Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голоссарий. Дескриптивная лингвистика (англ




Дескриптивная лингвистика ( англ. descriptive – описательный) – одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 30–50-х гг. XX в. в русле структурной лингвистики. Дескриптивная лингвистика имеет ряд существенных отличий от европейских школ структурной лингвистики, отражающих специфичные общественно-исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США и т.д. (В.П. Мурат, 1998, с. 130).

 

Функциональная лингвистика (функционализм) – совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов, 19

 

Знак языковой – материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительности. В своей совокупности языковой знак образует особого рода знаковую систему – язык (Вяч. Вс. Иванов, 1998, с. 167).

 

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец):

1) в широком смысле – любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего – совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями;

2) модель и схема организации такого класса или совокупности;

3) в более узком смысле – синоним термина «морфологическая парадигма» (система форм одного слова), см. об этом: (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 366).

 

Парадигматика – это:

1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и /или единицами языка – парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п. Парадигматика противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок;

2) в более широком смысле – то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов – парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 367).

 

Синтагматика – это:

1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте. Этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике;

2) синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку синтагматика рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте;

3) реже – учение о синтагме, чаще – учение о синтагматических типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали»), см. об этом: (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 447).98, с. 566).

 

Актуальное членение предложения – членение предложения в контексте на исходную часть сообщения – тему (данное) и на то, что утверждается о ней – рему (новое), см. этом: (В.Е. Шевякова, 1998, с. 22).

 

Оппозиции языковые (от лат. oppositio – «противопоставление») – лингвистически существенное (выполняющее семиологическую функцию) различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания и наоборот (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов, 1998, с. 348).

 

Рема (от греч. rhema – «слово, изречение», букв. «сказанное») – компонент актуального членения предложения; то, что утверждается или спрашивается об исходном пункте сообщения – теме – и создаёт предикативность, законченное выражение мысли (В.Е. Шевякова, 1998, с. 410).

 

Тема (от греч. thеma – «то, что положено (в основу)») – компонент актуального членения предложения, исходный пункт сообщения (предложения); то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении (В.Е. Шевякова, 1998, с. 507).

 

Позитивизм философский – направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им своё исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в то же время к материализму (Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 348–349).

 

Сема (от греч. sema – «знак») – минимальная, предельная единица плана содержания. Семы представляют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности (Л.А. Новиков, 1998, с. 438).

 

Дистрибуция – «распределение» какого-либо элемента языка относительно других элементов (в тексте или в составе высших языковых единиц), т.е. совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке, – в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встретиться не может (Ю.С. Маслов, 1998, с. 53).

 

Трансформационный метод – метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций), см. об этом: (Ю.Д. Апресян, 1998, с. 519).

Вопросы для самоконтроля

1. Кто ввел в научный оборот понятие языковой союз?

(Н.С. Трубецкой)

2. Какое из ниже перечисленных направлений не входило в структурализм?

· функциональная лингвистика;

· трансформационная лингвистика; +

· глоссематика;

· дескриптивная лингвистика.

3. Выберите верное утверждение.

· Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, язык и говорение. +

· Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, индивидуальная речь и говорение.

· Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: язык, индивидуальная речь и говорение.

· Ф. де Соссюр строго разграничивает три лингвистических понятия: речевая деятельность, мышление и индивидуальная речь.

4. Назовите труд Ф. де Соссюра, в котором излагаются его основные идеи и который считается важнейшим лингвистическим трудом XX в.

(Курс общей лингвистики)

5. Основным методом Ф. де Соссюра был:

· ме­тод непосредственно составляющих

· метод антиномий; +

· трансформационный метод;

· дистрибутивный метод.

6. Инициаторами образования Пражской лингвистической школы явились:

· В. Матезиус, З. Харрис;

· Л. Блумфильд, Б. Трнка;

· Б. Трнка, З. Харрис;

· В. Матезиус, Р.О. Якобсон. +

7. Какое учение Пражской лингвистической школы в области синтаксиса получило наибольшее признание?

(Актуальное членение предложения)

8. Основателем глоссематики (Копенгагенской школы структурализма) является:

· Л. Блумфильд;

· Л. Ельмслев; +

· В. Брёндаль;

· В. Матезиус.

9. Какое направление составляет философскую основу глоссематики?

(логический позитивизм) (позитивизм) (философский позитивизм)

10. Выберите верное утверждение.

· Американский структурализм возник как ответ на потребность систематизации языка.

· Американский структурализм был основан, чтобы представить основные понятия лингвистики по образцу математики.

· Американский структурализм был основан, чтобы найти компромисс в интерпретации основных соссюровских антиномий.

· Американский структурализм возник как ответ на потребность исследовать языки американских индейцев. +

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.