КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды языковых универсалий
Существует несколько классификаций универсалий, строящихся на разных основаниях. А. В зависимости от способа формулирования различают универсалии дедуктивные (умозрительные) и индуктивные (эмпирические, полученные опытным путём). Дедуктивная универсалия предполагает установление свойств, присущих всем языкам, например, все языки имеют уровневое строение; во всех языках существуют гласные и согласные звуки. Индуктивная универсалия обнаружена во всех доступных для наблюдения языках и поэтому считается присущей всем языкам мира, например, в каждом языке есть оппозиция согласных шумных и сонорных; в каждом языке есть местоимения и т.п. Познавательной ценностью обладают только индуктивные универсалии. Б. По степени обобщения различают универсалии абсолютные (полные) и статистические (неполные). Например, абсолютными считаются также универсалии: во всех языках есть местоимения; в системе личных местоимений обязательно различение местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица (то есть участников и не-участников коммуникативного акта, а также говорящего и слушающего); если в языке имеется противопоставление по числу у существительных, то это же противопоставление свойственно и местоимениям. Пример статистических, то есть неполных универсалий: почти во всех языках имеется не менее двух гласных фонем (исключения составляет индейский язык тонкава и язык кавказской семьи абазинский). В. Универсалии различают простые и сложные. Простые универсалии утверждают наличие или отсутствие в языке какого-нибудь явления, например, если в языке есть словоизменение, то в нем есть и словообразование. Сложные универсалии утверждают определенную зависимость между разными языками. Например: малое число фонем в языке обратно пропорционально высокому числу их в морфеме. Так, в гавайском языке всего 13 фонем, но в нем есть множество морфем, состоящих из трех и более слогов (то есть свыше 6 фонем). А в инкорпорирующих языках, например, в языке чинук, имеется 45 фонем – морфемы в этом языке состоят в основном из одной-двух фонем. Г. Различают универсалии синхронические и диахронические. Наиболее разработаны синхронические универсалии. Но с 70-х гг. ХХ в. активно развиваются и теории диахронических универсалий. Пример диахронической универсалии: самое позднее глагольное время в человеческом языке – это Futurum. Знание диахронических универсалий проливает свет на данные синхронной типологии, позволяет прогнозировать исчезновение одних явлений и возникновение других. Теория диахронических универсалий является важной опорой для реконструкции прежних состояний одного языка и для сравнительно-исторического языкознания. Диахронические универсалии существенны и для этимологии. С точки зрения собственно лингвистической, универсалии подразделяются по уровню, с которым они соотносятся, на фонетические, грамматические и семантические. Изучением фонетических универсалий занимался выдающийся отечественный лингвист H.С. Трубецкой. Это он заметил, что большинство языков мира имеет трёхступенчатые системы гласных, трёхступенчатую двухклассную треугольную систему: Такая система господствует во многих языках мира: русском, польском, чешском, грузинском, японском, майя, зулу в Африке и др. (Н.С. Трубецкой, 1964, с. 67). Примеры других фонетико-фонологических универсалий: · количество фонем в языках мира располагается в интервале от 10 до 81; · количество гласных нижнего подъёма не превышает количества гласных среднего и верхнего подъёма. Грамматические универсалии. Американский учёный Ч. Хоккет указывает, что в каждом человеческом языке существует, по крайней мере, два основных уровня грамматической организации – морфология и синтаксис. Во всех языках мира существительные обозначают предметы, абстрактные понятия, абстрагированные признаки; прилагательные выражают признаки предмета; глаголы – действия и состояния; числительные – число или порядок предметов при счете (Ч. Хоккет, 1970, с. 46). Большинство универсалий на морфологическом уровне было описано Дж. Гринбергом в статье «Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов» (1970). К морфологическим универсалиям относятся такие, как: – корневая морфема не может иметь нулевую форму выражения; – основной оппозицией в грамматической классификации является противопоставление имени и глагола; – в языках мира самой частой из именных категорий является категория числа; – во всех языках мира есть местоимения; – во всех языках местоимения имеют формы 1-го, 2-го и 3-го лица. Синтаксические универсалии опираются на соотнесённость между законами человеческого мышления и законами построения языка. Ведь именно синтаксический уровень обеспечивает коммуникацию, а структура мышления обусловливает структуру языковых явлений синтаксического уровня. Одну из самых общих синтаксических универсалий сформулировал Ч. Хоккет: «в каждом человеческом языке так или иначе различаются тема и рема предложения» (Ч. Хоккет, 1970, с. 47). Некоторые универсалии порядка слов были предложены Дж. Гринбергом, например, «в условных конструкциях условная часть предшествует заключению». Дж. Гринберг выделил 45 грамматических универсалий. В их числе: · в любом языке имеются союзы; · в каждом языке есть сочинительная связь; · во всех языках имеются синтаксические конструкции сравнения (Дж. Гринберг, 1970, с. 121). Сложные проблемы универсалий возникают в области семантики. Некоторые лингвисты выступали против установления каких-либо универсальных семантических закономерностей (А. Мейе, Г. Шухардт и др.). Прямо противоположной точки зрения придерживались А.А. Потебня, М.М. Покровский, Р.А. Будагов. Р.А. Будагов писал: «Можно утверждать, что известные формально-логические закономерности мышления (расширение и сужение значений, различные случаи переноса значений и т.д.) лежат в основе и общих закономерностей лексики любого языка» (Р.А. Будагов, 1974, с. 56). Наиболее полная и обстоятельная классификация семантических универсалий предложена английским языковедом С. Ульманом в работе «Семантические универсалии». По его мнению, очень многие семантические универсалии являются неполными (статистическими), но можно предсказать вероятность их наличия в конкретном языке (С. Ульман, 1970, с. 250). Семантические универсалии бывают диахроническими и синхроническими, ниже будут представлены примеры диахронической универсалии: · В любом языке в процессе его исторического развития отвлеченные и абстрактные значения развиваются из более конкретных. Например, абстрактное существительное му?ка связано с вещественным существительным словом мука?. Праславянск. *mQka родственно литовск. tankyti – «жать, давить, мучить». Ср. из «Моления Даниила Заточника» (ХII в.): «Пшеница бо много мучима чист хл?б являеть, а в печали обр?таеть человек ум свръшен». · обозначения эмоций и эмоциональных состояний восходят к обозначениям физических и физиологических ощущений. Ср. семантическое родство в русском языке горе – горький; грусть – груз, грузный; печаль – печёт; тоска – тошно; стыд – стужа; гнев – огонь и др.) Подробнее
во многих языках обозначения рельефа восходят к обозначениям частей человеческого тела, так называемая метафора антропоморфического типа. Например, горный хребет, устье и рукав реки, подошва и подножие горы, перешеек, Лысая гора, Морское око (озеро в Татрах), губа – «название морских далеко вдающихся в сушу заливов и бухт на севере» – Онежская губа. Антропоморфическая метафора широко распространена и продуктивна. Например, относительно недавно в разных языках слова? со значением «орган дыхания» развили новое значение – «массивы зелёных насаждений; парки, скверы», ср. русское лёгкие гoрода и англ. The lungs of London. Наблюдая подобные антропоморфные метафоры, один итальянский автор ХVIII в. заметил: «Невежественный человек делает себя мерилом Вселенной» (цит. по: С. Ульман, 1970, с. 277). Как замечает Н.Б. Мечковская, для современного человека эти сближения скорее трогательны и человечны – как сказки детства или бабушкины поговорки (Н.Б. Мечковская, 1995, с. 308). · Во всех языках имеет место переносное (метафорическое или метонимическое) употребление значений слов. С. Ульман обнаружил три тенденции метафорического переноса значений: 1) сфера осязания, которая является самым распространённым исходным пунктом метафоры; 2) слуховое восприятие, являющееся самым распространённым конечным пунктом; 3) переходы от менее тонких к более тонким органам чувств, которые наблюдаются гораздо чаще, чем наоборот (С. Ульман, 1970, с. 279). Универсальными являются две тенденции в процессе изменения значения слов: одни слова стремятся расширить своё значение, другие – сузить его. Например, английское слово bird, означавшее раньше «птенец», в современном английском расширило своё значение и стало обозначать «птицу» вообще. В древнерусском языке слово пиво имело значение «напиток» вообще, все то, что пьют, а в современном русском языке за счет сужения значения оно обозначает специализированный вид напитка. Некоторые лингвисты считают, что сужение значения является более типичным процессом в семантике слова, чем расширение. Универсально в человеческом языке табуирование (табу), то есть запрет на употребление слишком грубых, неподобающих слов, вызывающих неприятные чувства (грусть, страх и т.п.). Наиболее разнообразно и частотно табуирование животных. Ср. русское медведь. Другой закономерностью является семантическая диссимиляция, то есть такое явление, в котором одно слово совмещает в себе два иногда прямо противоположных друг другу значения. Так, лат. altus значит не только «высокий», но и «глубокий»; др.-инд. aktu означало не только «свет», но также «ночь». Абсолютной универсалией также является полисемия, то есть явление многозначности слов. Рассмотренные выше универсалии определяются в лингвистических терминах на основе сопоставления одного языка с другим (другими). Универсалии такого типа называются лингвистическими. Кроме того, языковые универсалии можно устанавливать на основании сопоставления системы языка с другими знаковыми системами. Так, семиотические экстралингвистические универсалии описаны американским учёным Ч. Хоккетом, который выделяет их путём сопоставления естественных языков с коммуникативными системами животных. Примеры: O Для любого языка характерно двоякое членение текста, то есть минимальные единицы плана выражения и плана содержания не совпадают (ср. членение на фонемы слова стена: с-т-е-н-а и членение этого же слова на морфемы: стен-а). Эта универсалия является эмпирически доказуемым выражением утверждения об уровневом строении языков. O В каждом языке преобладают знаки, характеризующиеся отсутствием первичной мотивированности. O Язык передается в процессе социализации человека путём обучения и научения, а не по наследству. Подробнее
O Языковые сообщения могут быть с точки зрения логики или здравого смысла ложными или бессмысленными. Чарльз Хоккет назвал эту универсалию человеческого общения уклончивостью. Учёный отмечал: «В мире животных сознательное искажение истины, видимо, крайне редкое явление... Следует отметить также, что без признака, названного здесь «уклончивостью», невозможна формулировка гипотез». O Универсальна возможность мысли и речи о языке с помощью его же лексико-грамматических средств. Это свойство языка, названное Хоккетом рефлективностью, является предпосылкой метаязыковой функции речи (Ч. Хоккет, 1970, с. 58). Для современной лингвистики универсалий является актуальной установка на интерпретацию универсалий. Например, выдвижение к началу высказывания важных по смыслу элементов интерпретируется через бо?льшую звучностъ (и бо?льшую воспринимаемость) начальной позиции высказывания. Подъём интонации в конце общего вопроса объясняется сжатостью голосовых связок говорящего, внутренне не закончившего коммуникацию. Понижение тона в конце повествовательного высказывания связано с релаксацией связок. Выход за пределы внутрисистемной интерпретации влечет за собой новые возможности объяснения действия универсалий, таковы социальные причины, кодификация, появление письменности и пр. Таким образом, интерпретация универсалий облегчает поиск новых универсалий. Подводя итоги характеристике лингвистики универсалий, зададимся вопросом, каково же её место в современной науке о языке? Лингвистика универсалий, как и типология, – это авангард эмпирического знания в науке о языке. Типология и лингвистика универсалий – это две ветви общего языкознания, эмпирически исследующие язык. Благодаря этим отраслям, по-видимому, уже сейчас лингвистика в состоянии понимать языки во всей их сложности, в единстве и разнообразии; видеть в языках универсальный язык человечества и вместе с тем понимать, в чём уникальность каждого из нескольких тысяч языков мира. Проверка через универсалии делает надёжными результаты компаративной лингвистики, лингвистической типологии, ареальной лингвистики и даже более частных разделов науки о языке. Так, существенна проверка через универсалии, например, экспериментальной фонетики: нередко исследователь, проделавший большую работу, объявляет специфически языковым... факт универсальный (!). Типология и лингвистика универсалий позволяют преодолевать ту узость кругозора, о которой писал Б.А. Успенский: «В языкознании отсутствует то, что характерно для большинства эмпирических наук, – фиксированное представление о своём предмете. В самом деле, если в минералогии существуют исчерпывающие коллекции минералов, в ботанике – подробнейшие гербарии, в химии – описание и классификация всех известных химических элементов, то в языкознании до сих пор не имеется каталожного собрания адекватно описанных языков мира. Творческое изумление перед необычностью того или иного языка или того или иного явления в языке, вероятно, свойственно лингвисту не в меньшей мере, чем свойственно биологу удивление перед тем или иным явлением природы: язык с одной гласной фонемой не менее замечателен, чем млекопитающее, откладывающее яйца. Но разница между биологом и лингвистом состоит в том, что лингвист часто не знает, чему удивляться (…), он исходит лишь из своего неизбежно ограниченного лингвистического кругозора, не зная, вообще говоря, настолько ли удивительно удивившее его явление, (…) и именно поэтому многие утверждения в лингвистических описаниях носят тривиальный, избыточный характер» (Б.А. Успенский, 1969, с. 13). В настоящее время актуальны проблемы универсальных черт не только языков, но и человеческих социумов, культур, цивилизаций. Антиномия единства и разнообразия становится одной из главных проблем современного гуманитарного знания. Например, верным ли является положение Р.О. Якобсона о том, что «ни одна человеческая культура не обходится без стихосложения»? (Р.О. Якобсон, 1975, с. 205). Лингвистика, в силу простоты своего объекта (сравнительно с культурой, человеческим сознанием, искусством, литературой), первая решает вечные вопросы гуманитарного знания. Философский смысл этих поисков состоит в том, чтобы на сравнительно простом материале языкового ландшафта Земли найти и испытать эмпирические подходы, которые в будущем помогут видеть и различать в континууме социально-культурной истории человечества все ступени, вехи, переходы, которые соединяют универсальное и общечеловеческое с неповторимым и индивидуальным (Н.Б. Мечковская, 2006, с. 283).
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 14882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |