КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы парламентов
В сфере обороны и безопасности парламент вправе объявлять войну и заключать мир. 7. Судебные полномочия парламента — это право амнистии и помилования, осуществления процедуры импичмента, образование парламентами или их палатами следственных комиссий для расследования дел, представляющих публичный интерес. Для осуществления своей компетенции парламент принимает правовые акты. Основным видом актов, принимаемых парламентом, являются законы. Другие акты, принимаемые парламентом или его палатами, — это постановления, резолюции, декларации, заявления, обращения. Как правило, они не имеют нормативного характера. Кроме того, палаты принимают свои регламенты — нормативные акты, регулирующие организацию и процедуру их деятельности.
Как правило, парламент действует в сессионном порядке. Парламентской сессией называется тот период времени, в течение которого происходят пленарные заседания палат и их комиссий. Законом или обычаем устанавливается, сколько должно быть очередных сессий в течение каждого года; сессии, созываемые сверх этого числа и в необычное время, называются чрезвычайными (внеочередными). Промежутки между сессиями, когда парламент не заседает, именуются парламентскими каникулами. Во многих странах (Великобритания, Испания, Бельгия и др.) созыв парламента на сессию производится указом главы государства. В некоторых странах (США, Италия, Франция и др.) существует система автоматического созыва палат, при которой закон устанавливает дату начала очередной сессии и никакого указа главы государства не требуется. Но для созыва чрезвычайных сессий в этом случае устанавливаются особые правила. Так, в США чрезвычайная сессия может быть созвана лишь по требованию Президента, а в Италии — по требованию Президента республики, председателя любой из палат и одной трети членов какой-либо палаты. Внутренняя организация парламента определяется регламентом каждой палаты. Регламент, в частности, может устанавливать порядок образования парламентских фракций, но это имеет место лишь в сравнительно немногих странах. Обычно регламент регулирует порядок образования и компетенцию руководящих органов палат и их комиссий (комитетов). В ряде стран (США. Великобритания, Австралия и др.) образование парламентских фракций не регулируется нормами права. В других странах, напротив, регламенты палат предусматривают, что фракции могут быть признаны лишь при соблюдении определенных условий. Таким условием чаще всего является численность фракции. Установлено, например, что фракция должна включать не менее 20 депутатов в Палате Италии, 10 — в Сенате Италии, 5 — в Национальном совете Австрии и т.д. В период сессии проводятся пленарные заседания парламента (палаты), а также заседания парламентских комитетов и парламентские слушания. Для каждой из этих форм работы сессии существуют процедурные правила. Пленарные заседания — это собрания, в которых с правом решающего голоса могут принимать участие все члены парламента или его палаты и на которых парламент принимает решения. Пленарные заседания правомочны только в том случае, если они созваны в соответствии с процедурой, установленной законодательством. Конституции, законы и регламенты парламента (палат) регулируют порядок работы пленарных парламентских заседаний. Так, чтобы палата могла принимать решения, обычно требуется кворум, то есть установленное минимальное количество членов парламента (палаты). В Греции согласно Конституции 1975 года он составляет 1/4 от общего числа депутатов (ст. 67). По общему правилу пленарные заседания палат являются открытыми, о проведении закрытого заседания палата должна получить специальное решение по инициативе управомоченных субъектов. В соответствии со ст. 66 Конституции Греции «Парламент проводит публичные заседания в зале заседаний, однако по просьбе Правительства или 15 депутатов одобренный большинством депутатов на секретном заседании он может работать при закрытых дверях». Для обеспечения открытой работы парламентов в залах заседаний существуют специальные места для публики. Повестка дня и порядок обсуждения вопросов на сессии парламента подробно регулируются регламентами палат. Они устанавливают дни и время работы пленарных заседаний, порядок предоставления слова для выступлений, их предельную продолжительность, другие способы сокращения парламентских дебатов, способ распределения времени выступлений между фракциями и независимыми депутатами, наконец, способы и процедуру голосования. Мировой практике известно несколько форм голосования. Это поименное, открытое и тайное. Способами голосования могут быть применяемое все чаще электронное голосование, голосование поднятием руки, вставанием, разделением (то есть посредством входа или выхода в различные двери зала заседаний), наконец, аккламация (то есть посредством крика или аплодисментов). При этом чаще всего допускается только личное голосование. Делегирование допускается законодательством лишь немногих стран. Для принятия решения требуется абсолютное, относительное или квалифицированное большинство голосов от числа присутствующих или избранных членов палаты либо от их общего числа, то есть количества, установленного конституцией или законом. Если парламент является двухпалатным, пленарные заседания палат проводятся, как правило, раздельно. Проведение совместных заседаний возможно только в предусмотренных конституцией случаях. Например, Конституция Франции 1958 года устанавливает, что по инициативе Президента палаты парламента могут быть созваны на совместное заседание в качестве Конгресса для ратификации поправки к Конституции. К руководящим органам палаты относится, прежде всего, ее председатель. Обычно он избирается палатой на весь срок ее полномочий. Председатель палаты руководит ее пленарными заседаниями, представляет палату в сношениях с другими органами государства, следит за расходованием финансовых средств палаты и работой ее административного персонала. Во многих странах в каждой палате парламента избираются вице-председатели, которые замещают председателя в случае необходимости, секретари, редактирующие и подписывающие протоколы заседаний, а во Франции, Италии, Бельгии, в ряде стран Тропической Африки, являвшихся в прошлом французскими колониями, — еще и квесторы, на которых возложены заботы о помещении палаты, ее подсобных учреждениях (библиотека, буфет и т.п.), ее расходах, о поддержании порядка в зале заседаний и в кулуарах палаты. Чрезвычайно важную роль в деятельности парламента играют комиссии (комитеты) палат. Решения, принятые на заседаниях комиссий, часто предопределяют решения, которые затем принимаются на пленарных заседаниях палаты. Среди парламентских комиссий (комитетов) различают временные и постоянные. Первые образуют для решения какой-то одной конкретной задачи и затем распускают, вторые образуются сразу на весь срок полномочий палаты или на какой-либо другой срок. Постоянные комиссии могут быть специализированными (отраслевыми) и неспециализированным. Специализированные комиссии всегда занимаются рассмотрением определенного круга дел в соответствии с их компетенцией, установленной регламентом палаты или обычаем. Неспециализированные комиссии не имеют определенного профиля и принимают к рассмотрению любые дела по решению соответствующего органа палаты. Комиссии формируются по-разному: - в одних странах (Япония, Нидерланды, Индия) члены комиссий назначаются председателем палаты; - в других (США, ФРГ, Италия) избираются на пленарном заседании палаты; - в третьих (Великобритания, Ирландия, Финляндия) назначаются особой комиссией палаты. Но каков бы ни был способ формирования персонального состава комиссий, их партийный состав почти всегда определяется по принципу пропорционального представительства признанных фракций, благодаря чему партии, располагающие большинством в палате, получают большинство мест и в каждой комиссии. Работой каждой комиссии руководит ее председатель или бюро, возглавляемое председателем комиссии. Председатели комиссий либо избираются палатой (Франция, Италия, ФРГ), либо избираются самой комиссией (Австралия, Ирландия), либо назначаются председателем палаты (Великобритания, Индия, Нигерия). Но главным вопросом при замещении постов председателей комиссий является вопрос о том, из какой партии они должны быть подобраны. Встречаются две системы: - при одной, принятой в США, Великобритания, во Франции и др., посты председателей всех комиссий замещаются представителями партий или коалиции партии, располагающей большинством мест в палате; - при другой, принятой в ФРГ, Италии, Нидерландах и др., эти посты по договоренности между фракциями получают как партии большинства, так и оппозиционные партии. В ряде стран наряду с комиссиями отдельных палат образуются также объединенные комиссии обеих палат. В отличие от пленарных заседаний палаты, которые, как правило, проводятся гласно, комиссии значительную часть работы выполняют на закрытых заседаниях. Парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер и др.), парламентские комиссары (омбудсманы) - уполномоченные (комиссары парламента) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др. Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: 1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.); 2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах. Часто они не состоят в штате, а, числясь консультантами, выполняют заказы по подготовке разовых экспертных заключений; 3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари. В США аппарат парламента велик: каждую постоянную комиссию, в частности, обслуживают около 70 сотрудников; в Великобритании аналогичных сотрудников лишь 4-5. Считается, что вспомогательный аппарат парламента должен быть в высшей степени профессиональным и максимально деполитизированным. Поэтому в ряде стран парламентское меньшинство имеет право назначить часть сотрудников во вспомогательный аппарат (в США - до 1/3). Общее руководство аппаратом парламента в большинстве стран осуществляют председатели палат, в США избранные, а в Великобритании пожизненно назначенные монархом (на деле - кабинетом) клерки палат.[34]
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |