КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства
Тема 9. Конституционно-правовой статус главы государства. Цели занятия:
- знать юридические формы главы государства; - знать, какие функции и полномочия специфичны для главы государства; - уяснить в чем сходство и различие статусов монарха и президента при различных формах правления;
Учебные вопросы:
1. Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства; 2. Глава государства – монарх; 3. Глава государства – президент; 4. Функции и полномочия главы государства.
Глава государства – это должностное лицо или реже коллегиальный орган, выступающий символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. Глава государства является существенным звеном в механизме государственного управления обществом зарубежных. Он как бы венчает всю систему органов власти и управления, и юридически ему в этой системе отводится первое место. Хотя следует сразу оговориться и отметить, что фактическая роль главы государства в большинстве случаев отнюдь не соответствует столь высокой букве закона. Юридически глава государства во многих зарубежных странах почти всемогущ и всесилен, а практически может быть низведен до положения некоего символа, т.к. лишен реальных возможностей воздействовать на государственную политику. Это характерно для всех парламентарных государств, т.е. парламентарных монархий и парламентарных республик (Великобритания, Германия, Италия, Япония, Скандинавские страны и др.). В подавляющем большинстве зарубежных стран функции главы государства поручаются единоличному органу. В зависимости от формы правления, это либо президент, либо монарх. Что касается народов, проживающих в государствах с монархической или республиканской формами правления, то они именуют себя соответственно подданными его или ее величества короля, императора, шейха и т.д., республик — гражданами. Из средневековья пришла к нам традиция единоличного главы государства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент. В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института. Ныне существуют, например, такие его формы, как: 1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко); 2) единоличный монарх, назначенный своей семьей - правящей династией (например, в Саудовской Аравии); 3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах); 4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии, Китае); 5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе); 6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии); 7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе); 8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока. Конституционное право зарубежных стран рассматривает обычно главу государства как носителя высшей исполнительной власти и как высшего представителя государства в сфере международных отношений. Так, ст. II (раздел 1) Конституции США 1787 года гласит: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки...». На широкие властные полномочия указывает и Конституция Испании 1978 года, в ст. 56 которой мы читаем: «1. Король является главой Испанского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант правильного функционирования государственных институтов; осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически, а также осуществляет функции, которые ему представлены Конституцией и Законом». Как уже отмечалось выше, между теми широкими полномочиями, которыми наделяется глава государства конституцией, и той реальной ролью, которую он играет в общественно-политической жизни конкретной страны, нередко бывает разрыв. Он зависит от ряда факторов и прежде всего от формы правления, политического режима и социально-политической обстановки в стране, от исторического этапа и уровня социально-экономического развития страны, от того положения, которое занимает глава государства в деловом мире своей страны, а у президентов — и от порядка их избрания. Более широкими и реальными властными полномочиями обладает глава государства тех стран, где он одновременно является носителем исполнительной власти и возглавляет правительство (США, Франция, Чехия). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие и влияние на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония) и парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Венгрия). Однако нельзя данный тезис рассматривать как обязательную закономерность, поскольку на различных этапах исторического и социально-экономического развития зарубежных государств в зависимости от меняющихся методов осуществления власти один из вышеназванных факторов может иметь решающее значение, а другие — протекать в сглаженной форме. Так, в современной Испании, которая по форме правления является парламентарной монархией, глава государства — король занимает весьма заметное место в решении социально-экономических и политических проблем своей страны.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |