КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История проблемы знаковости языка. Семиотика
ПЛАН ТЕМЫ Тема 19 Знаковая природа языка
· История проблемы знаковости языка. Семиотика. · Типология знаков. · Язык животных. · Язык как знаковая система
Чем является слово по отношению к предмету? Этот вопрос был поставлен ещё древними греками. В научных спорах о сущности вещей древние эллины опирались (неявно) на понятие знака. В диалоге «Критон» Платон излагает идеалистическую и материалистическую точки зрения на этот вопрос (Платон, 1990, с. 307–325). Идеалисты считали, что у всего существующего есть правильное имя, врожденное от природы, тогда как материалисты полагали, что имя дается людьми по установлению и произвольно, а потому не может быть предопределено природой вещи. Эти суждения нашли своё продолжение в средневековых теориях номинации и реализма. Философ-идеалист богослов Фома Аквинский, представлявший позиции реализма, утверждал, что слова имеют собственное бытие, существуют как реальные вещи, независимо от человека, они будто бы даны человеку свыше. Иоанн Росцеллин и другие представители номинализма полагали, что слова – это только имена вещей, что слова не имеют самостоятельного предметного содержания, они существуют только как колебания воздуха. В философии ХVII–ХVIII вв. возникло суждение о том, что слово является знаком предмета. Именно в эти века многие философы: Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Ж.А.Н. Кондорсэ?, И.Г. Гердер и др. – заложили основы знаковой теории языка. Основные положения её таковы: 1) связь между знаком и обозначаемым носит условный характер; 2) язык выделяется среди других типов знаков как особый тип; 3) языковые знаки имеют коммуникативную функцию. Проблема знаков рассматривалась в рамках философии вплоть до Г.В.Ф. Гегеля, под влиянием которого формировались взгляды В. фон Гумбольдта. В. Гумбольдт первым из языковедов пришел к выводу, что слово – это знак понятия. Лингвисты, приняв этот тезис, тем не менее, не сразу обратились к его разработке. На протяжении ХIХ в. общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт, Г. Гельмгольц), физиологии мозга (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев). Оригинальный подход к этой проблеме содержится в учении А.А. Потебни о значении слова. Согласно этому учению, слово непосредственно связано с понятием. В основе этой связи лежит знак, то есть некоторый признак предмета, избираемый для указания на предмет и закрепляемый в слове: например, светлица – «лучшая комната в доме» – названа так по признаку «свет», а этот признак («знак», по А.А. Потебне) закреплен словом, образованным от соответствующего корня. Ф.Ф. Фортунатов также считал, что язык обладает «знаковой формой, служащей для выражения наших мыслей и представлений». Российский и польский языковед конца ХIХ – начала ХХ вв. В.К. Поржезинский в лекциях по «Введению в языкознание» утверждал: «Язык – совокупность таких знаков наших мыслей и чувств, которые доступны нашему восприятию и которые мы можем обнаружить и воспроизводить по нашей воле». К нему присоединяется В.А. Богородицкий: «Слова нашей речи являются символами, или знаками, для выражения понятий и мыслей». Понимание языка как системы знаков получило обоснование в начале ХХ в. в работе Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». Языковой знак, по Ф. де Соссюру, имеет две стороны: обозначающее (акустический образ) и обозначаемое (значение слова). Знак находится в мозгу, в сознании человека. Знак вполне произволен по отношению к обозначаемой идее. По Ф. де Соссюру, языковой знак есть двусторонняя психическая сущность, которую он представляет следующим образом:
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |