Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология общения и межличностных отношений




Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности – корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Собственно общение в привычном для нас смысле является производной от трудовой общности людей. Деятельность сообща породила язык общения. Общение служит первоначальным инструментом формирования сознания любого человека, можно предположить, что способность к общению у человека врожденная, но она должна быть развита соответствующим воспитанием [2].

По средствам общение может быть:

1. Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.

2. Опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий.

3. Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

4. Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Характеризуя структуру общения, выделяют в нем три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между людьми. Люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Причем в условиях человеческие общения информация не просто передается, она – формируется, уточняется и развивается.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмене не только знаниями и умениями, но и действиями. Если общение рождается на основе какой-то совместной деятельности, то обязательно возникают совместные попытки развивать деятельность, организовывать ее. Мы можем быть удовлетворены взаимодействием в группе (например, в процессе обсуждения какого-то вопроса) или оценивать наше взаимодействие негативно.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Эти термины весьма условны. Задача исследователей заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

Анализ коммуникации – это ответ анализ того, как, с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, то есть субъективного опыта, от одного субъекта к другому.

Использование термина «коммуникация» в этом смысле соответствует как исходному латинскому слову «communicatio» (делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как корректный, поскольку в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации [1].

Рассмотрим основные характеристики каждой их сторон общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.