КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система регулирования и защиты турбины K-500-60/l500
Схема регулирования турбины К-500-60/1500 изображена на рис. 7. Для турбины К-500-60/1500 не удалось повторить традиционную компоновку насосной группы в опоре переднею подшипника. Это было обусловлено двумя противоречивыми требованиями к главному насосу: с одной стороны, частота вращения снижена до 1500 об/мин, с другой—давление масла на выходе насоса повышено до 2,1 МПа, что в свою очередь вызвано увеличением размеров клапанов высокого давления и усилий на них. Было принято решение обеспечить снабжение турбины маслом с помощью отдельно стоящих насосов с электродвигателями, работающими на переменном токе от сети собственных нужд электростанции. Надежность маслоснабжения обеспечивается установкой трех параллельно включенных насосов, из которых два постоянно находятся в работе, а третий—в резерве. Расход масла на систему регулирования обеспечивается полной производительностью одного насоса, поэтому выход из строя одного из работающих насосов не вызовет нарушений в работе турбины. Третий насос автоматически включается при падении давления в напорной линии ниже допустимого уровня. Все насосы выполнены вертикальными и установлены на масляном баке, общем для систем регулирования и смазки подшипников. К напорной линии насосов подключены мембранные азотно-масляные аккумуляторы, предотвращающие падение давления масла ниже допустимого уровня (при котором закроются стопорные клапаны) при переключении насосов, при кратковременном (до 6 с) отключении сети собственных нужд электростанции, от которой питаются электродвигатели насосов, а также при динамических возмущениях в системе регулирования, вызывающих повышенный расход масла на перемещение сервомоторов регулирующих клапанов (сброс и набор нагрузки, синхронные качания генератора и т. д.). Гидравлическая часть регулятора скорости выполнена такой же, как и для турбины К-500-65/3000. В электрической части регулятора произведены существенные изменения—электродвигатель переменного тока с редуктором заменен на специализированный электрический механизм МЭО 1,6/40, приспособленный к прерывистому режиму работы и многократному реверсированию. Механизм имеет электромагнитный тормоз и электрическую обратную связь по положению, что делает его весьма удобным для автоматизации турбины в пусковых и эксплуатационных режимах. В связи с низким значением вакуума в конденсаторе ( рк=6 кПа) турбина К-500-60/1500 имеет всего один двухпоточный цилиндр низкого давления и соответственно относительно «легкий» ротор. Вследствие этого время разгона ротора составляет 11,5 с, что очень мало для турбин этого класса. Приведем некоторые цифры, характеризующие разгонные характеристики турбины К-500-60/1500 при различных вариантах работы системы регулирования и защиты (рис. 7). При нормальной работе регулирования повышение частоты вращения при сбросе полной нагрузки составляет 9% номинальной частоты вращения, что вполне удовлетворительно обеспечивает удержание турбины на холостом ходу, не допуская срабатывания автоматов безопасности, настроенных, как обычно, на повышение частоты вращения 11—12%. В случае незакрытия по любой причине клапанов промежуточного перегрева (или одного из них) повышение частоты вращения составит 22%. В случае отказа регулятора скорости или отсечного золотника, в результате чего не закроется один или оба регулирующих клапана, а клапаны промежуточного перегрева закроются только после срабатывания автомата безопасности, повышение частоты вращения составит 18%. Наконец, при двух одновременных отказах, когда не работает система регулирования и не закрываются клапаны промежуточного перегрева, а закрываются только стопорные клапаны высокого давления после срабатывания автомата безопасности, повышение частоты вращения турбины составит 30%. Угонная частота вращения ротора, допустимая для турбины и генератора по условиям прочности вращающихся деталей, составляет 123% номинальной. Таким образом, опасный рост частоты вращения может произойти только при совпадении двух независимых аварий в системе регулирования и защиты. Вероятность такою события весьма мала и по установившейся в турбостроении традиции, как правило, не рассматривается. Однако для турбины К-500-60/1500 эта традиция должна быть нарушена, поскольку клапаны промежуточного перегрева с паровым приводом, не прошедшие длительной эксплуатационной проверки, не имеют той высокой степени надежности, при которой вероятность двух одновременных отказов невелика. При сравнительно малых размерах клапанов, характерных для турбин обычной энергетики, естественным выходом из положения была бы последовательная установка дополнительных стопорных клапанов на каждом паропроводе промежуточного перегрева. Но в данном случае при массе каждого клапана свыше 35 т и высоте более 6 м наличие еще двух таких клапанов непозволительно усложняет компоновку, увеличивает металлоемкость и трудоемкость изготовления турбины и существенно ухудшает технико-экономические показатели. В связи с этим принято решение применить в качестве третьей линии защиты от разгона систему экстренного срыва вакуума. Исполнительными органами этой системы служат четыре атмосферных клапана, устанавливаемых на переходных патрубках от турбины к конденсатору. Открытие этих клапанов по сигналам соответствующих командных органов обеспечивает рост давления на выхлопе турбины до 0,05 МПа примерно за 3 с, что позволяет затормозить ротор и предотвратить разрушение турбины даже при одновременном отказе регулирующих клапанов высокого давления и клапанов промежуточного перегрева. Рис. 7. Схема регулирования турбины К-500-60/1500. а – основной контур регулирования и защиты; 1 - расхаживающее устройство; 2 — сервомотор стопорного клапана; 3- стопорно-регулирующий клапан; 4 — главный сервомотор с отсечным золотником; 5-переключающий золотник; 6-ЭГП рабочий; 7-ЭГП форсировочный; 8- газомасляный аккумулятор; 9 – маслонапорная установка ЭГП; 10- масляный насос системы регулирования; 11- блок золотников автомата безопасности; 12- реле давления смазки; 13 - защитное устройство; 14 –регулятор скорости; 15-отсечный клапан промперегрева; 16 - мембранный выключатель; 17 — импульсный клапан. Рис. 7. Схема регулирования турбины К-500-60/1500. б—система срыва вакуума: 1- дифференциатор; 2-блок золотников автомата безопасности; 3-атмосферный клапан; 4-сервомотор; 5 - клапан; 6 - электромагнит; 7 — промежуточное реле.
Рис. 8. Графики разгона турбины К-500-60/1500 при сбросе полной нагрузки 1 — при нормальной работе регулирования, 2 — при отказе регулирующих клапанов ВД, 3—при отказе отсечных клапанов СД, 4 — при совместном отказе регулирующих клапанов ВД и отсечных клапанов СД. Совместно с описанной системой регулирования в турбине К-500-60/1500 применена электрогидравлическая система регулирования (ЭГСР). Присущая электрическим схемам легкость коммутации и преобразования сигналов позволяет создавать с помощью ЭГСР многоконтурные системы с обеспечением совместного или раздельного регулирования частоты, мощности, давления пара перед турбиной и т. д. Практическое отсутствие нечувствительности и запаздывания в управляющих цепях облегчает выполнение требований, предъявляемых к системам регулирования Международной энергетической комиссией. В соответствии с этими требованиями общая нечувствительность системы регулирования скорости не должна превышать 0,06% номинальной частоты вращения, в то время как лучшие гидравлические системы дают нечувствительность порядка 0,12—0,15%. Одной из важных проблем создания ЭГСР является разработка электрогидравлического преобразователя (ЭГП), переводящего электрические сигналы в гидравлические. Схема ЭГСР для турбины К-500-60/1500 показана на рис. 9. Поскольку в работе ЭГСР, как и во всякой новой системе, вероятность различных нарушений и неисправностей заведомо больше, чем в отработанных традиционных системах, для турбины К-500-60/1500 оставлена в качестве резерва гидравлическая система регулирования скорости. Переход с ЭГСР на гидравлическую систему производится с помощью переключающего золотника с электромагнитом, который может срабатывать либо по команде оператора, либо автоматически при появлении нарушений в электрических цепях ЭГСР. Для обеспечения автоматического перехода на резервную гидравлическую систему без больших бросков нагрузки предусмотрено специальное устройство, которое сравнивает командные сигналы по давлению в управляющей линии ЭГСР и линии первого усиления ГСР. Путем подачи электрических импульсов на синхронизатор гидравлического регулятора скорости это устройство устанавливает его сигнал в положение постоянного небольшого (до 5% по нагрузке) отставания от сигнала ЭГСР. Обратный переход с ГСР на ЭГСР производится только по команде оператора после уравнивания управляющих сигналов обеих систем. Организация схемы защиты турбины усовершенствована за счет применения многоточечных мембранных защитных устройств, управляющих закрытием всех парозапорных органов ВД и СД. Два таких защитных устройства, включенных параллельно и дублирующих друг друга, воспринимают импульсы от всех командных устройств системы защиты—автоматов безопасности, реле давления смазки, реле осевого сдвига и т. д., а также сигналы оператора. Гидравлические сигналы на защитные устройства передаются по управляющей линии защиты, электрические—через электромагниты, установленные на этих устройствах. Вся схема защиты действует одинаково при работе на ЭГСР или ГСР и полностью независима от этих систем. Контур регулирования скорости при работе ГСР построен по принципу постоянного давления в линиях первого усиления, управляющих отсечными золотниками сервомоторов ВД. Управление клапанами промежуточного перегрева построено аналогично турбине К-500-65/3000. Каждый клапан управляется своим паромасляным импульсным клапаном, находящимся под воздействием линии управления, подсоединенной к специальной бочке на отсечном золотнике клапана ВД. При среднем положении отсечного золотника эта бочка перекрывает слив масла из линии управления импульсного клапана, что обеспечивает закрытие последнего и как следствие полное открытие клапана промежуточного перегрева во всем диапазоне нормальной работы регулирующих клапанов ВД. Закрытие клапанов промежуточного перегрева под воздействием системы регулирования происходит при резких возмущениях (сброс нагрузки и т. д.), когда отсечный золотник уходит на 6 мм вверх от своего среднего положения. Система защиты управляет клапанами промежуточного перегрева с помощью специальных мембранных выключателей, подключенных к защитным устройствами и к линии управления импульсного клапана (параллельно с отсечным золотником). Срабатывание мембранного выключателя вызывает резкое падение давления масла в линии управления импульсного клапана и быстрое закрытие клапана промежуточного перегрева. Поскольку на турбине К-500-60/1500 отсутствует гравитационная система смазки, которая обеспечивает автоматическое закрытие стопорных клапанов при падении давления в системе смазки (вследствие срыва главного насоса), то для защиты турбоагрегата предусмотрено гидравлическое реле давления смазки. Воздействуя на гидравлическую линию управления защитными устройствами, реле вызывает закрытие всех парораспределительных органов турбины при снижении давления в системе смазки ниже допустимого уровня. Рис. 9. Упрощенная блок-схема ЭГСР турбины К-500-60/1500. 1—регулятор частоты; 2—регулятор давления, 3- регулятор мощности, 4 — устройство коммутации, 5 — ограничитель скорости изменения нагрузки; 6- гидравлические импульсы; 7— переключающее устройство.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |