Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРИЗНАКИ ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ




1. Язык есть универсальная знаковая система. Это значит, что язык универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам, то есть любой знак любой знаковой системы может быть выражен в языке (например, знаки морского кода, математические формулы и т.д.), изложен с помощью средств языка и объяснен. Языковая система способна охватить не только реальный мир, но и переживания человека, явления природы и т.п.

2. В языке все необычно – и обозначающее, и обозначаемое. Обозначающее – это звуки, они ничего не весят, их нельзя забыть где-то, они могут воспроизводиться в любой момент. Ни одна другая система не имеет таких знаков! Обозначаемое – предметы, понятия – передаются с помощью слов, (их в языке несколько сотен тысяч) и предложений, которых в языке бессчетное количество. Языковые знаки представляют собой сложное явление – с одной стороны, знак обозначает всевозможные понятия, а с другой – он содержит в себе сведения грамматические, говорящие о том, как этот знак должен быть употреблен.

3. Языковая система, словно многоэтажное здание, включает в себя уровни – фонетический, морфемный, лексический, словообразовательный, словосочетаний, предложений, текста. Каждый из них занимает определенное место в системе.

4. Языковые знаки в системе языка различаются по их функциям, языковому назначению. Звук – это единица восприятия; морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия; слово– единица наименования (названия); словосочетание– грамматически организованная единица языка, в которой проявляются грамматические закономерности; предложение – единица для выражения мысли; текст – самая крупная единица языка. Каждая вышестоящая единица языка может включать в себя несколько нижестоящих (но не наоборот).

5. Строго определенные классы единиц языка могут сочетаться друг с другом – в этом проявляются синтагматические отношения языковых единиц. Синтагматические отношения устанавливаются на всех уровнях языка: существуют законы сочетания знаков, морфем и т.д. – до предложений. Многообразие языковых синтагм неисчерпаемо.

6. Языковые знаки имеют парадигматические отношения, парадигма – набор, совокупность грамматических форм одного слова (ср.: дом – дома – дому… – падежные формы имени существительного; иду – идешь – идет… – формы лица глагола и т.д.).

7. Языковая система – это сбалансированная совокупность синтагм и парадигм языковых знаков.

8. Отношения между единицами языка меняются (одни единицы в истории языка могут исчезать, другие – появляться) – понять каждую можно лишь в том случае, если рассматривать эту единицу языка только в соотношении, в сравнении с другими единицами языка, которые одновременно с ней сосуществуют в языке и входят в одну систему языка. Поэтому сформировались два подхода к изучению языковых единиц – синхрон­ный и диахронический. Синхрония – это изучение отношений, которые существуют между языковыми единицами всех уровней в любую выбранную исследователем эпоху. Диахрония – это изучение языковых единиц и их истории в смене разных периодов и эпох. Разграничение синхронии и диахронии необходимо для того, чтобы понять, как устроен язык.



9. Язык одновременно и прост (дети к трем годам уже способны овладеть языком), и необыкновенно сложен в своей неисчерпаемости (никто, очевидно, не может сказать, что овладел языком полностью).

Язык, таким образом, – не одна из многих знаковых систем человечества, а единственная специально для общения создан­ная система. Ее знаки предназначены и для общения (сообще­ния), и для формированияи выражения мысли.

 





Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.73.123
Генерация страницы за: 0.006 сек.