Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические феномены личности




Социально-психологические феномены личности – следующий раздел, изучающий личность в социальном пространстве. Ниже мы рассмотрим следующие из них: социальная (личностная) зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности

Социальная зрелость – это индикатор качества социального становления личности. Она предполагает такой уровень ее развития, при котором личность способна взаимодействовать с социумом и с собой на активно-действенном уровне, для чего должны быть сформированы ее основные компоненты.

Работы по данной проблематике преимущественно посвящены теоретическому описанию зрелой личности. Так, сторонник диспозиционного направления Г. Олпорт [по 5] естественным способом существования зрелой личности считает непрерывное становление и активное отношение к миру. Он указывает, что личность – открытая система, она существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением. Зрелая личность определяется как та, которая стремится выйти за пределы своего социального окружения, активно воздействовать на мир.

Г. Олпорт выделил шесть черт, которыми характеризуется зрелая личность:

1. широкие границы Я, такой человек может «посмотреть на себя со стороны»;

2. способность к теплым, сердечным социальным отношениям;

3. самопринятие;

4. демонстрация реалистического восприятия, опыта и притязаний;

5. способность к самопознанию и чувству юмора;

6. обладание цельной жизненной философией, набором ценностей, которые служат объединяющей основой жизни человека.

Личность, обладающая этими характеристиками, является «здоровой личностью». Поведение зрелого субъекта осознано, незрелого – направляется неосознанными мотивами.

К. Роджерс [по 5] описывает зрелую личность, рассматривая характеристики «полноценно функционирующего человека». Личностно зрелому человеку свойственны:

1) открытость опыту, выражающаяся в открытости переживаниям, способности слушать себя, постоянно «достраивать» себя;

2) жизнь в настоящий момент времени – проявление гибкости, адаптивности, терпимости и непосредственности;

3) доверие собственным побуждениям и интуитивным суждениям, на основе этого доверия вырабатывается способность принимать решения;

4) эмпирическая свобода – жизнь без ограничений и запретов, которая относится к «внутреннему чувству ответственности»;

5) креативность – «конструктивная и адаптивная в своей культуре жизнь».

Кроме динамических характеристик личностной зрелости можно выделить и уровневые. При самом элементарном анализе выделяются три основных уровня созревания, проявления личностной зрелости, ее представленности в системе жизнедеятельности человека:

1) высокий уровень личностной зрелости – глобальное образование, влияющее на все сферы жизни и представленное в них;

2) «избирательный уровень» личностной зрелости – избирательно проявляется в разных сферах жизнедеятельности, характеризуя ее неустойчивость;

3) низкий уровень – недостаточная представленность личностной зрелости во всех видах жизнедеятельности; проявляется в неумении человека справляться со своими жизненными проблемами, в недостаточной представленности в структуре «Я» особенностей, обобщенных в эго-состоянии «взрослого» (по Э. Берну).

Личность человека в разные моменты становления оказывается представленной на каждом из выделенных уровней (третьем, втором и первом). С другой стороны, для многих личностей первый уровень оказывается недостижимым, человек как бы застревает на каком-то этапе развития своей личности.

Личностная зрелость оказывает влияние на образ жизни индивида и, более того, его определяет. В этом смысле личностная зрелость и образ жизни образуют единство.

В становлении личностной зрелости и частных ее компонентов сменяются сензитивные периоды и периоды стабилизации.

Сензитивным для становления основных ее компонентов является возраст 15–16 лет у юношей и 14–15 лет у девушек. Относительная стабилизация обнаружена у юношей в возрасте 16–17 лет, а у девушек в 15–16 лет.

Необходимо подчеркнуть, что личностная зрелость является динамичным образованием, она поддается развитию под влиянием воспитательных воздействий. Стоит ли говорить, что основная задача воспитания – развитие компонентов личностной зрелости, что, кроме всего прочего, предполагает развитие его эмоциональной и когнитивной основы.

Социальный интеллект – это способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия – умение решать задачи на субъект-субъектном уровне.

Причем эта способность позволяет психологически автономному и независимому субъекту противостоять давлению людей и обстоятельств и преодолевать эмоциональное заражение.

По мнению В.Н. Куницыной [5], социальный интеллект являет собой глобальную способность, которая возникает «на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт» и обусловливает «прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений».

Исследователи данного феномена едины во мнении, что структура социального интеллекта многомерна и сложна. Так, В.Н. Куницына полагает, что она включает в себя:

1) коммуникативно-личностный потенциал – стержневой элемент структуры – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, определяющий психологическую контактность и коммуникативную совместимость;

2) характеристики самосознания – чувство самоуважения, свободы от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям; самосознание социально интеллектуального человека не должно быть «зашоренным», отягощенным психологическими комплексами и защитными барьерами;

3) энергетические характеристики – психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость;

4) особенности социальной перцепции – способность к объяснению и моделированию социальных явлений, пониманию людей и каузальной интерпретации их поведения, социальное мышление и воображение.

Общий и социальный интеллект, несомненно, тесно взаимосвязаны. Однако, Э. Торндайк [по 5] утверждал, что в психологической структуре индивида они существуют отдельно друг от друга.

Опросы обычных людей обнаружили, что, описывая «академический интеллект», люди указывают черты, отличающиеся от характеристик, составляющих социальный (практический) интеллект. Часто отождествляя его с человеческой мудростью, люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:

· Способность к решению практических задач. Такой человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы, принимает хорошие решения, обращается к оригинальным источникам важной информации, выслушивает все аргументы.

· Вербальная способность. Такой человек говорит ясно и с четкой артикуляцией, хорошо понимает прочитанное, имеет хороший словарный запас, не испытывает трудностей в письменной речи, эффективно общается с людьми.

· Социальная компетентность. Человек, обладающий социальной компетентностью, принимает других такими, какие они есть, выносит справедливые решения, чуток к нуждам и желаниям других людей, пунктуален в договоренностях, любознателен, имеет широкие интересы.

Интегральной функцией социального интеллекта является формирование долгосрочных, осознанных взаимоотношений с перспективой их развития и положительного взаимовлияния.

Среди основных функций социального интеллекта выделяют следующие:

1) Приспособительная функция – это адекватность и успешность социального взаимодействия, адаптивность в изменяющихся, зачастую, экстремальных, условиях.

2) Мобилизационная функция – помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению личности.

3) Мотивационная функция – это актуализация аффилиативных потребностей, стимуляция общения, инициативность в контактах.

4) Операциональная функция – решение текущих задач, построение интерактивных программ, стратегия и тактика успешного взаимодействия.

5) Когнитивная функция – связана с повышением социальной компетентности.

6) Прогностическая функция – планирование межличностных событий, предвидение возможных направлений их развития.

7) Формирующая функция – проявляется в плане самопознания, саморазвития, а также построения перспективных, позитивно взаимовлияющих межличностных отношений.

Носителем социального интеллекта высшего уровня развития явится хорошо адаптированная, компетентная, социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, развитым чувством собственного достоинства и высоким социальным потенциалом, который проявляется в способности устанавливать и поддерживать эффективные отношения и позитивно влиять на других людей.

Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

В.Н. Куницына [5] в структуру социальной компетентности включает социально-психологическую, коммуникативную, вербальную, оперативную компетентность и эго-компетентность.

Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.

Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование их в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание традиций, обычаев, этикета в сфере общения, воспитанность, соблюдение приличий, хорошая ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках профессии.

Вербальная компетентность – учет контекста и подтекста высказываний, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи, отсутствие трудностей в письменной речи.

Эго-компетентность – практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, возможностей и ресурсов, понимание причин своих ошибок и промахов, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться.

Исследователи данной проблемы выделяют основные функции социальной компетентности: функцию ориентации, функцию адаптации и функцию интеграции общесоциального и личного опыта.

Социально компетентный человек умеет:

· принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

· забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

· правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

· представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

· отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей;

· анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

· представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования.

Рассмотрим следующий социально-психологический феномен личности – ценности и ценностные ориентации.

Существует многозначность понятий «ценность» и «ценностные ориентации». В философии есть специальный раздел, который занимается ценностями – аксиология. В социологии – это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности общества рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции. В социальной психологии – это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. В общей психологии – изучение высших мотивационных структур.

Ценности способствуют интеграции общества, поскольку каждый знает, что ценят, к чему стремятся «все люди», он знает, чего можно от них ожидать, он прогнозирует их поведение и соответственно строит свое. Общество, которое очень высоко ценит человеческую жизнь, будет иметь сильные нормы, осуждающие убийства и причинение вреда другим людям.

Согласно К. Клахон [по 2] ценность –это явное или неявное, различаемое в индивиде или характерное для группы представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действия.

Ценностей немного, но число вариаций в ценностной системе вполне достаточно, чтобы объяснить различия между культурами, институтами. Под ценностями понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий. Т.е. ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, выделяющих определенные стороны или функции выполняемые ценностью. Это – социальные и личностные ценности; ценностные ориентации.

Социальные и личностные ценности отражают их принадлежность определенной общности людей (социальные ценности – обществу, социальной группе; личностные – определенной личности). Эти понятия рассматриваются, как правило, вместе: либо во взаимосвязи, либо противопоставляясь друг другу.

Понятие ценностные ориентации практически тождественно личностным ценностям, но используется обычно при объяснении регуляции социального поведения. Личностные ценности – это описание смысловой сферы. Ценностные ориентации – описание мотивационно-потребностной сферы.

Чаще всего ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. При этом ценностным ориентациям личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Ценности организуются в определенные системы (иерархии).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие разновидности стихийных групп выделяют?

2. В чем проявляется трансформации личности в толпе?

3. Перечислите методы изучения больших групп?

4. Каковы функции стереотипа?

5. В чем заключается суть «гипотезы контактов»?

6. Дайте определение формальной и неформальной малых групп?

7. Какие выводы были сделаны на основе Хотторнских экспериментов?

8. Перечислите недостатки социометрической теории.

9. Какие наиболее распространенные роли в группе выделяет Р. Шиндлер?

10. Перечислите основные элементы групповой динамики, на основании которых происходит анализ развития группы?

11. Как явление идиосинкразического кредита способствует процессу развития группы?

12. Как явление психологического обмена способствует процессу развития группы?

13. Дайте общую характеристику функционирования норм в малой группе?

14. В чем заключается феномен ролевой дифференциации лидерства?

15. Каковы две фундаментальные лидерские роли?

16. Охарактеризуйте основные стили руководства?

17. Раскройте содержание «теории Х» и «теории Y» по Дугласу Мак Грегору?

18. Как проявляется эффект ингруппового фаворитизма?

19. Дайте сравнительную характеристику вербальной и невербальной коммуникации?

20. Что такое экспрессивность?

21. Что изучает кинесика?

22. Что изучают экстралингвистика и паралингвистика?

23. Что изучает проксемика?

24. Как объясняет межличностное взаимодействие транзактный анализ?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 5130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.