Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о лингвистическом методе




ПЛАН ТЕМЫ

Тема 20 Методологические проблемы современного языкознания

· Понятие о лингвистическом методе.

· Философский компонент методологий лингвистического поиска.

· Методы лингвистической компаративистики.

· Структуральные методы.

· Лингвостатистический метод.

 

Любая область человеческого познания, претендующая на звание науки, должна обладать, наряду с объектом, пред­метом изучения и метаязыком (метаязык – это язык, по­средством которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка, в частном случае – это набор специ­альных лингвистических терминов), определенными исследовательскими методами. Подлинная наука возникает толь­ко тогда, когда формируются и систематически используют­ся особые научные методы – методы эмпирического и тео­ретического исследования изучаемого объекта (В.М. Мостепа­ненко, 1972, с. 19).

С помощью научных методов добываются знания, кото­рые можно проверить, сохранить и передать. От правильно выбранного метода зависит судьба научного открытия, а по­тому «не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным». Исследование истины само дол­жно быть истинно. Требование научности предполагает чётко осоз­нанную методологию:

1) используемые исследовательс­кие приемы должны быть выделены именно как приемы, ме­тоды;

2) неизвестное не объясняется через непонятное;

3) чет­ко определяется понятие результата;

4) при условии приме­нения тех же методов и приемов, результат должен быть принципиально воспроизводим (Р.М. Фрумкина, 1999, с. 30).

Методы в науках складывались первоначально стихийно и не всегда осознавались. Ученого интересовали, прежде все­го, итоги исследования, а не приемы и методики, при помощи которых они и достигались. Сами методы – результат вели­ких научных открытий. Оформившийся в практике прошлой исследовательской работы метод затем используется в рабо­те предстоящей. Известный ученый Дж. Бернал не без иро­нии заметил: «Изучение научного метода идет гораздо мед­леннее, чем развитие самой науки. Ученые сначала находят что-то, а затем уже – как правило, безрезультатно – размыш­ляют о способах, которыми это было открыто». Аналогично думал и художник П. Пикассо: «Сначала я нахожу, потом я ищу» (цит. по: А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 422).

В ХХ в. наука прони­кает во все сферы производства, быта и даже искусства, наука сама становится объектом и предметом исследова­ния, складывается науковедение – наука о науке; методам исследования начали придавать большое значение. Внимание к ним усилилось, когда перед наукой встали актуальные прак­тические задачи:

· упрощение и формализация процедуры научного анали­за;

· разработка более экономных и эффективных схем поис­ка информации и ее интерпретации;

· перенос методов одних наук в другие, смежные науки в связи с возникновением новых отраслей знания;

· подготовка научных кадров и связанная с этим необходи­мость ускоренного овладения методами научного поиска (В.И. Кодухов, 1967, с. 127).

«... Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та­лантливый человек может сделать много. А при плохом мето­де и гениальный человек будет работать впустую и не полу­чит ценных, точных данных» (И.П. Павлов, 1952, с. 21).

Конечно, метод не может заменить творческую силу ума, но он дисциплинирует мышление, повышает его культуру, даёт возможность экономить силы и время и идти к научной цели кратчайшим путём. Метод напрямую связан с теорией, так как теория – основа для выработки метода, а метод обогащает и развивает теорию.

Термин метод употребляется в широком (философском) и в узком (специальном) смысле слова. В философском смысле методэто путь познания и истолкования явления действительности, способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Философский метод задаёт общее направление исследований, принципы подхода к объекту изучения, он – отправная точка при мировоззренческой оценке полученных результатов.

В узком смысле метод представляет собой определённый подход к изучаемому явлению, систему положений, научных и чисто технических приёмов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определённой точки зрения. Известный врач и учёный Г. Селье так определяет метод: «Под научным методом мы понимаем ряд таких процедур, которые используются в процессе приобретения знаний и которые основываются на следующем:

1) распознавании и чётком формулировании проблемы;

2) сборе данных посредством наблюдения и, насколько это возможно, эксперимента;

3) формулировании понятия посредством логических рассуждений;

4) проверке этих гипотез» (Г. Селье, 1987, с. 47).

Разграничивают методы:

а) оперирующие с имеющимся научным знанием;

б) служащие для получения нового знания.

Философский метод отличается от научно-исследовательского метода той или иной науки своей широтой: он является достоянием всех наук, изучающих природу, общество и человека, поскольку позволяет обнаружить наиболее общие, глубинные закономерности мира.

Органическая связь конкретных наук с философией реализуется в методологии научного познания, которая представляет собой конкретизацию и приложение теории познания к тому специфическому виду познания, который сложился в науке. Известно и более узкое понимание термина методо­логия как теории научно-познавательной деятельности, на­правленной на изучение и разработку методов научного позна­ния: «Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философс­кую основу научного познания, во-вторых, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, что дает возможность эффективнее овладеть всеми имеющимися зна­ниями, и, в-третьих, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших исследований во всех областях знаний» (В.М. Мостепаненко, 1972, с. 24).

Лингвистическая методология – в её более конкретном понимании – представляет собой совокупность исходных принципов, которыми руководствуется лингвист на различных этапах исследования, начиная с определения его целей и заканчивая формулированием выводов и обобщений (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 318).

В науковедении говорят о подходах основных путях решения исследовательских задач. Подходы определяют стра­тегию решений. Известны системный, структурный, функ­циональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.

Конкретное содержание метода выражают принципы, присущие соответствующему подходу. Под научным принци­пом понимают основополагающее начало решения научной проблемы, способ организации знания, обеспечивающий органическую связь различных элементов знания в рамках целостной теоретической системы. Они носят нормативно-регулятивный характер, т.е. исследователь должен неукосни­тельно им следовать, в противном случае, научное исследова­ние перестает быть таковым.

Научными принципами языкознания считают:

v знаковость языка;

v асимметрию языкового знака;

v системно-структурную организацию языка;

v изоморфность разных ярусов и единиц языковой системы;

v социальную обусловленность языка;

v его динамический характер.

Определяющим научным принци­пом филологии считается принцип историзма. «Историчес­кий подход во всех его видах – от истории текста, истории жизни, истории литературы и общей истории до истории са­мого вопроса – это нерв нашей науки, корни её доказательности...» (Д.С. Лихачёв, 1981, с. 214). Эти слова в полной мере справедливы и по отношению к изучению языка.

Аксиомой современной науки является тезис об ограниченности любого метода. Познаваемые объекты настолько разнообразны, многоаспектны и связаны между собой такими многообразными отношениями и связями, что полностью постичь их природу, функцию и генезис при помощи одного – пусть самого эффективного – метода невозможно (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 427).

При определении метода наиболее продуктивным являет­ся рассмотрение его как системы с определенной структурой. Метод как система состоит из:

а) теории метода;

б) совокуп­ности научно-исследовательских приемов, содержание кото­рых определяется лингвистическими основами метода;

в) ком­плекса технических приемов и процедур.

Характеристика метода должна предваряться уточнением исходных понятий. Такими понятиями А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов предлагают считать: 1) понятие базы; 2) понятие специализации; 3) понятие аспекта; 4) понятие методики.

Базой метода может быть один язык или совокупность языков. Совокупности могут различаться по количеству включаемых языков и по харак­теру их включения, поэтому выделя­ются три типа совокупностей:

а) родственные языки;

б) ареальные (или сродственные) языки;

в) все языки мира.

При выделении одного языка в качестве базы того или иного ме­тода возникают определенные трудности, связанные с тем, что в понятие язык включены диалекты, а разграничение язы­ков и диалектов до сих пор не имеет строгих научных критериев. Учет базы данного метода в языкознании необходим, так как ею подчас определяется весь метод в целом. Традици­онно разграничиваемые сравнительно-исторический и сопо­ставительный (типологический) методы отличаются друг от друга своей базой. Привлечение в качестве объекта исследо­вания одного или нескольких языков определено целью та­кого исследования. Изучение одного языка акцентирует вни­мание на особенностях его структуры, сравнение языков дает и знание об универсальном, общем в этих языках.

Поскольку языковая система в целом очень сложна, то усилия исследователей чаще всего сосредоточены на одном каком-либо ярусе языка – фонемном, морфемном и т.д. Это ученые называют специализацией.

Необходимо выделить аспекты метода, под которыми понимаются исследуемые стороны языка, его структурные особенности или функцио­нальные свойства. Аспекты мето­да обнаруживают парный характер:

1) внутриструктурный / внешнеобусловленный;

2) количественный / качественный;

3) пространственный / непространственный (точечный);

4) синхронный / диахронный;

5) функциональный / генерализо­ванный (нефункциональный);

6) нормативный / некодифицированный;

7) универсальный / идиоэтнический (специфичный для данного языка) и т.д.

Аспект как важная составная часть метода очень часто подменяет сам метод, поэтому говорят о количественных методах, о методе лингвогеографическом (пространственный аспект) и т.д.

Необходимой частью любого метода является методика, которая представляет собой включение приема в процедуру исследования. Важнейшими являют­ся методики наблюдения, вычленения лингвистической еди­ницы, обобщения единиц в классы, компонентного анализа, классификации, сравнения (сопоставления фактов одного порядка), корреляции (сопоставление фактов разного поряд­ка), моделирования, эксперимента, картографирования, ре­конструкции и др.

Итак, метод является сложной совокупностью цели, базы, специализации, аспекта и методик. О том, что метод включен в методологию и тем самым связан с философским и общена­учными принципами, сказано выше. Реализация метода не­мыслима без использования технических приемов: изучение литературы, накопление картотек, составление диаграмм, таблиц, беседа с информантами и т.п. (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 429–431).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.