Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биография




Разделы языкознания

Теория языка – языкознание в системе наук

 

Лингвистика изучает структуру языка, её функционирование и развитие, принимая во внимание его связи с обществом, мышлением, культурой. Языковедение тесно связано со многими другими науками – прежде всего, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Так как язык – явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языкознанием в контакте с aнтропологией. Поскольку язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической деятельностью, лингвистика имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Языкознание в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину – филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязи.

Решая различные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой, методикой, медициной, математической логикой, статистикой, теорией информации. Лингвистика «сотрудничает» с кибернетикой – наукой об управлении, пытающейся понять язык как одну из управляющих и управляемых систем. Изучая звуковую сторону языка, лингвистика сближается с акустикой – разделом физики, изучающим звук. Биология и лингвистика сотрудничают при изучении различных знаковых систем, которыми пользуются живые существа. Зоопсихология представляет интересные факты общения животных. Как показывают исследования муравьев, дельфинов, эти существа используют большое количество знаков для обеспечения своей жизнедеятельности. Таким образом, лингвистика входит составной частью в семиотику – науку, изучающую язык в ряду других знаковых систем.

 

 

Язык – явление сложное, многогранное, и изучают его под разным углом зрения. Поэтому языкознание развивается не только «вглубь», но и «вширь», захватывая смежные «территории», соприкасаясь с иными, соседними науками. От этих контактов возникают новые, промежуточные и очень перспективные дисциплины: математическая лингвистика, лингвостатистика, лингвогеография, этнолингвистика, историческая поэтика, текстология. Некоторые из этих дочерних наук – такие, как социо- и психолингвистика, – уже нашли своё место в структуре человеческого знания. Другие сохраняют привкус новизны и экзотики. Так, на стыке лингвистики, психологии и логики возникла теория языкового воздействия на сознание человека, теория речевого «управления» поведением людей – нейролингвистическое программирование. В целом, можно утверждать, что языкознание со второй половины ХХ в. оказывает большое влияние на смежные дисциплины и науки – антропологию, этнографию, психологию, литературоведение, поэтику, сравнительную мифологию, историю культуры, конкретную социологию, политологию и новую область знания – когнитологию, изучающую операции человека со знаниями в современной обстановке «компьютерной революции».

В самом языкознании различают общие и частные разделы. Самый крупный раздел языкознания? теория языка? занимается изучением свойств, присущих любому языку. Частные языковедческие дисциплины выделяются в зависимости

1) от объекта изучения: фонетика, фонология, лексикология, семасиология, словообразование, морфология, синтаксис;

2) от этноязыковых факторов: русистика, японистика и др. (конкретные языки); романистика, тюркология (группы родственных языков); балканистика, кавказоведение (географические области распространения);

3) от социального варьирования структуры языка: диалектология, стилистика, наука о языке художественной литературы и др.;

4) от направлений, школ, методов и методик исследования: сравнительно-историческое языкознание (компаративистика от лат.comparativus – сравнительный), описательная лингвистика, структурное языкознание, этнолингвистика и т.д.

Такие поля «членения» науки о языке предложены в работе «Общее языкознание» написанной в соавторстве с Ф.М. Березиным (М., 1979). В зависимости от подхода к изучению языка языкознание может быть синхроническим (от древнегреч. syn – вместе и chronos – время, относящееся к одному времени), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (чаще факты современного языка), либо диахроническим, или историческим (от греч. dia – через, сквозь), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Следует строго различать эти два подхода при описании системы языка. Например, диахронический аспект исследования слова столица объясняет его связь со словом стол, тогда как современные носители языка не осознают эти слова однокоренными; то есть, с синхронической точки зрения, эти слова – неоднокоренные.

X

Борис Николаевич Головин
(16 июля 1916, Зарайск — 1 января 1984, Горький) — советский лингвист.Доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. В 1961—1984 — заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Входил в состав Экспертного совета по присуждению научных степеней ВАК по русскому языку и общему языкознанию.

 

Окончил Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Уйдя в начале Великой Отечественной войны добровольцем на фронт, прошёл всю войну, был ранен.После войны закончил аспирантуру у академика В. В. Виноградова, защитив в 1949 году кандидатскую диссертацию. В 1957 году переехал в Горький, где стал преподавать в Горьковском государственном университете им. Н. И. Лобачевского, а в 1961 году возглавил кафедру русского языка и общего языкознания, которой руководил до самой смерти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.