечается недостаточность пространственных и временных пред-

ставлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже,

чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке,

о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других

людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие

пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваи-

ваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удален-

ность: понятия «далеко», «близко», «дальше» заменяются у них определе-

ниями «там» и «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наре-

чий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошко-

льники с ДЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко

воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы

– круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные

взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут

сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конст-

руирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто от-

мечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям труд-

но копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена

недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов

праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений).

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность пси-

хоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических

процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятель-

ности, недостаточность концентрации внимания, замедленность воспри-

ятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей

отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пони-

женном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности,

и пониженной переключаемостью психических процессов. Низкая умст-

венная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдро-

мом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполне-

нии интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в

школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом

нарушается обычно целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представ-

ляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к

нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического

развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без от-

клонений в психическом (в частности интеллектуальном) развитии встре-

чаются относительно редко. Основным нарушением познавательной дея-

тельности является задержка психического развития, связанная как с ран-

ним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует

благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они

легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но

несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной кор-

рекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в ум-

ственном развитии. У детей с умственной отсталостью нарушения психи-

ческих функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступа-

ет недостаточность высших форм познавательной деятельности – абст-

рактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических,

функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двой-

ной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, рече-

вой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двига-

80 тельными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, рече-

вые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка.

Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяже-

лой двигательной патологией.

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для опреде-

ленных клинических форм заболевания. При спастической диплегии на-

блюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления

при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.

Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речево-

го ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых труд-

ностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при

выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут пра-

вильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асим-

метричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих

детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в

трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей

целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и

усвоения арифметических знаков. Отдельные локальные нарушения выс-

ших корковых функций – пространственного гнозиса и праксиса, функции

счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) – мо-

гут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако несомненно, что эти

нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-

пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения про-

являются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как де-

ти путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы

зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представле-

ние о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической

форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с пре-

имущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект по-

тенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают

недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкине-

тическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении зада-

ний, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные ин-

струкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетвори-

тельное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обу-

чения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные рас-

стройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в

виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви-

гательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застен-

чивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с

инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться,

ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбуди-

мость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризно-

стью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обста-

новке и при утомлении. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения

отмечаются не у всех детей с церебральным параличом: у детей с сохран-

ным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже,

чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личност-

ного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с

действием многих факторов (биологических, психологических, социаль-

ных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет

место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический не-

достаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка,

на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искаже-

ние ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП от-

мечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная моти-

вация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением,

стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нару-

шений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание

больного ребенка и реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочета-

ется с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной

внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности сужде-

ний, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жиз-

ни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки,

неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельно-

сти. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют форми-

рованию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение по-

стоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительно-

стью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характе-

ризуются низким познавательным интересом, недостаточной критично-

стью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноцен-

ности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

По данным Э.С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между ха-

рактером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными

и характерологическими особенностями больных: дети со спастической

диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают

контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с

гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общи-

тельны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоцени-

вают свои возможности.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом ха-

рактеризуется нарушением формирования познавательной деятельности,

эмоционально-волевой сферы и личности.

Особенности личности детей с церебральным параличом.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом

чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфан-

тилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созре-

вания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости

последней, а также незрелость поздно формирующихся мозговых систем.

Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерно-

стью созревания отдельных психических функций.

Выделяют простой (неосложненный) психический инфантилизм, к

нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психи-

ческая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, одна-

ко преимущественно в эмоционально-волевой. Наряду с неосложненной

формой психического инфантилизма выделяют осложненные формы.

Основным признаком психического инфантилизма считается недораз-

витие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руко-

водствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей ми-

нуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интереса-

ми других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной

деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собст-

венно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей харак-

терны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности

составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», выявляю-

щийся на первом этапе школьного обучения.

Данные о развитии лобной коры и ее роли в организации сложных

форм поведения и деятельности человека и особенности клинической кар-

тины при психическом инфантилизме дали основание М.С. Певзнер ут-

верждать, что в основе психического инфантилизма лежит недоразвитие

лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий голов-

ного мозга.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном па-

раличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры, особенно

поздно формирующиеся лобные отделы, созревают неравномерно и в за-

медленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу

психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития

этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, огра-

ничение деятельности и общения, связанных с двигательной и речевой не-

достаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-

волевой сферы, нередко сохраняется и в старшем школьном возрасте, пре-

пятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации. Эта незрелость

имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрело-

сти психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерст-

ву; у отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ран-

ними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоционально-

волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в

поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости воле-

вого усилия, в целенаправленной интеллектуальной деятельности, повы-

шенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей более

раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает

двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблю-

даются бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощае-

мость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в

проявлении эмоций.

Выделено три варианта осложненного психического инфантилизма у

школьников с церебральным параличом. Первый, невропатический, вари-

ант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психиче-

ского инфантилизма с проявлениями невропатии. Для невропатии, или

врожденной детской нервности, характерна повышенная возбудимость и

значительная неустойчивость вегетативных функций нервной системы.

Дети с невропатией отличаются повышенной чувствительностью к раз-

личным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью,

часто заторможенностью в поведении, проявляющейся в виде пугливости,

страха перед всем новым.

При невропатическом варианте психического инфантилизма дети с

церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности,

повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенно-

стью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с

трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В

школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной ро-

бости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уро-

вень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности

личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к

социальному окружению в целом. У детей нередко возникают ситуацион-

ные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремле-

ния к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах, повы-

шенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявля-

ют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазии, у них развивается

чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в раз-

витии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях

окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать привыч-

ными, что будет способствовать формированию характерологических от-

клонений тормозного типа.

«Аффект неадекватности» при невропатическом варианте психиче-

ского инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм яв-

ляются реакции протеста, которые представляют собой преходящие рас-

стройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний

(переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.д.). Для реакций про-

теста характерна определенная избирательность и направленность.

При невропатическом варианте психического инфантилизма у детей с

церебральным параличом преобладают реакции пассивного протеста. Они

проявляются в отказе от еды, от устного общения с определенными лица-

ми (избирательный мутизм), в уходах из дома или из школы; иногда они

проявляются в виде нарушений отдельных соматовегетативных функций:

рвоты, энуреза (недержания мочи), энкопреза (недержания кала).

Значительно реже как результат пассивного протеста может возникать

суицидальное поведение, которое проявляется либо только в мыслях и

представлениях, либо в совершении суицидальной попытки.

Наиболее частым проявлением пассивного протеста у учащихся с це-

ребральным параличом может быть отказ от выполнения тех или иных

требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в се-

мье – отказ от выполнения требований родителей.

Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащихся с цереб-

ральным параличом могут быть также реакции отказа. Они проявляются в

пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний и стремлений, не-

редко в бездумном характере его ответов, в отсутствии стремления к кон-

такту с окружающими. Ребенок остро переживает потерю перспективы и

как бы отказывается от притязаний.

Закрепление вышеописанных форм поведения, проявляющихся в виде

пассивного протеста, отказа, при неправильном воспитании способствует

так называемому патохарактерологическому формированию личности

тормозного типа. Это психогенно обусловленное развитие личности в свя-

зи с действием длительное время психотравмирующей ситуации и непра-

вильным воспитанием. При этом отдельные отрицательные черты характе-

ра закрепляются; из них складываются определенные сочетания, присущие

тому или иному варианту патохарактерологического развития. Так, при

тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера, как неуве-

ренность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. У де-

тей с церебральным параличом этому в значительной степени способству-

ет воспитание по типу гиперопеки, которое ведет к подавлению естествен-

ной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате

у ребенка постепенно начинают закрепляться ощущение зависимости от

взрослых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые

свойства личности.

У некоторых детей с церебральным параличом закрепление тормоз-

ных форм поведения носило компенсаторный характер. Это наблюдалось

обычно при тяжелых двигательных и речевых нарушениях у детей с со-

хранным интеллектом. Тормозимостью, замедленностью реакций, отсутст-

вием активности и инициативы дети как бы старались завуалировать свои

речедвигательные дефекты. Владея развернутой фразовой речью, дети,

маскируя тяжелые нарушения звукопроизношения, только односложно от-

вечали на задаваемые им вопросы, сами же их никогда не задавали, часто

отказывались при этом выполнять доступные им двигательные задания.

Подобные типы поведения чаще наблюдались у детей со спастической ди-

плегией.

Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школь-

ников с церебральным параличом представляет собой сочетание психиче-

ского инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный

вид описан в литературе как цереброастенический вариант осложненного

инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих де-

тей сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, с наруше-

ниями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведе-

ние данных школьников отличается повышенной раздражительностью, не-

сдержанностью; характерной для этих школьников является склонность к

конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной психической

утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности

в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоциональ-

но-волевой сферы, но и с их повышенной психической утомляемостью,

быстрым истощением активного внимания. Настроение у них крайне неус-

тойчивое, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти

дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в

противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые

обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто наблюдаются аф-

фективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обста-

новке может, напротив, проявляться повышенная тормозимость.

У детей этой труппы часто отмечаются неправильные взаимоотноше-

ния с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на даль-

нейшем развитии их личности. Особенностью школьного возраста являет-

ся возникновение новой социальной потребности найти свое место в кол-

лективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возник-

нуть различные аффективные реакции, проявляемые в форме обидчивости,

озлобленности, замкнутости, иногда агрессивного поведения.

Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школь-

ников с церебральным параличом относится к так называемому органиче-

скому инфантилизму, описанному отечественными психиатрами.

В основе органического инфантилизма – сочетание незрелости эмо-

ционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности,

проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при на-

личии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бы-

вают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена це-

ленаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих

действий и поступков.

Повышенная внушаемость сочетается у них с проявлениями упрямст-

ва, плохой переключаемости внимания. Отмечаются у этих детей более

выраженные, чем в ранее рассмотренных вариантах, случаи проявления

нарушения внимания, памяти, снижения уровня работоспособности.

Проявления органического инфантилизма чаще наблюдались при ато-

нически-статической форме церебрального паралича, когда имеет место

поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с

той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной дея-

тельности, мотивации, т. е. того уровня психического развития, который

является необходимым для формирования так называемого ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилиз-

ме характеризуются большой дисгармонией. Наряду с чертами «детско-

сти», повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью су-

ждений для этих детей характерными являются склонность к «растормо-

жению» влечений, недостаточно высоко развитая критичность; элементы

импульсивности сочетаются у них с проявлениями инертности.

Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале обу-

чения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению.

Самооценка и уровень притязаний у них были неадекватно завышенными;

отсутствовала и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополни-

тельных неблагоприятных факторов окружающей среды у этих детей на-

блюдалось формирование склонности к развитию характерологических от-

клонений возбудимого типа. Дети становились двигательно беспокойны-

ми, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учиты-

вать ситуацию, были некритичны к себе и своему поведению. Подобные

формы поведения имели тенденцию к закреплению.

Специфика двигательного поражения, связанная с вовлечением в па-

тологический процесс различных мозговых структур, также оказывает оп-

ределенное влияние на особенности развития личности детей с церебраль-

ным параличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюда-

лись проявления невропатической формы осложненного психического ин-

фантилизма с преобладанием тормозимости, повышенной пугливости, не-

уверенности в своих силах. При осложненных формах спастической дип-

легии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного

анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперкинетиче-

ской форме заболевания с преимущественными поражениями подкорко-

вых мозговых структур преобладает цереброастеническая форма ослож-

ненного психического инфантилизма с различными проявлениями аффек-

тивного поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.