Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие малой группы




При изучении малой группы социальные психологи пользуются термином «групповая динамика». Свое начало это понятие ведет от основателя «школы групповой динамики» Курта Левина.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.

Анализ явлений групповой динамики обычно происходит на основании пяти элементов: цели группы, структура группы, фазы развития группы, нормы группы и сплоченность группы.

Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Цель группы определяется тем, для чего группа создана; идеей, которая объединила ее членов. Цель группы определяет результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования.

Под групповой целью понимается общая цель, преследуемая группой, независимо от того, предлагается она какой-либо организацией извне или нет; то есть, групповая цель не является формальной и декларируемой. В том случае, когда личные цели достигаются при условии достижения общей групповой цели, групповая цель является конвергенцией личных целей. В других случаях цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Степень совпадения или расхождения целей членов группы порождает групповую динамику; может как способствовать развитию группы, так и вести к ее разрушению. Важным является следующее: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других ее членов. При принятии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Таким образом, групповая цель одновременно является и индуктором взаимодействия.

Структура малой группы – элемент групповой динамики, анализирующий распределение ролей в группе. В социальных группах выделяют несколько систем отношений. Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений.

Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне (начальник, заведующий, староста, капитан и т.д.). Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности. Центральный элемент – руководитель.

Одновременно в ходе развертывания официальной деятельности группы возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Таковы, например, роли, которые можно встретить в большинстве коллективов: критик, организатор, эрудит, генератор идей, саботажник и т.д. Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений. Центральный элемент – деловой лидер.

Наряду с упомянутыми системами официальных и неофициальных деловых отношений в группе существуют отношения эмоционального типа. Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и т.д. Центральным элементом является эмоциональный лидер, человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе [2].

Р. Шиндлер (1957) [по 2] выделяет следующие наиболее распространенные роли в группе, используя для их обозначения греческие буквы:

a – альфа (лидер), импонирует группе, побуждает ее к действиям

b – бета (эксперт), имеет специальные знания, навыки способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он рассматривает ситуацию с нескольких сторон, его поведение самокритично и рационально.

g – гамма (рядовой), легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляется с лидером.

w – омега (аутсайдер, отвергаемый), самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных, иногда он отождествляется с противником, чем провоцирует группу.

р – ро (противник), оппозиционер, активно выступает против лидера.

Для изучения структуры малой группы применяются следующие методы:

- социометрические (используются для изучения неформальных отношений в группе);

- методы изучения лидерских позиций и влияния в группе (ранжирование, дискуссии, ролевые игры и т.д.);

- методы изучения коммуникативных сетей (система передачи информации в группе и информационного влияния);

- наблюдение (в естественных условия жизнедеятельности группы или в лабораторных условиях);

- экспертное оценивание и групповая оценка личности (ГОЛ);

- формально – статусный метод (например, изучение штатного расписания и должностных инструкций) [8].

Фазы развития малой группы – элемент групповой динамики, раскрывающий механизмы ее развития. Механизмы развития группы объясняют следующие основные теории: идиосинкразический кредит; психологический обмен; разрешение внутригрупповых противоречий (двухфакторная модель)

Идиосинкразический кредит понятие, предложенное в работах Е. Холландера [по 1], означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяется нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции.

Психологический обмен – процесс развития через статусную дифференциацию. Развитие группы можно представить следующим образом: в контексте групповой деятельности для людей значимым является и тот вклад, который каждый член группы делает в общую групповую копилку, и тот статус, та позиция, которую человек занимает в группе. Активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус.

В двухфакторной модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. По Б. Такмену [по 1] развитие двух сфер идет параллельно: изменение в одной сопровождается изменением в другой.

На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк [по 1] выделили следующие семь стадий развития группы (на примере ученического класса).

1. Этап формирования представлений учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.

2. Вторая стадия – период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.

3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

4. Четвертая стадия – переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочения на этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для учителя этап.

6. На шестом этапе, картина мира меняется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я–ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.

7. Актуализация – высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.

Следующий элемент групповой динамики – групповая норма – это некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, регулятор развертывающихся в ней отношений. Норма сопряжена с другими элементами групповой структуры – статусом и ролью, но есть основания рассматривать нормативное поведение и как самостоятельный раздел групповой психологии.

Нормы являются той конструкцией, которая отделяет одну группу от другой. Соблюдение групповых норм необходимый признак принадлежности человека к группе. Часто нормы выполняют функцию не эффективности деятельности, а упорядочивания. Нормы дают возможность совершать поступки и не задумываться о последствиях.

Появление групповых норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:

· Преследование общих целей.

· Стремление к сохранению стабильности группы.

· Общие представления, возникающие в результате жизни в группе.

· Подражание другим членам.

· Страх перед санкциями.

Следование групповым нормам есть проявление конформного поведения. Конформность – это изменение в поведении или мнении индивида под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Иногда человек проявляет конформизм под давлением большинства, однако, часто принятие норм является необходимым условием для достижения согласия в группе.

Общая характеристика функционирования норм в малой группе:

1. Нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью. Возможны три типа норм:

· институциональные – их источником является организация и ее представители в виде фигур власти;

· добровольные – их источником являются взаимодействия и договоренности членов группы;

· эволюционные – их источником являются действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров и в виде неких стандартов прилагаемые к определенным ситуациям групповой жизни.

2. Группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

3. Нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т. е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения

4. Нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.

5. Нормы различаются также по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций [1].

Важный элемент групповой динамики – сплоченность группы.

Л. Фестингер [12] определяет групповую сплоченность как «результирующую всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».

Сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

Сплоченность может рассматриваться как эмоциональное явление; как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов; как степень удовлетворения потребностей индивида в группе.

К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести:

· сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы;

· усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов;

· возрастание участия каждого в жизни группы;

· рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).

Сплоченность является одной из характеристик социально-психологического климата группы.

Социально-психологический климат – это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов группы. Он создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные конфликты.

Основные характеристики социально-психологического климата: удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, деятельностью, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей; сплоченность; сознательная дисциплина; уровень конфликтности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.