КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о лингвистическом методе
ПЛАН ТЕМЫ Тема 20 Методологические проблемы современного языкознания · Понятие о лингвистическом методе. · Философский компонент методологий лингвистического поиска. · Методы лингвистической компаративистики. · Структуральные методы. · Лингвостатистический метод.
Любая область человеческого познания, претендующая на звание науки, должна обладать, наряду с объектом, предметом изучения и метаязыком (метаязык – это язык, посредством которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка, в частном случае – это набор специальных лингвистических терминов), определенными исследовательскими методами. Подлинная наука возникает только тогда, когда формируются и систематически используются особые научные методы – методы эмпирического и теоретического исследования изучаемого объекта (В.М. Мостепаненко, 1972, с. 19). С помощью научных методов добываются знания, которые можно проверить, сохранить и передать. От правильно выбранного метода зависит судьба научного открытия, а потому «не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным». Исследование истины само должно быть истинно. Требование научности предполагает чётко осознанную методологию: 1) используемые исследовательские приемы должны быть выделены именно как приемы, методы; 2) неизвестное не объясняется через непонятное; 3) четко определяется понятие результата; 4) при условии применения тех же методов и приемов, результат должен быть принципиально воспроизводим (Р.М. Фрумкина, 1999, с. 30). Методы в науках складывались первоначально стихийно и не всегда осознавались. Ученого интересовали, прежде всего, итоги исследования, а не приемы и методики, при помощи которых они и достигались. Сами методы – результат великих научных открытий. Оформившийся в практике прошлой исследовательской работы метод затем используется в работе предстоящей. Известный ученый Дж. Бернал не без иронии заметил: «Изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки. Ученые сначала находят что-то, а затем уже – как правило, безрезультатно – размышляют о способах, которыми это было открыто». Аналогично думал и художник П. Пикассо: «Сначала я нахожу, потом я ищу» (цит. по: А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 422). В ХХ в. наука проникает во все сферы производства, быта и даже искусства, наука сама становится объектом и предметом исследования, складывается науковедение – наука о науке; методам исследования начали придавать большое значение. Внимание к ним усилилось, когда перед наукой встали актуальные практические задачи: · упрощение и формализация процедуры научного анализа; · разработка более экономных и эффективных схем поиска информации и ее интерпретации; · перенос методов одних наук в другие, смежные науки в связи с возникновением новых отраслей знания; · подготовка научных кадров и связанная с этим необходимость ускоренного овладения методами научного поиска (В.И. Кодухов, 1967, с. 127). «... Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» (И.П. Павлов, 1952, с. 21). Конечно, метод не может заменить творческую силу ума, но он дисциплинирует мышление, повышает его культуру, даёт возможность экономить силы и время и идти к научной цели кратчайшим путём. Метод напрямую связан с теорией, так как теория – основа для выработки метода, а метод обогащает и развивает теорию. Термин метод употребляется в широком (философском) и в узком (специальном) смысле слова. В философском смысле метод – это путь познания и истолкования явления действительности, способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Философский метод задаёт общее направление исследований, принципы подхода к объекту изучения, он – отправная точка при мировоззренческой оценке полученных результатов. В узком смысле метод представляет собой определённый подход к изучаемому явлению, систему положений, научных и чисто технических приёмов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определённой точки зрения. Известный врач и учёный Г. Селье так определяет метод: «Под научным методом мы понимаем ряд таких процедур, которые используются в процессе приобретения знаний и которые основываются на следующем: 1) распознавании и чётком формулировании проблемы; 2) сборе данных посредством наблюдения и, насколько это возможно, эксперимента; 3) формулировании понятия посредством логических рассуждений; 4) проверке этих гипотез» (Г. Селье, 1987, с. 47). Разграничивают методы: а) оперирующие с имеющимся научным знанием; б) служащие для получения нового знания. Философский метод отличается от научно-исследовательского метода той или иной науки своей широтой: он является достоянием всех наук, изучающих природу, общество и человека, поскольку позволяет обнаружить наиболее общие, глубинные закономерности мира. Органическая связь конкретных наук с философией реализуется в методологии научного познания, которая представляет собой конкретизацию и приложение теории познания к тому специфическому виду познания, который сложился в науке. Известно и более узкое понимание термина методология как теории научно-познавательной деятельности, направленной на изучение и разработку методов научного познания: «Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, что дает возможность эффективнее овладеть всеми имеющимися знаниями, и, в-третьих, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших исследований во всех областях знаний» (В.М. Мостепаненко, 1972, с. 24). Лингвистическая методология – в её более конкретном понимании – представляет собой совокупность исходных принципов, которыми руководствуется лингвист на различных этапах исследования, начиная с определения его целей и заканчивая формулированием выводов и обобщений (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 318). В науковедении говорят о подходах – основных путях решения исследовательских задач. Подходы определяют стратегию решений. Известны системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы. Конкретное содержание метода выражают принципы, присущие соответствующему подходу. Под научным принципом понимают основополагающее начало решения научной проблемы, способ организации знания, обеспечивающий органическую связь различных элементов знания в рамках целостной теоретической системы. Они носят нормативно-регулятивный характер, т.е. исследователь должен неукоснительно им следовать, в противном случае, научное исследование перестает быть таковым. Научными принципами языкознания считают: v знаковость языка; v асимметрию языкового знака; v системно-структурную организацию языка; v изоморфность разных ярусов и единиц языковой системы; v социальную обусловленность языка; v его динамический характер. Определяющим научным принципом филологии считается принцип историзма. «Исторический подход во всех его видах – от истории текста, истории жизни, истории литературы и общей истории до истории самого вопроса – это нерв нашей науки, корни её доказательности...» (Д.С. Лихачёв, 1981, с. 214). Эти слова в полной мере справедливы и по отношению к изучению языка. Аксиомой современной науки является тезис об ограниченности любого метода. Познаваемые объекты настолько разнообразны, многоаспектны и связаны между собой такими многообразными отношениями и связями, что полностью постичь их природу, функцию и генезис при помощи одного – пусть самого эффективного – метода невозможно (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 427). При определении метода наиболее продуктивным является рассмотрение его как системы с определенной структурой. Метод как система состоит из: а) теории метода; б) совокупности научно-исследовательских приемов, содержание которых определяется лингвистическими основами метода; в) комплекса технических приемов и процедур. Характеристика метода должна предваряться уточнением исходных понятий. Такими понятиями А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов предлагают считать: 1) понятие базы; 2) понятие специализации; 3) понятие аспекта; 4) понятие методики. Базой метода может быть один язык или совокупность языков. Совокупности могут различаться по количеству включаемых языков и по характеру их включения, поэтому выделяются три типа совокупностей: а) родственные языки; б) ареальные (или сродственные) языки; в) все языки мира. При выделении одного языка в качестве базы того или иного метода возникают определенные трудности, связанные с тем, что в понятие язык включены диалекты, а разграничение языков и диалектов до сих пор не имеет строгих научных критериев. Учет базы данного метода в языкознании необходим, так как ею подчас определяется весь метод в целом. Традиционно разграничиваемые сравнительно-исторический и сопоставительный (типологический) методы отличаются друг от друга своей базой. Привлечение в качестве объекта исследования одного или нескольких языков определено целью такого исследования. Изучение одного языка акцентирует внимание на особенностях его структуры, сравнение языков дает и знание об универсальном, общем в этих языках. Поскольку языковая система в целом очень сложна, то усилия исследователей чаще всего сосредоточены на одном каком-либо ярусе языка – фонемном, морфемном и т.д. Это ученые называют специализацией. Необходимо выделить аспекты метода, под которыми понимаются исследуемые стороны языка, его структурные особенности или функциональные свойства. Аспекты метода обнаруживают парный характер: 1) внутриструктурный / внешнеобусловленный; 2) количественный / качественный; 3) пространственный / непространственный (точечный); 4) синхронный / диахронный; 5) функциональный / генерализованный (нефункциональный); 6) нормативный / некодифицированный; 7) универсальный / идиоэтнический (специфичный для данного языка) и т.д. Аспект как важная составная часть метода очень часто подменяет сам метод, поэтому говорят о количественных методах, о методе лингвогеографическом (пространственный аспект) и т.д. Необходимой частью любого метода является методика, которая представляет собой включение приема в процедуру исследования. Важнейшими являются методики наблюдения, вычленения лингвистической единицы, обобщения единиц в классы, компонентного анализа, классификации, сравнения (сопоставления фактов одного порядка), корреляции (сопоставление фактов разного порядка), моделирования, эксперимента, картографирования, реконструкции и др. Итак, метод является сложной совокупностью цели, базы, специализации, аспекта и методик. О том, что метод включен в методологию и тем самым связан с философским и общенаучными принципами, сказано выше. Реализация метода немыслима без использования технических приемов: изучение литературы, накопление картотек, составление диаграмм, таблиц, беседа с информантами и т.п. (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 429–431).
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |