Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения




Понятие «межличностные отношения» отражает иную содержательную, качественную наполненность процесса взаимодействия между людьми, оно вносит новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение про­цесса межличностного общения.

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Можно говорить, что межличностные отношения это система установок, ориентаций, ожиданий, диспозиций и стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.].

Особенностью межличностных отношений является то, что речь идет не о сиюминутных контактах, а о длительных; при этом взаимные ори­ентации партнеров развиваются и кристаллизуются.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений от­носят:

­ дистанцию, как степень психологической близости партнеров,

­ валентность, как оценку отношений,

­ позицию партнеров, например, доминирование, зависимость, равенство,

­ степень знакомства, например, поверхностное знакомство, дружба, любовь и др. (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 544 с.)

В основе межличностных отношений лежат эмоции и чувства, возникающие у субъектов общения относительно друг друга.

Восприятие одного человека другим, как правило, сопровождается более или менее выражен­ным оценочным отношением к нему; человек достаточно быстро определяет, кто ему нравится, а кто нет. Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract - привлекать, притягивать, пленять, прельщать). (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 544 с.) Буквально «аттракция» означает «привлечение», но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания этого понятия. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. (Андреева)

 

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, выделяют внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

К внешним факторам аттракции относят степень выраженности у человека потребность в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров по общению и их пространственную близость. Рассмотрим каждый из факторов.

Потребность в аффuлиации – это потребность создавать и под­держивать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у человека существенно влияет на тип его межличностного поведения. Человек со слабо выражен­ной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избега­ющего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, по­стоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Ярко выраженная потребность в аффилиации является фактором, усиливающим для индивида привлекательность другого человека как потенциального партнера по общению.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения рассматривается как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение челове­ка распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Человек, переживающий поло­жительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или по­давленном настроении.

Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностно­го предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим об­разом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции преж­де всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (соци­альной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструкту­рой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам. Таким образом, пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимодействий, соответственно увеличивает степень знакомства между людьми, снижает их настороженность и возможный страх перед новым и незнакомым. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция. Однако, пространственная близость не является решающим фактором, влияющим на аттракцию, поскольку, находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга.

Рассмотренные внешние детерминанты аттракц­ии выступают только в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми на начальных этапах взаимодействия. Как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа фак­торов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия. Это – внутренние факторы аттракции. К ним относят: физическую привлекательность партнера по общению, демонстрируемый им стиль общения, фактор сходства между партнерами по общению и выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. Рассмотрим их подробнее.

Фактор физической привлекательности связан с внешностью партнера по общению. Существует ряд гипотез, объясняющих наличие связи между внешней красотой и аттракцией:

­ красота является положительным подкреплением, всем приятно видеть кра­сивое;

­ красивые люди часто более коммуникабельные, обладают более разви­тыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условия­ми социализации красивых и некрасивых людей;

­ популярность красивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними – красивый человек как бы повышает уровень физической привле­кательности и своего партнера;

­ действие эффекта ореола, проявляющегося в том, что люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками, а некраси­вость – с отрицательными.

Следует учитывать, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабиль­ного успеха в долговременных отношениях, поскольку влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

Важным фактором межличностной аттракции является стиль общения. Исследования показали, что люди предпочитают тех, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабель­ность, решительность. Менее привлекательными люди считают тех, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

Фактор сходства проявляется в том, что нам нра­вятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нра­вятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе этого утверждения лежит принцип когни­тивного соответствия, заключающийся в том, что люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности. Социальные установки, верования, чувства, ценности человека взаи­мосвязаны, и он пытается поддерживать их в согласован­ности или создать ее, если она утрачена. Чем более схожи установки двух людей, тем сильнее ощущение ре­альности и значимости их взглядов, что является важным источником поддержания уверенности в себе, повышения самооцен­ки личности.

Хотя сходные цели сближают людей, иногда именно сходство может стать фактором, резко снижающим межличностную аттрак­цию. Например, это может произойти в ситуации соперничества двух людей, нередко они на­чинают испытывать негативные чувства друг к другу.

Выделяют факторы, которые усиливают воздействие сходства на аттракцию. Среди них: число вопросов, по которым люди достигают согласия; важность, значимость тех или иных взглядов для человека; взаимность чувств.

Помимо теории сходства существует теория, подчеркивающую различия как основу межличностной аттракции, предложенная Р. Винчем (теория дополняю­щих потребностей. Суть ее заключается в том, что при выборе брачных партнеров и друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворе­ние имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

Выражение личного отношения к партнеру в ходе общения – еще одна важная внутренняя детерминанта межличностной аттракции. Люди с большей вероятностью положительно от­носятся к тем, кто их хвалит, любит, сотрудни­чает с нами, чем к тем, кто их критикует, ненавидит или конкурирует с ними. Первое – принято рассматривать как поддерживающий стиль поведения, второе – как неподдерживающий.

Поддерживающий стиль поведения проявляется в следующем: обращение к партнеру по имени, комплименты и похвала, согласие с собеседником, выражение положительных чувств к нему или его сообщению, выражение благодарности собеседнику, подчеркивание его значимости и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.