КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компетенция парламента
Юридическим выражением функций парламента является его компетенция. Компетенция парламента — это совокупность его полномочий по определенным предметам ведения. Компетенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Она может быть: - неограниченной - при которой круг вопросов ведения парламента точно не очерчен (Великобритания); - относительно ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений, как правило, со стороны субъектов федерации или автономных единиц (США); - абсолютно ограниченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция). Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер. 1. В законодательной сфере парламенту принадлежит исключительное право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы. Исполнительные органы могут принимать законы только в том случае, если они уполномочены на это парламентом, то есть в порядке делегирования законодательных полномочий. 2. В финансовой сфере полномочия парламента включают его право принимать бюджет и устанавливать налоги. Данные полномочия осуществляются путем принятия законов и примыкают к законодательным полномочиям. 3. В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламента являются ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это одобрение договора парламентом, выражающее окончательное согласие государства на его заключение. Денонсация — это одностороннее расторжение международного договора государством, ведущее к утрате им юридической силы на территории данного государства. 4. В сфере формирования государственных органов и учреждений, а также назначения должностных лиц парламент самостоятельно назначает некоторых из них (например, президентов в ряде парламентарных республиках) либо участвует в таком назначении (так, например, происходит формирование правительства). 5. Парламентский контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, прежде всего исполнительной власти: - утверждение им государственного бюджета и отчета о его исполнении; - вопросы отдельных парламентариев; - парламентские запросы (интерпелляции); - работу расследовательских комиссий и комитетов; - деятельность омбудсманов (уполномоченных по правам человека) и счетных палат. Осуществление парламентского контроля может привести к применению парламентом мер юридической или политической ответственности к упомянутым субъектам. Юридическая ответственность выражается в осуществлении процедуры импичмента, то есть отрешения от должности лица, совершившего правонарушение (чаще всего президента). Политическая ответственность имеет место лишь в парламентарных странах и охватывает деятельность правительства. Она проявляется в том, что парламент может выразить правительству (реже отдельному министру) недоверие или отказ ему в доверии, в результате чего правительство будет вынуждено уйти в отставку. Например, согласно ст. 89 Конституции Болгарии 1991 года «если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-председатель подает заявление об отставке правительства». В некоторых странах, впрочем, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента могут быть неоднозначными, то есть по решению главы государства может последовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. Например, Президент Венгрии может распустить Государственное собрание, если оно в течение 12 месяцев не менее чем четыре раза лишило Правительство доверия (ст. 28 Конституции 1949 года (в редакции 1990 года). Как видно, с проблемой политической ответственности правительства связан вопрос о роспуске парламента. Общие закономерности таковы, что парламент или одна из его палат, или только нижняя палата могут быть распущены президентом или монархом в парламентарных государствах и смешанных республиках; при этом если правительство несет политическую ответственность только перед нижней палатой, то роспуску подлежит, как правило, только она, а если перед обеими палатами — то обе они (одновременно или любая из них) могут быть распущены. На практике парламент (палата) распускается в случаях возникновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. При этом некоторые конституции ограничивают право президента распустить парламент, выражая недоверие правительству или отказ ему в доверии (как альтернатива отставке правительства) или (и) неспособности парламента сформировать правительство. [33]
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |