КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные отношения
Понятие «межличностные отношения» отражает иную содержательную, качественную наполненность процесса взаимодействия между людьми, оно вносит новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса межличностного общения. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Можно говорить, что межличностные отношения это система установок, ориентаций, ожиданий, диспозиций и стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.]. Особенностью межличностных отношений является то, что речь идет не о сиюминутных контактах, а о длительных; при этом взаимные ориентации партнеров развиваются и кристаллизуются. К структурным параметрам, задающим содержание отношений относят: дистанцию, как степень психологической близости партнеров, валентность, как оценку отношений, позицию партнеров, например, доминирование, зависимость, равенство, степень знакомства, например, поверхностное знакомство, дружба, любовь и др. (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 544 с.) В основе межличностных отношений лежат эмоции и чувства, возникающие у субъектов общения относительно друг друга. Восприятие одного человека другим, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к нему; человек достаточно быстро определяет, кто ему нравится, а кто нет. Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract - привлекать, притягивать, пленять, прельщать). (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003. – 544 с.) Буквально «аттракция» означает «привлечение», но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания этого понятия. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. (Андреева)
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, выделяют внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции. К внешним факторам аттракции относят степень выраженности у человека потребность в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров по общению и их пространственную близость. Рассмотрим каждый из факторов. Потребность в аффuлиации – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у человека существенно влияет на тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Ярко выраженная потребность в аффилиации является фактором, усиливающим для индивида привлекательность другого человека как потенциального партнера по общению. Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения рассматривается как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам. Таким образом, пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимодействий, соответственно увеличивает степень знакомства между людьми, снижает их настороженность и возможный страх перед новым и незнакомым. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция. Однако, пространственная близость не является решающим фактором, влияющим на аттракцию, поскольку, находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга. Рассмотренные внешние детерминанты аттракции выступают только в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми на начальных этапах взаимодействия. Как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия. Это – внутренние факторы аттракции. К ним относят: физическую привлекательность партнера по общению, демонстрируемый им стиль общения, фактор сходства между партнерами по общению и выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. Рассмотрим их подробнее. Фактор физической привлекательности связан с внешностью партнера по общению. Существует ряд гипотез, объясняющих наличие связи между внешней красотой и аттракцией: красота является положительным подкреплением, всем приятно видеть красивое; красивые люди часто более коммуникабельные, обладают более развитыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей; популярность красивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними – красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности и своего партнера; действие эффекта ореола, проявляющегося в том, что люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками, а некрасивость – с отрицательными. Следует учитывать, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях, поскольку влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека. Важным фактором межличностной аттракции является стиль общения. Исследования показали, что люди предпочитают тех, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность. Менее привлекательными люди считают тех, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких. Фактор сходства проявляется в том, что нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе этого утверждения лежит принцип когнитивного соответствия, заключающийся в том, что люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности. Социальные установки, верования, чувства, ценности человека взаимосвязаны, и он пытается поддерживать их в согласованности или создать ее, если она утрачена. Чем более схожи установки двух людей, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является важным источником поддержания уверенности в себе, повышения самооценки личности. Хотя сходные цели сближают людей, иногда именно сходство может стать фактором, резко снижающим межличностную аттракцию. Например, это может произойти в ситуации соперничества двух людей, нередко они начинают испытывать негативные чувства друг к другу. Выделяют факторы, которые усиливают воздействие сходства на аттракцию. Среди них: число вопросов, по которым люди достигают согласия; важность, значимость тех или иных взглядов для человека; взаимность чувств. Помимо теории сходства существует теория, подчеркивающую различия как основу межличностной аттракции, предложенная Р. Винчем (теория дополняющих потребностей. Суть ее заключается в том, что при выборе брачных партнеров и друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности. Выражение личного отношения к партнеру в ходе общения – еще одна важная внутренняя детерминанта межличностной аттракции. Люди с большей вероятностью положительно относятся к тем, кто их хвалит, любит, сотрудничает с нами, чем к тем, кто их критикует, ненавидит или конкурирует с ними. Первое – принято рассматривать как поддерживающий стиль поведения, второе – как неподдерживающий. Поддерживающий стиль поведения проявляется в следующем: обращение к партнеру по имени, комплименты и похвала, согласие с собеседником, выражение положительных чувств к нему или его сообщению, выражение благодарности собеседнику, подчеркивание его значимости и пр.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |