Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения




Перцептивная сторона описывает общение как восприятие. Термин «социальная перцепция» впервые был введен в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Первоначально с помощью этого понятия описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем социальную перцепцию стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности.

Механизмы общения являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место [2].

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция «В социальной психологии «социальной перцепцией» называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются люди, социальные группы, большие социальные группы. Поэтому, это слово употреблено не слишком точно, так как восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Кроме того, употребление слова «восприятие» для социальных объектов кажется здесь не совсем точным.

В отечественной психологии первым начал разрабатывать эту проблему А.А. Бодалев [по 2], положивший начало большому кругу исследований и создавший научное направление. В отечественной литературе часто вместо термина «восприятие другого» используют термин «познание другого человека», который подразумевает не только восприятие физических характеристик объекта, но и восприятие его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях и др., а также формирование представлений о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия [2].

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая:

1. Богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке.

2. Чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного изменения. Таким образом, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится уподоблять себя другому: принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Поэтому анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает как один из механизмов познания и понимания другого.

Экспериментально установлена связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия это тоже особый способ понимания другого. Только здесь имеется в виду не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Здесь эмпатия есть аффективное «понимание «Эмоциональная ее природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Механизм идентификации и эмпатии сходен в том, что и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествить себя с другим человеком.

Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, в социальной психологии называется рефлексией. В этом случае не просто знание и понимание другого, это – осознание того, как партнер по общению понимает меня.

Все исследования процесса познания людьми друг друга можно разделить на два больших класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции – характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.;

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции – анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов [2].

В процессе взаимодействия каждый участник, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди чаще всего не знают действительных причин поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого классы характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания [7].

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей:

1. От степени уникальности или типичности поступка;

2. От степени его социальной желательности или нежелательности.

В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много разнообразных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Во втором случае, под «социально желательным поведением» понимается такое поведение, которое соответствует социальным и культурным нормам, поэтому оно сравнительно легко и однозначно объясняется. При нарушении таких норм (социально нежелательное поведение), диапазон возможных объяснений расширяется.

Кроме того, характер атрибуции зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух разных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли [по 3] выделил три таких типа:

1. Личностную атрибуцию, когда причина приписывается лично совершающему поступок.

2. Объектную атрибуцию, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие.

3. Обстоятельственную атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснять совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия винит в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель винит за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком. На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия [2]. Дополнительные сведения были получены и том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания.

В теориях каузальной атрибуции также уделяется внимание идее контрастных представлений. Ее суть заключается в том, что «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту с ним как носителя самых положительных черт.

Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева [2].

Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д.

Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. От них тоже в значительной мере зависит результат межличностной перцепции. Здесь выделяют различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: эффект ореола (галлоэффект), эффекты новизны и первичности и явление стереотипизации.

Эффект ореола – это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все другие качества.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот.

Тесно связаны с эффектом ореола эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности действует при восприятии незнакомца и наиболее значимой оказывается первая предъявленная информация. При восприятии знакомого человека действует эффект новизны, когда более значимой оказывается последняя, то есть более новая информация [2].

В более общем плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявление особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Стереотип – это некоторый устойчивый образ, знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщенные и закрепленные в сознании людей в виде устойчивых представлений. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, так как упрощают, облегчают процесс познания. Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические, этнические и другие. Сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат.

Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии. Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:

1. К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, так как помогает сокращать процесс познания. Такой механизм может быть адекватным при определении человека, принадлежащего к определенной социальной группе, так как позволяет быстрее ориентироваться в ситуации.

2. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, и естественно, в условиях реальной жизни такие предубеждения могут нанести не только серьезный вред общению, но и взаимоотношениям людей. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы [7].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.