КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная теория языка
Следующей по времени появления стала античная, или греко-римская, лингвистическая традиция, на основе которой сложилась современная мировая наука о языке. Её представителями были Демокрит (род. около 470 г. до н.э.); Гераклит Эфесский (род. около 544–540 гг. до н.э.); Платон (427–347 гг. до н.э.); Аристотель (384–322 гг. до н.э.); Философы-стоики: Хрисипп (около 281–209 до н.э.); Кратет Малосский (сер. II в. н.э.); Аристарх Самофракийский (217–145 гг. до н.э.); Диониси й Фракийский (170–90 до н.э.); Аполлоний Дискол (II в. н.э.); Квинт Реммия Палемон (ок. 10–75 до н.э.); Элий Донат (IV в.); Присциан (V–VI в.). Греческие воззрения на язык складывались под влиянием более древней культуры Египта и Малой Азии. Как известно, греческий алфавит складывался на основе более древнего, финикийского. Но именно в Греции наука о языке приобретает филологическое (надо было толковать греческий эпос IX–VII вв. до н.э. – «Илиаду» и «Одиссею») звучание, а затем и философское содержание. Так, философы спорили о «правильности» имен. Гераклит полагал, что имена-названия даются по природе вещей, Демокрит и философы-скептики считали, что имена даны по установлению, по положению. Детальное обсуждение проблемы взаимосвязи между вещью, языком и мыслью содержится в диалоге Платона «Кратил», в котором два собеседника, Гермоген и Кратил, придерживаются разных взглядов, а «третейский судья» Сократ – сам Платон – не соглашается ни с тем, ни с другим, оставляя вопрос открытым. Впрочем, Платон устами Сократа пытается выявить «истинный смысл» ряда греческих слов – наименований богов, «героев» и др. Философы древности размышляли о происхождении языка, касались его структуры. Так, в работе Аристотеля «Об именовании» изложено учение о частях речи; стоики разграничивали имена нарицательные и имена собственные, дали названия падежей, дошедшие до нашего времени в виде к ' алек с латинских обозначений, приступили к изучению синтаксиса. В основе греческой лингвистической традиции находилась логика. В эпоху эллинизма центром культуры и научных знаний стала Александрия. Здесь создаётся грамматика древнегреческого языка как учения о языке в целом; идут споры об аномалиях и аналогиях. Так, Аристарх видел в языке доминирование «единообразия», Кратес – аномалии. Систематизация фактов нормы и исключений из неё привела к формированию учения о частях речи, созданного Дионисием Фракийским, учеником Аристарха. В греческом языке выделено восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз. Также выделялись пять падежей, три рода. Аполлоний Дискол во II в. н.э. исследует синтаксические функции выделенных частей речи (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 14-15). Следует отметить, что в Александрии язык изучали не так, как в Индии. В отличие от Индии, у греков язык священослужения очень мало отличался от разговорного. Однако жителям Александрии и других египетских городов греческий язык надо было учить, поэтому греческая наука создавалась, в первую очередь, в учебных целях. Задача построения правильных текстов стала вторичной по отношению к задаче изучения языка. Языком занималась грамматика, а построением текстов того или иного предназначения – особая наука. Риторические правила были менее жёсткими, чем грамматические. А грамматика исходила из позиции не говорящего, а слушающего. Следовательно, чтобы правильно понимать тексты, надо было уметь делить их на единицы, классифицировать эти единицы и т.д. Сопоставляя индийскую и греческую лингвистические традиции, можно сделать вывод, что индийцы занимались синтезом текстов (созданием целого из элементов), а греки – их анализом (членением целого на элементы). Древние греки сначала выделяли и классифицировали звуки и слова, затем описывали, как слова изменяются (для этого строили таблицы склонения и спряжения, выявляли грамматические категории: падеж, наклонение, время и т.д.) и, наконец, описывали предложения. Такой подход хорошо знаком по школьным учебникам русского языка, сохраняется он и в большинстве научных грамматик. Аналитический подход господствовал в науке о языке до 60-х гг. ХХ в., широко распространен он и сейчас (В.М. Алпатов, 1998, с. 605). Достижения александрийских грамматиков были восприняты римскими грамматистами Варроном, Донатом, Присцианом, которые добавили «латинские» категории, в частности междометие, падеж аблетив, а также сведения по фонетике, стилистике, стихосложению. Книга Доната «Грамматическое руководство в Европе» была настольной в течение ряда веков и оказала воздействие на принятую во многих странах грамматическую терминологию, в конечном счёте, восходящую к греческому источнику (А.Т. Хроленко., В.Д. Бондалетов 2006, с. 14-15). Античная лингвистическая традиция сохранила науку о языке в русле философии и логики. В целом греческие и латинские грамматики по уровню уступали грамматике Панини: явления языка описаны в них менее подробно и чётко. Однако именно из античной грамматики выросла современная лингвистика. Большинство знакомых нам терминов – гласный и согласный звуки, имя, глагол, наречие, падеж, наклонение, залог, предложение, синоним, омоним и т.д. – восходит к античным грамматикам. В средние века европейская традиция окончательно разделилась на греческую, господствовавшую в Византии, и латинскую, охватывавшую страны Западной Европы, где латынь долго оставалась основным языком культуры. Учёные Запада несколько веков ограничивались тем, что комментировали грамматику Присциана. Но в XIII–XIV вв. наука о языке вновь начала активно развиваться. Языковеды продолжали изучать синтаксис и, самое главное, создали новый тип грамматики – объяснительную грамматику. Автор самой знаменитой грамматики – немецкий учёный Томас Эрфуртский (начало XIV в.). Авторы таких сочинений, в основном исходя из латинского языка в том виде, в каком он зафиксирован у Присциана, старались не просто описать язык, а объяснить сущность всего, что в нём содержится. Вначале толкования были довольно наивными, но сама попытка создать объяснительную грамматику имела огромное значение для развития науки (В.М. Алпатов, 1998, с. 606). Глоссарий Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще. В античности состояла из 5-ти частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России – М.В. Ломоносовым). В середине ХХ в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение эффективной речевой коммуникации (Большой энциклопедический словарь / http:// slovri.yandex.ru).
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |