КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Голоссарий. Дескриптивная лингвистика (англ
Дескриптивная лингвистика ( англ. descriptive – описательный) – одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 30–50-х гг. XX в. в русле структурной лингвистики. Дескриптивная лингвистика имеет ряд существенных отличий от европейских школ структурной лингвистики, отражающих специфичные общественно-исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США и т.д. (В.П. Мурат, 1998, с. 130).
Функциональная лингвистика (функционализм) – совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов, 19
Знак языковой – материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительности. В своей совокупности языковой знак образует особого рода знаковую систему – язык (Вяч. Вс. Иванов, 1998, с. 167).
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец): 1) в широком смысле – любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего – совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле – синоним термина «морфологическая парадигма» (система форм одного слова), см. об этом: (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 366).
Парадигматика – это: 1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и /или единицами языка – парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п. Парадигматика противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок; 2) в более широком смысле – то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов – парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 367).
Синтагматика – это: 1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте. Этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике; 2) синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку синтагматика рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте; 3) реже – учение о синтагме, чаще – учение о синтагматических типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали»), см. об этом: (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 447).98, с. 566).
Актуальное членение предложения – членение предложения в контексте на исходную часть сообщения – тему (данное) и на то, что утверждается о ней – рему (новое), см. этом: (В.Е. Шевякова, 1998, с. 22).
Оппозиции языковые (от лат. oppositio – «противопоставление») – лингвистически существенное (выполняющее семиологическую функцию) различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания и наоборот (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов, 1998, с. 348).
Рема (от греч. rhema – «слово, изречение», букв. «сказанное») – компонент актуального членения предложения; то, что утверждается или спрашивается об исходном пункте сообщения – теме – и создаёт предикативность, законченное выражение мысли (В.Е. Шевякова, 1998, с. 410).
Тема (от греч. thеma – «то, что положено (в основу)») – компонент актуального членения предложения, исходный пункт сообщения (предложения); то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении (В.Е. Шевякова, 1998, с. 507).
Позитивизм философский – направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им своё исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в то же время к материализму (Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 348–349).
Сема (от греч. sema – «знак») – минимальная, предельная единица плана содержания. Семы представляют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности (Л.А. Новиков, 1998, с. 438).
Дистрибуция – «распределение» какого-либо элемента языка относительно других элементов (в тексте или в составе высших языковых единиц), т.е. совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке, – в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встретиться не может (Ю.С. Маслов, 1998, с. 53).
Трансформационный метод – метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций), см. об этом: (Ю.Д. Апресян, 1998, с. 519). Вопросы для самоконтроля 1. Кто ввел в научный оборот понятие языковой союз? (Н.С. Трубецкой) 2. Какое из ниже перечисленных направлений не входило в структурализм? · функциональная лингвистика; · трансформационная лингвистика; + · глоссематика; · дескриптивная лингвистика. 3. Выберите верное утверждение. · Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, язык и говорение. + · Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, индивидуальная речь и говорение. · Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: язык, индивидуальная речь и говорение. · Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, мышление и индивидуальная речь. 4. Назовите труд Ф. де Соссюра, в котором излагаются его основные идеи и который считается важнейшим лингвистическим трудом XX в. (Курс общей лингвистики) 5. Основным методом Ф. де Соссюра был: · метод непосредственно составляющих · метод антиномий; + · трансформационный метод; · дистрибутивный метод. 6. Инициаторами образования Пражской лингвистической школы явились: · В. Матезиус, З. Харрис; · Л. Блумфильд, Б. Трнка; · Б. Трнка, З. Харрис; · В. Матезиус, Р.О. Якобсон. + 7. Какое учение Пражской лингвистической школы в области синтаксиса получило наибольшее признание? (Актуальное членение предложения) 8. Основателем глоссематики (Копенгагенской школы структурализма) является: · Л. Блумфильд; · Л. Ельмслев; + · В. Брёндаль; · В. Матезиус. 9. Какое направление составляет философскую основу глоссематики? (логический позитивизм) (позитивизм) (философский позитивизм) 10. Выберите верное утверждение. · Американский структурализм возник как ответ на потребность систематизации языка. · Американский структурализм был основан, чтобы представить основные понятия лингвистики по образцу математики. · Американский структурализм был основан, чтобы найти компромисс в интерпретации основных соссюровских антиномий. · Американский структурализм возник как ответ на потребность исследовать языки американских индейцев. +
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |