Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона общения




Коммуникативная сторона общениярассматривает общение как передачу информации. При передаче информации в процессе общения можно выделить две его составляющие: вербальное (словесное, речевое) и невербальное (бессловесное) общение. В таблице 1 представлены основные сравнительные характеристики вербальной и невербальной коммуникации.

Таблица 1

Характеристики вербальной и невербальной коммуникации

  Невербальная Коммуникация Вербальная коммуникация
Как происходит обмен сообщениями Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» Сообщения могут существовать помимо передающего их человека. Вербальная коммуникация позволяет информировать об отсутствующих предметах или явлениях
Составные элементы Невербальное сообщение сложно разделить на отдельные единицы Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам
Осознанность и контроль Невербальное поведение спонтанно; непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать
Освоение Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил

 

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения процесс коммуникации ассиметричен. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е., когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации» [2].

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными:

1. Дополнения – неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его.

2. Опровержение – неречевое сообщение противоречит речевому.

3. Замещение вербальных сообщений невербальными.

4. Регулирование разговора – невербальные сообщения помогают регулировать беседу.

Неречевое сообщение может касаться совершенно иного предмета, чем речевое. Внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным ее содержанием – тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах, сказать напрямик.

Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации, слушатель (реципиент) склонен (так же в значительной степени неосознанно и подсознательно) верить более вербальному, чем невербальному смыслу сообщения. Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении.

Способность к невербальному общению формирует такое качество личности, которое называется экспрессивность.

Экспрессивность означает степень выраженности того или иного состояния, чувства, настроения, отношения и т.д. В класс средств, выявляющих своеобразие личности попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок и т.д. В соответствии с ними формируются направления психологии экспрессии, которыми занимаются специалисты в области психодиагностики, психотерапии, социально-психологического тренинга, рекламы, политической психологии.

Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую, акустическую, тактильную и ольфакторную [6].

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела:

· жестикуляция – движения рук,

· мимика – движения лица,

· пантомимика – позы.

Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Кинесика – движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк и т.д.

Одна из таких попыток в области кинесики принадлежит К. Бердвистлу (он и ввел этот термин). Он предложил выделить единицу телодвижений че­ловека – «кин» – мельчайшую единицу, «букву» движения. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, но из кинов образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

На основании предложения Бердвистла [по 2] были построены своего рода «словари» телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бердвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный словарь телодвижений не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но, тем не менее, определенный «каталог» жестов в различных национальных культурах удается описать.

Поза – это положение человеческого тела. Поза – одна из менее контролируемых сознанием форм невербального поведения. Наблюдение за позами дает наиболее значимую информацию о состоянии человека.

Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывает на изменение отношений между ними.

Известно около тысячи устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1. включение (открытая поза: человек улыбается, его голова и туловище повернуты к человеку, туловище слегка наклонено вперед)или исключение из ситуации (закрытая поза соответствует психологической закрытости в контакте: у такого собеседника скрещены руки, он сидит нога на ногу, его пальцы сцеплены в «замок», спина отклонена назад);

2. доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т.д.) или зависимость (взгляд снизу, ситуативная сутулость и т.д.);

3. противостояние (человек стоит, сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

Походка – элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Характер походки указывает на физическое самочувствие, возраст человека, его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Эти параметры формируют образ ровной, плавной, уверенной, тяжелой, виноватой и других видов походок.

Жесты – движения рук или кистей рук. По жестам можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состояниях. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражающими случайное состояние. По жестам можно судить о некоторых качествах человека. Исследования утверждают, что жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

По содержанию выделяют следующие жесты:

1. описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие, сопровождающие речь. Вне речи они не имеют смысла.

2. конвенциональные – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, приглашения, запрещения, оскорбления. Эти жесты понятны без речи.

3. модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, радости, удивления и т.д. Выражают оценку, отношение к предметам и людям.

Манера одеваться и причесываться также входит в кинесическую структуру невербального поведения.

Мимика, или выражение лица, – важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо имеет столь серьезное значение, потому что это основной канал передачи человеческих эмоций. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Проявление такого разнообразия возможно потому, что человек может управлять каждой отдельной мышцей своего лица, за небольшим исключением [17].

Контроль над выражением лица позволяет усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции. Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Опознается такая мимика легче, так как представлена четко. Сложнее распознается мимика, соответствующая неинтенсивным чувствам, так как мимические признаки представлены нечетко. Чаще всего эмоции носят смешанный характер, когда люди испытывают более одного чувства.

Некоторые исследователи рассматривают язык взглядов или «контакт глаз», как отдельную знаковую систему, поскольку эта система имеет особое место в визуальном общении. Контакт глаз – это наиболее тонкий показатель отношений и взаимоотношений, складывающийся между людьми.

Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Некоторые авторы не выделяют контакт глаз, как самостоятельную знаковую систему, а включают ее наряду с мимикой в раздел кинесики.

Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец он указывает на окончание реплики (например, закончив высказывание, коммуникатор прямо смотрит в глаза собеседнику, давая этим понять, что теперь его очередь говорить).

Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания невербального языка взглядов имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. С другой стороны, отсутствие прямого взгляда, в особенности на зависимого человека, может вызвать впечатление о том, что с ним не хотят общаться. Умышленный отказ от общения с таким человеком может быть жестким средством манипуляции. В целом, во многих работах, посвященных исследованию контакта глаз, подчеркивается, что частое интенсивное смотрение партнеров друг на друга является показателем «ненормальных» отношений, как позитивных (любовь, симпатия), так и негативных (ненависть, неприязнь) [по 6]. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров.

Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

Акустическая знаковая система – следующая знаковая система невербальной коммуникации. Она увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. Акустическая знаковая система включает паралингвистические и экстралингвистичекие знаки.

Паралингвистические знаки это «добавки» к вербальной коммуникации. Это так называемая система вокализации, которая включает в себя:

1. Тембр голоса. Это – его частотный состав, физическим эквивалентом которого является спектр звука. Спектр голоса с различным эмоциональным содержание существенно различается. Например, для гнева характерно усиление высокочастотных обертонов, появляется звонкость, «металл» в голосе. Для страха характерно сильное падение высоких обертонов, голос становится глухим, сдавленным.

2. Мелодика речи – изменение высоты голоса во времени. Высота голоса и ее изменения во времени выступает носителем не только эмоциональной информации, но и возрастной, половой, индивидуально-личностной.

3. Энергетические характеристики, то есть сила голоса и ее изменение. Для печали характерна слабая, а для гнева увеличенная сила голоса. Так же информативный показатель – изменение силы голоса во времени.

Можно подчеркнуть, что именно динамика акустических параметров речи – важнейшее средство кодирования информации в этой системе.

Экстралингвистические знаки – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

1. Темпо-ритмические особенности речи. Для разных эмоциональных состояний характерен разный темп речи. Темп речи зависит также от индивидуальных особенностей коммуникатора и его возраста. Кроме того, по темпу речи могут судить о личностных характеристиках человека. Например, быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, либо неуверенном, суетливом.

2. Атипичные индивидуальные особенности произношения – смех, покашливание, заикание. К атипичным особенностям относят также индивидуальные характеристики речи, такие как заикание и нарушенное звукопроизношение. Экспериментальные исследования подтверждают, что слушатели склонны приписывать людям с более совершенной, красиво звучащей речью более высокие достоинства: как интеллектуально-эстетические, так и психологические и деловые качества.

3. Паузы. Пауза выполняет регулятивную функцию в разговоре, подчеркивая важные моменты в речи, давая возможность слушающему обдумать сказанное. Пауза может быть важным средством влияния, может быть «неловкая» пауза. Умение держать паузу является одним из индикаторов уверенности [6]. Акустические средства не дополняют речь по отдельности, они взаимодействуют.

Следующая знаковая система тактильная. Такесическая система невербальной коммуникации –этоневербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия. Это, прежде всего, самые разнообразные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Прикосновение – сильное средство воздействия. Прикосновение иногда облегчает, иногда затрудняет контакт. Считается, что прикасается тот, кто имеет на это право: сильный к слабому, старший к младшему, начальник к подчиненному. Кроме того, прикосновение – это акт доверия, попытка сблизиться, но это и акт демонстрации власти и посягательства на личную территорию. Различные виды прикосновений являются актами эмоциональной поддержки или отвержения партнеров, одобрения или наказания.

Интенсивность и частота прикосновений отличаются не только в различных культурах, но и зависят от пола, возраста, статуса и типа личности.

Прикосновения сообщают об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия. Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика.

Прикосновения разделяют на профессиональные (они носят безличный характер: когда профессионал прикасается к человеку, тот воспринимается им как объект, а не как личность), ритуальные (например, рукопожатия), дружеские и любовные.

В целом, такесика выполняет в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Поэтому неадекватное использование прикосновений приводит к многочисленным конфликтам в общении [6].

Как знаковую систему иногда отдельно рассматривают организацию пространства и времени коммуникативного процесса.

Временные характеристики общения, сформировавшиеся в различных субкультурах, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения.

Э. Холл [по 2] ввел термин проксемика, или пространственная психология, – раздел знаний, изучающий закономерности пространственной организации общения, а также влияние территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер общения.

Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, т.е. то, что касается дистанции:

· интимное расстояние (0–45 см), партнеры не только видят, но и чувствуют друг друга;

· персональное (личное) расстояние (45–120 см), оптимальное расстояние для разговора, беседы;

· социальное расстояние (120–260 см), обычно это формальное общение;

· публичное расстояние (от 260 см), например, общение докладчика с аудиторией.

Каждое из расстояний свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, например, при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Ольфакторная система знаков – знаковая система невербальной коммуникации, связанная с естественными и искусственными запахами.

С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых ожиданий индивидов, как способ идентификации, установления тождества. Конечно, обоняние имеет меньшее значение, чем другие структуры невербального поведения. Общество, безусловно, регулирует интенсивность запахов, и сама эта структура невербального поведения является показателем общего уровня культуры человека. Система запахов и ее влияние на формирование образа и понятия о нем недостаточно изучено на сегодняшний день [по 6].

По мнению исследователей, запахи выполняют важную функцию в коммуникации – контролируют непосредственное, социальное общение. Например, существуют определенные представления о том, как должны пахнуть мужчины и женщины. Существуют исследования о том, что индивидуальный запах может играть важную роль в установлении дистанции общения.

Для всех систем невербальной коммуникации значимым является общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.