Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Личность в социальном пространстве

Большое значение для разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения, интерперсональное восприятие, связи личности с группой.

Это значение определяется тем, что личность здесь рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрывать целый ряд таких ее характеристик и таких феноменов, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются (в силу специфики их предмета, методов и задач).

Социальные психологи концентрируют свое внимание на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут большинство людей заставить поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым и так далее. Социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Рассматривают два уровня таких причин: в самой личности (например, в условиях ее социализации) и в характере и в уровне развития группы. Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.


Один из вопросов социальной психологии личности – социализация. Понятие социализации впервые было описано в конце 40-х – начале 50-х гг. XX века в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). В традициях американской социологии это понятие раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление организма к условиям среды, к культурным, психологическим и социологическим факторам. В гуманистической психологии социализация представлена как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личности, а субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система [8].

В отечественной науке Л.С. Выготский [по 2] говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения. Согласно Л.С. Выготскому, переход от низших психических функций к высшим есть присвоение культуры индивидом.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

То есть, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. При такой интерпретации понятия социализация достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Выделяют три сферыстановления (социализации) личности:

1. Деятельность. В процессе социализации личность расширяет сферу деятельности, осваивает ее новые виды, осваивает в процессе новые роли и осмысливает их значимость.

2. Общение. Процесс расширения: умножение контактов с другими людьми, специфика контактов на каждом возрастном рубеже. Процесс углубления: переход от монологического к диалогическому общению, децентрация, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

3. Самосознание. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В результате социализации у человека развивается самосознание, на основе которого складывается Я-концепция, являющаяся собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Человек меняет роли, взрослеет, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать представление о себе. В современной научной литературе все чаще встречается понятие «идентичность». Это не случайно: в контексте последних социальных изменений усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни.

Социальная психология, изучая проблему социализации, выявляет социализирующие функции непосредственного окружения человека: особенности различных общностей и их субкультур, межличностные, этнические, внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и отношения, также вопросы самопознания, формирования Я-концепции.

Стадии социализации

Основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. В соответствии с этим выделяют следующие этапы процесса социализации:

1. Дотрудовая стадия. Этот этап включает раннюю социализацию (от рождения до школы) и стадию обучения (школа, студенчество).

2. Трудовая стадия. Этап включает весь период зрелости человека, приходящийся на трудовой период.

3. Послетрудовая стадия.

При социализации воздействие общества на личность осуществляется непосредственно или через группу. Средствами такого воздействия являются: нормы, ценности, знаки. Общество и группа передают человеку нормы и ценности посредством знаков. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают трансляторами социального опыта, называют институтами социализации.

На дотрудовой стадии такими институтами социализации выступают: в период раннего детства – семья и детские сады. Семья наиболее важный институт – первые навыки взаимодействия, первые социальные роли, нормы и ценности. Нет исследований в сфере влияния на формирование личности в детсадах. Во втором периоде ранней стадии социализации таким институтом является школа. Школа больше чем семья зависит от общества и государства. Школа способствует или препятствует вхождению личности в гражданскую жизнь. Школа расширяет область общения, возникает специфическая среда общения со сверстниками. Интересен период юности: ролевой моратории, связанный с выбором – профессии, системы ценностей, партнера по браку. В итоге это период принятия жизненно важных решений. ВУЗы как институт социализации мало изучены.

На трудовом этапе институтом социализации – является трудовой коллектив.

В результате социализации у человека развивается самосознание, на основе которого складывается Я-концепция. Я-концепция является одной из важнейших составляющих личности. Обычно ее определяют как совокупность всех представлений человека о себе, на основе которых он строит свои взаимоотношения с другими и относится к себе.

Зрелость Я-концепции означает: дифференцированность и многокомпонентность образов Я; обобщенность – переход от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и внутренним диспозициям; индивидуальность и психологичность; субъективное ощущение устойчивости внутреннего Я; разграничение и противопоставление наличного и идеального Я [2].

Становление Я-концепции как целостного образа себя происходит в процессе включения человека в социальное сообщество, в процессе восприятии других людей, их поведения, качеств, оценочных суждений о них со стороны других и оценочных суждений (на этой основе) самой личности о себе и о других.

Среди составляющих элементов Я-концепции можно выделить:

· представление о себе в настоящем, «здесь и сейчас» – реальное Я,

· «программное» представление о себе, в котором сконцентрированы «необходимые» составляющие, то, каким я должен стать, каким должен быть – идеальное Я,

· представление о себе как публичном существе, отличном от реального и идеального, но вместе с тем связанное с ними – публичное Я и т.п.

Субъект стремится к согласованности разных составляющих Я-концепции; оторванность или слишком большая степень «разброса» между ними ведет к дезинтеграции личности и повышению нервно-психического напряжения.

Целостный образ собственного Я включает:

1) когнитивный компонент – представление индивида о самом себе (множество качеств, внешних и внутренних, личностных и физических и т. п.),

2) эмоциональный компонент – собственно, самоуважение или самоуничижение,

3) оценочно-волевой – стремления субъекта к действиям, способным усилить самооценку и самоуважение.

Следует учитывать, что неизменность Я-концепции, ее негибкость в изменяющихся социальных условиях не способствуют «самосохранению» личности, затрудняют ее адаптацию и часто приводят к противопоставлению человека социальному сообществу, не зависимо от того, положителен или отрицателен внутренний образ Я, так как самосознание постоянно работает путем сравнения реального поведения с Я-концепцией и, соответственно, осуществляет регуляцию поведения.

Человек меняет роли, взрослеет, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать представление о себе. В современной научной литературе все чаще встречается понятие «идентичность». Это не случайно: в контексте последних социальных изменений усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни.

В статусной модели Дж. Марсиа [по 8] выделяются четыре состояния (статуса) идентичности. Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности: достигнутую идентичность, мораторий, преждевременную или диффузную идентичность.

Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь.

Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить, его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.

Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.