Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналии




Лебон (Le Bon) Гюстав (1841—1931) – французский психолог, социолог, антрополог и пр. Один из основоположников социальной психологии. Доктор медицины. Создал ряд концепций и теорий, объяснявших различные явления общественной жизнедеятельности с позиций социологического психологизма. Исследовал психологические детерминанты этнических конфликтов и циклический характер развития цивилизации. Оказал влияние на формирование и развитие социальной психологии. Охарактеризовал конец XIX – начало XX в. как «эру толпы» и предсказал связанный с этим упадок культуры и цивилизации. Автор книг: «Психологические законы эволюции народов", 1894, «Психология народов и масс», 1895 и ряда трудов по психологии, социологии, антропологии, истории, философии, педагогике, анатомии, физиологии, теоретическому и экспериментальному естествознанию и пр. В рус. пер. изданы: «Психология народов и масс», СПб., 1896; «Психология социализма», СПб., 1908; «Эволюция материи», СПб., 1912 [4].

 

Морено (Moreno) Джекоб Леви (1892—1974) – американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт. Создатель социометрии, психодрамы, групповой психотерапии.

Для Морено игра была ключом к реальности. В 1931 г. он основал первый профессиональный журнал по групповой терапии (ныне – «Групповая психотерапия, психодрама и социометрия»). В 1932 (по одной из версий) ввел термин «групповая психотерапия». В 1934 опубликовал книгу «Who Shall Survive?» (переиздана Beacon, 1953) и монографию «Применение группового метода для классификации», ставшую одной из основных работ по формированию групповой психотерапии.

Основал журнал «Sociometry» (1937), а в 1940 г. – Институт социометрии и психодрамы (Институт Морено). В 1942 г. создал первую профессиональную организацию групповых терапевтов. Опубликовал работы «Sociometry and the Cultural Order» (N.Y., 1943) и «Социодрама. Метод анализа социального конфликта» (1944). В 1946 г. предложил психодраму как метод исследования и терапии личности и опубликовал книгу «Психодрама». Основным средством решения социальных проблем считал упорядочение отношений между людьми [4].

 

Левин (Lewin) Курт (1890—1947) – немецкий и американский психолог. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля). Образование получил в Берлинском ун-те (доктор философии, 1947). С 1932 г. жил и работал в США.

В своих работах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936) Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя.

Открытие им понятия уровня притязаний и «аффекта неадекватности», который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. После переезда в США Левин занимался проблемами групповой дифференциации, типологией стиля общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения – демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах [4].

 

Берн (Berne) Эрик (1910—1970) – американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Доктор медицины, профессор. В 1947 г. (с предисловием психоаналитика А. Брилла) опубликовал книгу «Психика в действии» (которая в дальнейшем многократно переиздавалась в разных странах под названием «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». Основал Международную Ассоциацию Трансактного анализа, в которую входят многие страны мира, в том числе и страны СНГ. Первая научная работа Берна посвящена изучению интуиции. Интерес к этой проблеме сохранялся у него всю жизнь. В 1977 году, уже после его смерти, все работы Берн по этой проблеме были собраны в книге «Интуиция и эго-состояния». В основе учения Берна лежит его представление о личности: в каждый момент человек может находиться в одном из трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), переключаясь в другое состояние при изменении ситуации.

Основные положения теории Берна изложены в книгах «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» (1966) и «Что мы говорим после того как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры). Психология человеческой судьбы» (1972). В России обе эти книги были изданы в одном томе в 1988 г. В своей идеологии трансактный анализ близок другим направлениям психотерапии, в особенности гештальттерапии. В отличие от последней в трансактном анализе больший акцент, как правило, делается на рациональных акцентах психотерапии (актуализация эго-состояния «Взрослый»). Берн также автор книг: «Структура и динамика организаций и групп», М., 1963; «Секс в человеческой любви», М., 1970 и др. [4].

 

Бодалев Алексей Александрович (р. 1923) – российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986—1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течение двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии.

Начиная с 1960-х гг., Бодалев одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком» (1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности» (1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, – с другой. В последующих работах – «Личность и общение» (1983), «Общение и развитие психики» (1988), «Психология межличностного общения» (1994) – познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения [4].

 

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886–1950) – грузинский психолог и философ, один из основоположников психологической науки в Грузии, создатель психологической школы установки. Доктор философии (1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР (1941–1950), названный в 1950 г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946). Образование по философии получил в Лейпцигском унте (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Был одним из организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918–1950).

Узнадзе – автор широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Узнадзе вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др.). На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах Узнадзе раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания.

Узнадзе – автор многочисленных исследований в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и педагогической мысли Грузии [4].

 

Фестингер (Festinger) Леон (1919–1989) – американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса. Ученик и последователь К. Левина. С 1955 г. – профессор Стэнфордского унта, с 1968 г. – Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Сначала занимался исследованиями социального сравнения, в которых дал анализ особой потребности – в оценивании самого себя. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля К. Левина и теории равновесия Ф. Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющих мотивационного процесса оценивалась недостаточно [4].

 

Проверочный тест к разделу «Социальная психология»

1. С каким явлением групповой динамики более всего связано изучение, конформного поведения?

1). лидерство;

2). цели группы;

3). нормы группы;

4). сплоченность группы.

2. Восприятие и понимание партнерами друг друга в процессе общения – это сторона общения…

1). коммуникативная

2). перцептивная

3). интерактивная

4). сенсорная

3. Автор теории когнитивного соответствия…

1). Л. Фестингер;

2). Ф. Хайдер;

3). В.А. Ядов;

4). Т. Ньюком.

4. По Мак Грегору, утверждение, что люди изначально не хотят трудиться, у них нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности, соответствует…

1). теории Х;

2). теории Y;

3). теории черт;

4). системной теории.

5. Понятие «когнитивный диссонанс» означает…

1). мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами;

2). напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;

3). степень, в какой мере люди воспринимают свою жизнь, как контролируемую «изнутри» или «извне» (внешними силами);

4). недовольство человека самим собой.

6. Какая из ниже перечисленных групповых ролей НЕ выделяется Р. Шиндлером?

1). альфа (лидер);

2). бета (эксперт);

3). сигма (критик);

4). гамма (рядовой);

5). омега (аутсайдер);

6). ро (противник).

7. Соответствующий принятым нормам и ожиданиям способ поведения – это…

1). роль;

2). стереотип;

3). установка;

4). статус;

5). нет правильного ответа.

8. Социально-перцептивное искажение, заключающееся во влиянии общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств – это…

1). эффект ореола;

2). влияние имплицитной теории личности

3). эффект инерционности;

4). стремление к непротиворечивости.

9. Термин «групповая динамика» ввел…

1). Г. Лебон;

2). К. Левин;

3). Дж. Морено;

4). В. Вундт.

10. Метод, изучающий неформальную структуру группы…

1). формально-статусного определения;

2). cоционический;

3). социометический;

4). изучения коммуникативных сетей.

11. Автор теории когнитивного диссонанса…

1). Л. Фестингер;

2). Ф. Хайдер;

3). В.А. Ядов;

4). Т. Ньюком.

12. Тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы – это…

1). этноцентризм;

2). эффект ингруппового фаворитизма;

3). межгрупповой конфликт;

4). чувство «мы-они».

13. Пространственная психология – раздел знаний, изучающий закономерности пространственной организации общения, а также влияние территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер общения –

1). просодика;

2). кинесика;

3). проксемика;

4). такесика.

14. Когда общаются мама и ее ребенок, то согласно транзактному анализу, они общаются из позиций…

1). Родитель и Дитя;

2). Взрослый и Взрослый;

3). Дитя и Дитя;

4). нет верного ответа.

15. «Играние роли» – это термин, который имеет отношение к...

1). теории ролевой дифференциации ролей;

2). концепции символического интеракционизма;

3). транзактному анализу;

4). нет верного ответа.

16. Какие выделяют сферыстановления (социализации) личности?

1). общение, деятельность, самосознание;

2). Я-концепция, самосознание, рефлексия;

3). общение, самосознание, взаимодействие:

4). семья, детский сад, школа, институт, трудовой коллектив.

 

Список литературы, рекомендуемый для самостоятельно прочтения:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. ‑ М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

3. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

4. Майерс, Д. Социальная психология / пер. с анг./ Д. Майерс – СПб: Питер, 2008.

5. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев – М.: Академический проект, 1999. (М.: Деловая книга, 2000).

Литература по разделу «Социальная психология»

1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. ‑ М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

3. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.

4. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

6. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

7. Майерс, Д. Социальная психология/ Д. Майерс – Санкт-Петербург: Питер, 1997.

8. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие / И.М. Марковская – Челябинск: 2003. – 64 с.

9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000.

10. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1998

11. Социальная психология. /Под ред.С.Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

12. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

13. Социальная психология: Хрестоматия / Составитель И.М. Марковская. – Челябинск: ЮУрГУ, 2000.– 101 с.

14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2005.

15. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани – М.: Феникс, 2002.

16. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев – М.: Академический проект, 1999. (М.: Деловая книга, 2000).

17. Экман, П. Психология лжи / П. Экман – СПб.: Питер, 2000. – 272 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.