КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психолингвистических исследований
Основным методом психолингвистики является лингвистический эксперимент, в рамках которого разработаны разные методики: а) ассоциативного эксперимента; б) экспериментального шкалирования; в) вероятностного прогнозирования; г) индексирования текста. Среди психолингвистических экспериментов выделяют ассоциативные, которые могут быть свободными и направленными. При свободных ассоциативных экспериментах испытуемые отвечают, не задумываясь, на слово-стимул первым пришедшим им в голову словом или целым рядом всплывающих в их сознании слов в течение определенного отрезка времени (разработана данная методика уже на первом этапе развития психолингвистики Ч. Осгудом; ее модель: стимул – реакция). На основании свободных ассоциативных экспериментов построен, например, «Словарь ассоциативных норм русского языка» (1977). В 1994 г. вышли два тома « Русского ассоциативного словаря» Ю.Н. Караулова. При свободном ассоциативном эксперименте выявляются разнообразные виды связей между словами – синтагматические и парадигматические, а среди парадигматических – синонимические, антонимические, тематические и пр. А.А. Леонтьев приводит классический пример «парадигматической» ассоциации: мы заставляем испытуемого считать вслух и одновременно требуем у него «свободных ассоциаций» на слова дерево, птица, поэт. Подавляющее большинство русских испытуемых отвечает на эти стимулы словами: яблоня, курица и Пушкин. Интересно, что типичной ассоциацией со словом tree в экспериментах американских психологов тоже оказалось apple. Направленные ассоциативные эксперименты преследуют цель – выявить определённые характеристики слова. Испытуемые отвечают при этом на слово-стимул не первым пришедшим им в голову словом, а словом из предложенного списка, или словом той же части речи, что и слово-стимул, или синонимическим словом и т.п. Задачи метода лингвистического эксперимента и методика его применения зависят от цели исследования и уровневого статуса языковых единиц. Так, слова – основные номинативные единицы – в психолингвистике изучаются с точки зрения того, как они располагаются в нашем языковом сознании, по какому принципу структурируются (относительно друг друга), как в процессе порождения высказывания ведется их поиск и т.п. Это дает возможность психолингвистического исследования слова и его значения с различных точек зрения. К ним относят ассоциативный, параметрический, признаковый, прототипный и ситуационный подходы. Анализ ассоциативных связей слова позволяет обнаружить те глубинные схемы внутренних связей и отношений, которые складываются у человека через речь и мышление. Параметрический подход основан на том, что для каждого носителя языка значение слова не является монолитным: его можно разложить на компоненты, степень выраженности которых поддается количественному измерению. Такой подход позволяет решить ряд проблем современной психосемантики (проблемы соотношения языкового сознания и языковой личности, психологической структуры значения и др.). Признаковый подход направлен на познание того, как пользуются значением слова говорящий и слушающий, какими денотативными признаками (определяющими, характеризующими и т.п.) они манипулируют в процессе речемыслительной деятельности. Прототипный подход позволяет определить типичное сочетание признаков и степень их значимости для отнесения предмета речи к соответствующей категории (Э. Рош, P.M. Фрумкина и др.). Ситуационный подход предполагает раскрытие внутренних механизмов реализации значения того или иного знака. При этом исходят из того, что актуализация значения происходит в процессе речевой деятельности человека через включение значения в более объемную когнитивную структуру: пропозицию, фрейм, схему, сцену, сценарий, событие, ментальную модель и т.п. В области грамматики психолингвистика разъясняет правила смысловой организации речевого высказывания (отношения между словоформами, виды грамматической связи между ними). подробнее
Материалом психолингвистических исследований является речь (высказывания, тексты), «ненормативные» виды речевого общения, детская речь, патология речи (афазии, угнетения одного из полушарий коры головного мозга, хезитации – колебания в речи говорящего и т.п.). Наиболее специфическим предметом изучения в этом ряду следует считать патологию речи, которая исследуется новой дисциплиной – нейролингвистикой (А.Р. Лурия и его школа). Те же аспекты психолингвистики, которые связаны с лингвистическими механизмами познавательной деятельности, в последнее десятилетие становятся предметом исследования когнитивной лингвистики (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 170–172). К более сложным психолингвистическим методикам относятся приёмы, основанные на экспериментах, в которых испытуемые дают оценку предлагаемого им слова по тем или иным параметрам, например, по градуированным антонимическим шкалам типа «хороший – плохой». Полученные усреднённые оценки служат в качестве характеристик рассматриваемых слов. Известна разработанная Ч. Осгудом и применяемая его сотрудниками Дж. Сучи и П. Танненбаумом методика «измерения значений». В 70–80-х гг. ХХ в. А. Вежбицкая разработала «язык примитивов» – универсальный словарь базовых слов, позволяющий описывать и сравнивать не только семантические, но и грамматические явления в разных языках с позиций коммуникативных намерений говорящего и установок воспринимающего индивида. На конкретном языковом материале А. Вежбицкая описала «человека в языке». Продолжил классификацию примитивов на материале русского языка ученик Ю.Н. Караулова Владимир Алексеевич Лукин, он выделяет 37 примитивов (В.А. Лукин, 2005). К особым разновидностям психолингвистического анализа относятся нейролингвистические методики, с помощью которых у испытуемых регистрируются физиологические реакции на те или иные слова (биотоки мозга, расширение кожных сосудов и т.п.). В подобных экспериментах применяются различные медицинские приборы, а результаты экспериментов используются не только для лингвистических целей (вскрытие системности лексики, определение силы семантических связей между словами), но и, например, врачебных – для определения степени психических расстройств человека (М. Мотли, 1985). Подробнее
Таким образом, развившись на основе психологического направления в языкознании, психолингвистика сохранила его интерес к человеку как носителю языка, стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности. В то же время психолингвистика выдвинула качественно новые идеи – более широкий предмет исследования, более глубокое понимание социальной природы языка, разработала приемы собственной экспериментальной методики.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 5451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |