КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное наследие
Основатель горьковской школы в лингвистике. Создал направление, связанное с вероятностно-статистическим изучением стилей языка и стилей речи. Крупный специалист по общему и русскому языкознанию (словообразование, морфология, синтаксис), культуре речи (под его руководством была впервые создана учебная программа вузовского курса «Основы культуры речи»). Лингвистика, преимущественно, теоретическая наука, но у неё есть и практические задачи: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, родному и неродному языкам, составление словарей, создание систем автоматизированного перевода, автоматического поиска и др. Теория языка выявляет и формулирует языковые универсалии – положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, фреквенталии). Далёкие друг от друга по своему конкретному облику языки всё же обладают общими свойствами и признаками. Среди них: наличие в языках 1) гласных и согласных; 2) слов, грамматических форм, предложений; 3) имен собственных; 4) местоимений; и общность коммуникативной и мыслеформирующей функций каждого языка. Перечисленные универсалии являются абсолютными. К статистическим универсалиям можно отнести наличие: 1) устной и письменной форм языка; 2) норм стилистической дифференциации. Языковые универсалии стали объектом современной лингвистики с 60-х гг. XX столетия (в России, США). Универсалии указывают на единство человеческого языка.
4.Общая характеристика понятия "язык". Сущность языка
Язык является одним из наиболее замечательных созданий человеческого разума. Язык служит средством духовного формирования отдельной личности и сопутствует всей деятельности человека. Каждый язык – достояние какого-то коллектива и поэтому – явление общественно-историческое. Немецкий философ Мартин Хайдеггер утверждал: «Язык создаёт человека». Язык есть система знаков, являющаяся важнейшим средством человеческого общения. При общении происходит кодирование мысли. В сознании адресата речи происходит декодирование, то есть звуковая речь переходит в мысль. Звуковая речь также кодируется и в письмо, которое, в свою очередь, при чтении может декодироваться в звуковую форму. Процессы кодирования и декодирования возможны благодаря способности мышления и языка к абстрагированию. Процессы коммуникации и познания окружающего мира осуществляются с опорой на человеческий язык. Известный французский лингвист Ж. Вандриес писал «...не будет ошибочным утверждение, что существует только один человеческий язык под всеми широтами, единый по своему существу. Именно эта идея лежит в основе опытов по общей лингвистике».
Голосарий Абсолютные универсалии – языковые свойства, присущие человеческому языку в целом. Их синоним – полные универсалии (Т.М. Николаева, 1998, с. 535).
Аккумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний (В.А. Аврорин, 1975). Частная функция базовой коммуникативной функции. Её синоним – функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. (Н.А. Слюсарева, 1998, с. 564). Волюнтативная функция языка – функция воздействия. Частная функция базовой коммуникативной функции. Интегрирующая функция языка – использование языка как средства межнационального общения. Когнитивная функция языка – базовая функция языка, при которой язык средством познания; её синонимы – познавательная или гносеологическая функция языка. Когнитология – наука, Коммуникативная функция языка – базовая функция языка, при которой язык выступает как средство общения. Контактоустанавливающая функция языка – функция организации начала общения, поддержания контакта. Её синоним – фатическая функция языка. Частная функция базовой коммуникативной функции (Н.А. Слюсарева, 1998, с. 564). Магическая функция языка – при которой язык приравнивается к действию. В лингвистический оборот термин «магическая функция языка» ввел Р.О. Якобсон (Р.О. Якобсон, 1975). Используется в молитвах, заговорах. Н.Д. Арутюнова замечает, что всякий человек, независимо от вероисповедания, в трудные минуты жизни обращается к высшему существу за помощью. Магическую функцию языка в годы Великой Отечественной войны выполняло стихотворение-заклинание К. Симонова «Жди меня, и я вернусь». По свидетельству многих фронтовиков оно охраняло душевный покой воина, в тылу помогало женам не забывать мужей-воинов. Нейролингвистическое программирование – Поэтическая функция языка – использование языка как искусства. Её синонимы - художественная, эстетическая. Реализуется в художественной литературе, особенно в поэзии. Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка (А.А. Леонтьев, 1998, с. 404). Семиотика – научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию (Ю.С. Степанов, 1998, с. 440 и сл.). Первоначально общие принципы семиотики как «науки о знаках» были подмечены на основе наблюдений над естественным языком, одновременно и независимо, в работах Ч.С. Пирса и Ф. де Соссюра. Первый стремился к созданию математической логики, а второй – к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Социальные функции языка – коммуникативная, познавательная, волюнтативная, контактоустанавливающая, поэтическая, аккумулятивная, интегрирующая, магическая. Статистические универсалии – языковые свойства, присущие каким-то языкам. Их синоним – неполные универсалии. Универсалии (от лат. universalis – общий, всеобщий) – языковые свойства, присущие всем языкам или большинству из них (Т.М. Николаева, 1998, с. 535). Фреквенталии – частотные явления, встречающиеся во многих языках. Разновидность статистических универсалий (Т.М. Николаева, 1998, с. 535). Эмоциональная функция языка – быть одним из средств выражения чувств и эмоций (Н.А. Слюсарева, 1998, с. 564) Этнолингвистика – от греч. «этно…» - народ и лингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании языка (А.М. Кузнецов, 1998, с. 597)). В широком понимании этнолингвистика – это комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов «план содержания» культуры, народной психологии и мифологии. Начало исследований данной проблематики содержится в трудах Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни и др. (А.М. Кузнецов, 1998, с. 597) Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные задачи языкознания? 1. Установление типичных черт, свойственных различным языкам мира; составление теории, объясняющей сходства и различия языков; определение универсальных закономерностей устройства языка. + 2. Выявление универсальных закономерностей организации языка в семантике и синтаксисе; определение языка как универсальной, неотъемлемой принадлежности человека, изучение социальной природы языка. 3. Выработка теории, применимой для объяснения специфики и сходства многих языков; изучение исторического развития человеческого языка; определение языковых универсалий. 2. Выберите правильный ответ. 1. Внутренняя лингвистика изучает сущность и природу языка, а внешняя – исследует историю лингвистических учений. 2. Внутренняя лингвистика изучает системно-структурное устройство языка, а внешняя – исследует социальную природу языка. + 3. Внутренняя лингвистика изучает язык как систему знаков, а внешняя – исследует психосоциальную природу языка. 3. Кто ввел в научный обиход понятия «магическая функция языка», «поля членения науки о языке»? 1) Ф. Соссюр, Р.О. Якобсон. 2) А.А. Леонтьев, Ч. Пирс. 3) Р.О. Якобсон, Б.Н. Головин.+ 4. Выберите правильный ответ. 1. Среди социальных функций языка имеют место термины-синонимы. Таковы функции фатическая или контактоустанавливающая; поэтическая или художественная; волюнтативная или эмоциональная. 2. Среди социальных функций языка имеют место термины-синонимы. Таковы функции познавательная или когнитивная; аккумулятивная или функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа; фатическая или контактоустанавливающая. + 3. Среди социальных функций языка имеют место термины-синонимы. Таковы функции эстетическая или поэтическая; контактоустанавливающая или фатическая; интегрирующая или гносеологическая. 5. С какими науками взаимодействует языкознание? 1. С логикой, психолингвистикой, статистикой, зоопсихологией, исторической поэтикой. 2. С медициной, логикой, статистикой, теорией информации, биологией. + 3. С философией, педагогикой, антропологией, математической лингвистикой, лингвогеографией. 6. Выберите правильный ответ. 1. Синхроническое языкознание изучает факты современного языка, а историческое языкознание исследует развитие языка в древности. 2. Синхроническое языкознание изучает языковые факты, относящиеся к одному отрезку времени, а диахроническое языкознание исследует этимологию языка. 3. Синхроническое языкознание изучает факты языка в какой-либо момент его истории, а диахроническое языкознание исследует развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. + 7. Назовите имена ученых, основателей семиотики. 1. Ч.С. Пирс, А.А. Потебня. 2. Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр. + 3. А.А. Потебня, Р.О. Якобсон. 8. Какие проблемы теории языка изучают в средней школе? 1. Роль языка в жизни человека и общества; понятия национального языка, государственного языка и языка межнационального общения; эстетическая функция языка. + 2. Роль языка в жизни человека и общества; коммуникативная и эстетическая функции языка; методы изучения языка. 3. Коммуникативная функция языка; язык и общество, язык и мышление; история лингвистических учений. 9. Выберите правильный ответ. 1. Понятия «абсолютные универсалии» и «фреквенталии» находятся в логических отношениях части и целого; понятия «статистические универсалии» и «абсолютные универсалии» логически не пересекаются. 2. Понятия «фреквенталии» и «абсолютные универсалии» находятся в логических отношениях части и целого; понятия «абсолютные универсалии» и «статистические универсалии» логически не пересекаются. 3. Понятия «абсолютные универсалии» и «статистические универсалии» находятся в логических отношениях части целого; понятия «статистические универсалии» и «фреквенталии» логически пересекаются. + 10. Выберите правильный ответ. 1. Новые перспективные направления языкознания – это историческая поэтика, текстология, теория информации, лингвогеография. 2. Новые перспективные направления языкознания – это лингвостатистика, этнолингвистика, психолингвистика, когнитология. + 3. Новые перспективные направления языкознания – это математическая лингвистика, нейролингвистическое программирование, статистика, лингвостатистика.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |